Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования 5
1.1.Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства 5
1.2 Методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования при занятиях конферансом 10
Глава 2.Оценка влияния занятий конферансом на эстетическое развитие подростков 17
2.1.Организация занятий конферансом в учреждении дополнительного образованияя 17
2.2.Анализ результатов исследования 20
Заключение 25
Список использованной литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Проблема эстетического воспитания подростков относится к числу актуальных. Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Эстетическое воспитание подростков - это важнейшая задача современного российского образования. Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности подростков.
Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания подростка обладает именно система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности.
Значение эстетического воспитания в системе дополнительного образования подростков усиливается тем, что система школьного образования не в состоянии в полной мере реализовать потенциал эстетического воспитания. В настоящее время эстетическое воспитание в системе дополнительного образования подростков решает социально значимые вопросы организации досуга, создает условия для интересов подростков в самых разных областях искусства.
Проведённый анализ литературных источников и исследование передового педагогического опыта выявили и недостаточное освещение вопросов, которые раскрывают теоретико-методологические основания эстетического воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Происходит падение всех традиционных идеологических и эстетических норм, которые долгое время формировались, изменились и эстетические вкусы нового поколения.
Вместе с тем противоречивой является и ситуация в самой области дополнительного образования, мало уделяющей внимания в воспитательном процессе развитию эстетической культуры подростков.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования при занятии конферансом.
Предмет исследования - содержание эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и эмпирических данных, разработать программу по эстетическому воспитанию подростков.
Гипотеза исследования: содержание эстетического воспитания подростков должно включать: эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, осведомленность в области искусства, творческую активность в области искусства.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, факторы и условия, методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста.
3. Рассмотреть методы и средства эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования средствами конферанса.
Провести анализ деятельности «Дом детского творчества» по эстетическому воспитанию подростков на занятиях конферансом.
Провести диагностику состояния эстетического воспитания подростков.
Частично апробировать программу по эстетическому воспитанию подростков в организации дополнительного образования.
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания подростков в организации дополнительного образования
1.1.Эстетическое воспитание: понятие, факторы и условия, методы и средства
Эстетическое воспитание - это воспитание способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и окружающей действительности, формирование чувств в области прекрасного.
Задача эстетического воспитания - формировать эстетический идеал. Прекрасное, по своей сути есть жизнь в наших понятиях. Эстетический идеал - это образ совершенства. Для эстетического освоения мира необходима практика и творческая деятельность. Виды этой деятельности могут быть достаточно разные: создание красоты через труд, эстетическое поведения, эстетическо-познавательная деятельность, творчество. Формирование эстетического сознания и эстетическая деятельность - это две взаимосвязанных направления педагогического процесса. Посредством творческой деятельности растущий человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении. При этом формируется его эстетическое отношение к действительности. Методами эстетического воспитания являются: разъяснение; анализ произведений искусства, предметов и явлений; решение эстетических задач; упражнения в искусстве; положительный пример; поощрение и т.д.
Формы эстетического воспитания: беседы; лекции на эстетические темы; кинолектории; вечера поэзии; встречи за круглым столом; дискотеки и танцевальные вечера. Средства эстетического воспитания в разнообразной эстетической деятельности применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Научно-познавательный процесс обладает большими возможностями для эстетического воспитания школьников. Проникая в сущность познаваемых предметов, процессов и явлений, воспитанник вместе с тем воспринимает присущие им эстетические свойства. Сам процесс познания объективной реальности начинается с чувственного восприятия, так называемого живого созерцания. Труд активно влияет на эстетическое развитие следующими путями: процессом труда, содержанием работы, результатами труда, отношениями в процессе трудовой деятельности. Правильно организованный труд сопровождается чувством удовлетворения и наслаждения. Человека радует результат его труда. Эстетически- воспитательные возможности игр очень богаты.
В нынешней литературе термин «эстетическое отношение к мир
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / М. Ю. Андрюков // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. ( г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 203-206.
2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. 528 с.
3. Березина В. Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-методическое пособие / В. Ф.Березина М.: АНО «Диалог культур», 2007. 512с.
4. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды П.П.Блонский М.: Юрайт, 2016. 321 с.
5. Боровиков Л. И. Педагогика дополнительного образования: Учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений / Л. И. Боровиков. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2002. 113 с.
6. Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л. Н. Буйлова // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. С. 138-141.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4./ Л. С. Выгоский. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
8. Гаврилюк В. В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников / В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз // Обществознание в школе. 2006. №2. С.50-52.
9. Гамезо М. В. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие/ М.В. Гомезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. М.: Педагогическое общество России, 2011. 456с.
10. Горский В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2011. № 2. С. 6 - 11.
11. Джидарьян И. А. Эстетическая потребность / И. А. Джидарьян. М.: Просвещение, 2006. 191с.
12. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб.пособие для студ. педвузов А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2010. 432 с.
13. Драгунова Т. В. Подростковый возраст / Т. В. Драгунова. // Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 2010. С. 32 - 39.
14. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Е.Б.Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: ВЛАДОС, 2002. 352с.
15. Журкина А. Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования / А. Я. Журкина // Дополнительное образование. 2000. № 9. С. 6 - 9.
16. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2014. 564с.
17. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения Я. А. Коменский. М.: Просвещение, 1982. 284с.
18. Лебедев Ю.Д. Дополнительное образование: учеб.пособие Ю.Д.Лебедев. 3 - е изд., испр. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 204 с.
19. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках) / Б. Т. Лихачев. Самара: Изд-во СИУ, 1997. 110 с.
20. Лихачев Б. Т. Система эстетического воспитания школьников Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 2010. 321 с.
21. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. Аристотель и поздняя классика / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. 776 с.
22. Луначарский А. В. О воспитании и образовании / А. В. Луначарский. М.: Просвещение, 1996. 385 с.
23. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 2010. 187 с.
24. Матюхина М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 2010. 256с.
25. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие / Э. И. Медведь. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 48 с.
26. Мурманцева Т. К. Создание культурно-эстетической среды в образовательной системе «Школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Автореферат дисс. канд. пед. наук Т. К. Мурманцева. Саратов, 1998. 38 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество :учеб.для студ. вузов / В.С. Мухина. 9-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 456с.
28. Проблемы эстетического развития личности школьника Г.С.Поддубская. М.: УО «МГПИ», 2010 .52 с.
29. Солодова Г.Г Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы / Г. Г. Солодова, Н. А. Климова. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. 107 с.
30. Щетинская А. И. Совершенствование процесса дополнительного образования в современных условиях. А. И. Щетинская. М.: Просвещение, 2010. 376 с.