Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обилие духовых,
струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних
русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов
нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал
навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это
3
было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней
Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные
были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.
В музыкальной культуре нашей страны особое место занимают русские
народные инструменты. Их отличает тембровое разнообразие и
выразительность: здесь и свирельная грусть, и плясовые балалаечные
наигрыши, и шумное веселье ложек и трещоток, и тоскливая
пронзительность жалейки, и, конечно, богатейшая баянная палитра,
вбирающая в себя все оттенки музыкального портрета русского народа.
Глава 1. История русских народных инструментов
1.1. Появление простейших музыкальных инструментов
На сегодняшний день исключительно русскими музыкальными
инструментами считаются, например, гармонь, балалайка, гитара и
мандолина, однако на самом деле они пришли к нам из западной культуры
уже в XIX веке.
Русская народная музыка всегда оставалась больше песенной, нежели
инструментальной, на то есть свои причины.
История возникновения, развития музыки тесно связана с обрядовой,
религиозной деятельностью. На Руси музыка впитала традиции
распространенного повсеместно язычества. После принятия христианства в
Киевской Руси действовал запрет на использование музыкальных
инструментов в храмах. Строгие религиозные каноны не допускали
развлекательных песенок, исполняемых скоморохами, которые активно
использовали исконно народные музыкальные инструменты. Исполнители
народной музыки, песен, сохранявших элементы язычества, обрядовости,
преследовались церковью. [17, c 56]
То, что использовалось средневековыми скоморохами, практически не дошло
до наших лет, поэтому традиционно русскими музыкальными
4
инструментами принято считать те, которые использовались пастухами,
жителями сел, деревень – гусли и гудки, рожки, дудки, трубы, бубны,
охотничьи рога.
Скоморохи – странствующие актеры, развлекающие публику уличными
представлениями, песнями, плясками, - во многом являются основными
создателями русской народной музыки. Они подразделялись на «плясцов»
(тех, кто пляшет), «сопельников» (тех, кто играет на сопелях) и «игрецов»
(тех, кто играет на других инструментах), они первыми ввели в обиход
понятие развлекательной народной музыки, отойдя от церковных
песнопений, обрядовых мотивов.
В основе известной классификации, разработанной в начале ХХ века К.
Заксом и Э. Хорнбостелем, лежат источник звука и способ звукоизвлечения.
По этой системе можно разделить на четыре группы и русские народные
инструменты: [19, c 79]
-идиофоны (самозвучащие): почти все ударные – трещотки, рубель, ложки,
дрова (разновидность ксилофона);
-мембранофоны (источник звука – натянутая мембрана): бубен, гусачок;
-хордофоны (струнные): домра, балалайка, гусли, семиструнная гитара;
-аэрофоны (духовые и другие инструменты, где источником звука является
воздушный столб): рожок, свирель, сопель, пыжатка, дудка, жалейка,
кугиклы (кувиклы); сюда же относятся и свободные аэрофоны – гармоника и
баян.
1.2. Русские народные инструменты
В XIX веке из западных культур в Россию пришли балалайка, баян (гармонь),
варган, мандолина, домра, семиструнная гитара - сегодня они считаются
исконно народными музыкальными инструментами - это произошло
благодаря распространенности в народной среде, простоте использования,
также тому значению, которое они приобрели в русском музыкальном
5
творчестве. Это традиционные музыкальные инструменты современного
народного оркестра. [11, c 26]
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый
инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента
датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил
только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от
восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова
балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают
бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего
выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
1.3. Особенности традиционных инструментов
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с
нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент
шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и
Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х
годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии
поставленного производства большую часть инструментов изготавливали
народные мастера, что способствовало широкому конструктивному
разнообразию.
Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента
практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих
народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную
мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских
музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые
металлические пластины.
На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко
выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для
6
бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и
других увеселительных мероприятий. [4, c 39]
Глава 2. Русские народные музыкальные инструменты в оркестре
2.1. Оркестр русских народных инструментов
В настоящее время существует проблема потери интереса общества к родной
культуре. Не востребованность народного творчества в коммерческих СМИ
привела к тому, что дети оказались оторванными от национальных истоков, а
отсутствие информационной альтернативы лишает подрастающее поколение
возможности реализовать конституционное право на доступ к
отечественному культурному наследию. [2, c 40]
Традиции нашей страны неразрывно связаны с исполнительством на
народных музыкальных инструментах. Оркестр народных инструментов
является одной из жемчужин нашей культуры, не имеющей аналогов в мире.
Слово «оркестр» (от греч. «orchestra») происходит от названия круглой
площадки перед сценой в древнегреческом театре. Со временем название
стало именем нарицательным. [7]
2.2. Русские народные музыкальные инструменты в оркестре
В 1887 – 1888 годах по чертежам Андреева мастер Франц Станиславович
Пасербский изготовил первую хроматическую балалайку.
Этим же мастером был изготовлен комплект оркестровых балалаек,
различных по размерам и звуковым качествам: дискант, пикколо, прима,
тенор, альт, бас, контрабас (балалайка-секунда была сконструирована
позднее). [13, c 20]
Эти инструменты стали основой для организации «Кружка любителей игры
на балалайках». 20 марта 1888 года впервые состоялось публичное
выступление этого кружка.
7
Эта дата считается исходной в создании оркестра русских народных
инструментов. Успех превзошел самые смелые ожидания. О коллективе
заговорили не только в среде слушателей, но и в кругу видных музыкантов,
писателей, артистов.
Но Андреев не остановился на этом, он экспериментировал с инструментами,
тембрами, так как ему нужен был мелодический инструмент, некий аналог
скрипки в симфоническом оркестре. В 1895 году в Вятской губернии был
найден струнно-щипковый инструмент с круглым кузовом, который был
реконструирован мастером Семеном Ивановичем Налимовым и назван домра
малая.
2.3. Основные направления развития современного исполнительства на
балалайке
Характерной чертой развития исполнительства и педагогики во второй
половине XX века стало наличие элементов скрытой конкуренции
нескольких исполнительских и педагогических традиций. Прежде всего,
московской и уральской. Это примечательно, поскольку в советской системе
преобладали авторитарные центростремительные тенденции. В данном
случае, балалаечники смогли двигаться против установленных в то время
правил.
Среди положительных результатов можно отметить формирование мощного
педагогического направления в уральском и сибирском регионах, активную
работу с композиторами по созданию оригинального репертуара.
Характерно, что внутри самих исполнительских и педагогических традиций
наблюдались явные авторитарные тенденции. Все процессы были под
контролем ведущего профессора, что иногда, особенно в московской
традиции, ограничивало инициативу последователей и учеников.
Результатом стало очень медленное развитие репертуара в 70-80-х годах XX
века и значительное отставание балалаечников в методическом осмыслении
8
практического исполнительского и педагогического опыта. За тридцать лет
появилась лишь одна «Школа игры на балалайке» П. И. Нечепоренко, В. И.
Мельникова. [14]
С крушением авторитарной системы и началом процессов децентрализации
произошли парадоксальные процессы в исполнительстве. Отрицательные
последствия – развал системы концертной деятельности в стране,
значительное падение тиражей изданий педагогической и методической
литературы, обнищание педагогов, падение престижа профессии музыканта и
т.д.
Глава 3. Русские народные инструменты сегодня
3.1. Особенности музыки в славянском стиле
Сегодня многие современные композиторы используют мотивы в народном
стиле в своих композициях для придания особой эмоциональной окраски и
усиления музыкального эффекта. Рождаются новые жанры, такие как этнорок, этно-поп и многие другие.
Безусловно, русская музыка в народном стиле является основополагающей в
древнеславянской культуре. Слушая такие композиции сегодня, мы словно
прикасаемся к основным историческим вехам, узнаем о традициях и укладе
жизни наших предков.
Жалейку в основном использовали в качестве музыкального инструмента
пастухи. На ней играют как дуэтом, так и соло, а иногда исполняют в составе
оркестра народные песни, танцы, наигрыши.
Флейта может петь весело и беззаботно, нежно и сильно, мягко и серебристо.
Флейта может подражать человеческому голосу: порой ее сравнивают с
колоратурным сопрано. И название инструмента происходит от слова flatus
(лат.), обозначающего дуновение. [15]
Звучание у балалайки громкое, но нежное. Самые распространенные приемы
игры – одинарное и двойное пиццикато. Не последнее место занимают также
9
бряцание, дроби, вибрато, тремоло. Народные инструменты, в том числе и
балалайка, звучат довольно мягко, хотя и звонко. Мелодии получаются очень
душевными и зачастую печальными.
3.2. Символичность народных инструментов
Народные инструменты не дремучее прошлое - они, по сей день популярны,
востребованы, активно используются не только народными коллективами.
Все чаще можно видеть на эстраде гармонь, балалайку, домру - в
коллективах, играющих различную музыку - от рока до классики, джаза.
Ярким примером является популярная группа Терем-квартет, состоящая из
малой, альтовой домр, баяна, балалайки-контрабаса. Бас-балалайка
использовалась группой Red Elvises, играющей рокабилли, фанк-рок.
Как определил профессор М. И. Имханицкий, инструмент является лишь
орудием в руках музыканта для передачи своих идей. Каково мышление
исполнителя, каков его репертуара, таков и статус инструмента. Сам
инструмент-это лишь материальный предмет, который не может иметь
какой-либо статус в отрыве от реального исполнителя. [6]
Таким образом, инструмент в руках разных исполнителей может приобретать
разный статус. Если профессиональный исполнитель играет концерт А. И.
Кусякова, то и балалайка выступает в роли академического инструмента.
Если балалайку в руки берет исполнитель и играет фолько-джаз, то и
инструмент выступает в роли эстрадного.
Сегодня используются русские народные музыкальные инструменты:
-в оркестрах народных инструментов,
-ансамблях народной музыки,
-в эстрадных фолк-группах,
-сольное исполнение,
-нетрадиционное использование - в роке, джазе.
10
3.3. Роль русских народных инструментов в современном мире
Русские народные инструменты является неотъемлемой частью народной
жизни, одновременно его художественным творчеством. Синкретичностью
фольклора объясняется его преимущественно практическое, прикладное
назначение и относительная «вторичность». Об этом свидетельствуют те
функции, которые выполняют музыкальные инструменты в деревенской
общественной жизни.
Среди основных функций исследователи выделяют: обрядово-магическую,
рабоче-хозяйственную, информативно-коммуникационную, рекреативную,
лекарственную и эстетическую. Рассмотрим их подробнее.
Обрядово-магическая функция, одна из первых, которая закрепилась за
русскими народными музыкальными инструментами. Они выступают
средством, позволяющая войти в контакт с магическими силами, которые
управляют природой и от которых зависит жизнь человека. Эта функция
связана до нашего времени с семейно-бытовыми и календарноземледельческими обрядами и является необходимым для всех членов
общества.
Заключение
Русские народные музыкальные инструменты представляют собой
самобытное явление в мировой музыкальной культуре. В своем развитии они
неразрывно связаны с духовной жизнью, практической деятельностью,
бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями русского
народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый
оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.
Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли,
чаяния, душевные переживания. Эти чувства нашли свое отражение не
только в песенном, но и в инструментальном искусстве. Многие поколения
неизвестных мастеров-самоучек создавали и совершенствовали музыкальные
11
инструменты, в которых отразились эстетические и этические представления
народа, его мироощущение.
Создание оркестра русских инструментов относили к истокам новой области
музыкального творчества – народно-инструментальной музыки письменной
традиции. Более ста лет назад в музыкальной практике впервые был создан
национальный, по составу инструментов, русский оркестр.