Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Наибольшую известность в музыкальных педагогических кругах получила система муз. воспитания венгерского композитора и педагога З. Кодая. Ее особенностью является опора на народную музыку, воспитание музыкальной культуры детей через активное развитие их музыкальных способностей. Часто говоря о системе Кодая подразумевают лишь релятивную (относительную) сольмизацию. Это, конечно, не так, однако К. начинает рекомендовать ее с 30-х годов и вызвано это было тем, что существовавшее ранее последовательное изучение мажорных тональностей, интервалов не способствовало освоению венгерской народной музыки, в основе которой лежит пентатоника. Согласно этой системе итальянские (слоговые) названия нот связываются не с абсолютной высотой звуков, а со ступенями мажорных и минорных ладов. Так мажорная тоника при сольфеджировании независимо от тональности всегда называется «до», 2-я ступень «ре»; минорная тоника «ля» и т.д. (несколько изменены названия 5 и 7 ст. «со» и «ти»).
Кодай заинтересовался музыкальным образованием детей в 1925 году, когда он случайно «подслушал», как некоторые ученики пели песни, которые они узнали в школе. Кодай ужаснулся их навыкам пения и решил сделать что-то для улучшения системы музыкального образования в Венгрии. Он написал ряд статей и эссе, чтобы привлечь внимание к проблеме детского музыкального образования: в своих произведениях он критиковал школы за использование некачественной музыки и за начало обучения музыке только в средних классах. Кодай настаивал, что системе музыкального образования нужны лучшие учителя, лучшие учебные планы и больше уроков, посвященных музыке.
Начиная с 1935 года Золтан Кодай приступил к долгосрочному проекту по реформированию преподавания музыки в начальных и средних школах путем активного создания нового учебного плана и новых методов обучения, а также — написанием новых музыкальных композиций для детей. Его работа привела к публикации нескольких книг, оказавших влияние на музыкальное образование как в стране, так и за рубежом.
Усилия Кодая принесли свои плоды в 1945 году: когда новое венгерское правительство начало реализовывать его идеи в государственных школах. Социалистический контроль над системой образования способствовал распространению методов Кодали по всей стране. Первая начальная музыкальная школа, в которой ежедневно преподавалась музыка, открылась в 1950 году. Школа была настолько успешной, что в течение следующего десятилетия было открыто более ста подобных школ. Через 15 лет примерно половина школ в Венгрии были музыкальными школами.
Успех Кодая, в конечном счете, стал известен за пределами венгерских границ: его метод был впервые представлен международному сообществу в 1958 году на конференции Международного общества преподавателей музыки (I.S.M.E.), состоявшейся в Вене. На другой конференции — в Будапеште в 1964 году — работы венгерского реформатора были непосредственно представлены участникам. Музыкальные педагоги со всего мира отправились в Венгрию, чтобы посетить музыкальные школы Кодая. Первый симпозиум, посвященный исключительно методу Кодая, был проведён в Окленде (штат Калифорния) в 1973 году; на этом мероприятии было также открыто Международное общество Кодая. Сегодня методы Кодая используются во всем мире.
Глава 1. Жизненный путь Золтана Кодая.
1.1. Золтан Кодай – композитор и педагог
Главнейшими особенностями педагогической деятельности Золтана Кодая были несокрушимая инициатива, неутомимый энтузиазм, понимание, сколь важна в работе каждая мелочь, и демократичность основной идеи, определявшей его педагогические устремления: музыка должна принадлежать всем! Эти черты и принципы характеризуют весь его жизненный путь (7).
Мечта о прекрасном характеризует музыкально-педагогическую жизнедеятельность Кодая, а также его музыкально-фольк¬лорную исследовательскую работу. Красота простой тран¬сильванской народной песни привлекла к себе в первом десятилетии нашего века музыкальное сердце Кодая. Это “переживание” он хотел разделить со всем народом, со всем миром. Он хотел оградить ребенка и молодого чело¬века от безрадостной жизни без хорошей музыки. Он передал нам неисчерпаемые сокровища венгерской народ¬ной песни. Как-то его спросили, что он намеревается сде¬лать со старыми венгерскими песнями. «Я хотел бы, что-бы они зазвучали всюду, где собираются четыре-пять венг¬ров, – сказал он, – я стал бы с помощью песен останавливать людей на улицах, когда они с измученными лицами ищут удачу, гонятся за куском хлеба насущного, чтобы, припав к этому волшебному роднику, они смогли почерпнуть утешение. Я понес бы эти песни по всему све¬ту, повсюду, где понимают музыкальный язык; пусть люди, обратившись к этим песням, лучше познают то, что они недостаточно хорошо знают: пусть познакомятся с Венг¬рией и ее культурой. Все это я хочу совершить с помощью старых венгерских песен!» (11)
Личное присутствие Кодая всегда оказывало вдохновляющее воздействие как на учителей, так и на студенчество Будапештской музыкальной академии. Своей музыкально-педагогической работе Кодай придавал даже большее значение, чем своей композиторской деятельности. Многие десятилетия отдавал он все свои силы устранению музыкальной неграмотности венгерской молодежи. Те, кто обучает в Венгрии музыке, имеют полное право считать себя его учениками. Тысячи людей – дети, юноши, взрослые – музицировали в хоре в его присутствии, и многие еще помнят захватывающую силу воздействия его личности. Она продолжает воздействовать и после его смерти, продолжает жить в его музыкальных произведениях и в тех людях, которые когда-либо с ним встречались.
1.2. Основные принципы музыкального воспитания Золтана Кодая.
В рецензии на вышедшую в 1911 году книгу Матиаша Золтаи «Теория музыки и учение о гармонии» Кодай называет тренировку подлинной целью занятий по музыкальной теории; самое важное – уметь петь с листа и записывать по слуху мелодию. Спустя десятилетия эта мысль будет развита в его высказываниях о преподавании сольфеджио.
В 1929 году в статье «Детские хоры» Кодай начинает искать систематический путь, как улучшить музыкальное воспитание, сделать эти уроки глубже, содержательнее. В той же статье он впервые ставит вопрос, несколько заостряя его, кто важнее: учитель пения в деревне или же доктор оперного театра в столице. Последнего, если он плох, можно сместить; плохой же учитель пения может увести ряд поколений от музыки, от истинного наслаждения ею (5).
«Мне все более начинает казаться, – признается Кодай, – что взрослым вряд ли можно помочь. Поэтому я стал опускаться на все более низкие ступени. Дурной вкус взрослых вряд ли удастся исправить. В то же время рано развитый хороший вкус трудно испортить». Культура более высокого порядка, способная охватить широкие слои, достижима только через школу. «Мое внимание направлено на общеобразовательные школы. В двадцатых годах мне стало ясно, что массовое музыкальное воспитание должно начинаться именно оттуда». Не будем здесь вдаваться в подробности той борьбы, которую вел Кодай в течение нескольких десятилетий за повышение уровня музыкально-воспитательной работы в венгерской школе, за то, чтобы занятиям музыкой было предоставлено больше времени, за усовершенствование программы, за лучших педагогов (7).
Можно ли требовать это все от школы? В двадцатые годы правящие круги неодобрительно относились к стремлениям Кодая и говорили, что общеобразовательная школа не есть музыкальная школа. В ответ на это Кодай выдвигает основополагающий принцип: «Музыка обязательно нужна для развития человека, это не предмет роскоши, без которого можно обойтись».
Кодай считал, что детям следует давать лишь совершенный по форме и содержанию материал. Самое лучшее и будет тем, что нужно. С помощью великих творений и должны быть приобщены дети к великим творениям.
Родным музыкальным языком ребенка должна стать народная музыка. Лишь тогда, когда он овладеет ею, можно обратиться к другому музыкальному материалу.
При помощи того музыкального инструмента, который всего доступнее, – при помощи человеческого голоса, пения следует, опираясь на народную музыку, постепенно осваивать великие музыкальные творения. По этому пути смогут пойти к музыке не только отдельные избранники, но и широкие народные массы (6).
В 1937 году Золтан Кодай в своей статье «Дать тон» обращается к конкретной хоровой практике. Основные принципы метода Кодая выкристаллизовались в следую¬щих положениях:
1. Из-за того, что фортепианный строй темперирован и к тому же инструмент этот легко расстраивается, он не способен содействовать чистоте хорового пения, и не подходит, поэтому ни для того, чтобы дать тон и настроить хор, ни для того, чтобы сопровождать хоровое пение.
2. Ознакомление с мелодиями должно проходить путем их пропевания, а не путем их проигрывания на форте¬пиано! (Ведь и