Фрагмент для ознакомления
2
вся женская половина деревни. В Ярославской губернии невеста с подругами причитала посреди деревни, у дома, где жили ее родственники, у избы, в которой проходили посиделки.
Кульминационным моментом девичника было прощание с «девьей красотой». Оно происходило накануне венчания в родном доме девушки в присутствии ее родителей, сестер, братьев и подруг. Девушки проводили различные обрядовые действия с предметами, считавшимися воплощением «девьей красоты». Это могла быть украшенная ленточками елочка (или березка), букет искусственных цветов, девичий головной убор и т. д. Почти по всей России знаком девичества считалась коса. Обряд прощания невесты с косой заключался в ее заплетании, продаже и расплетании. Косу заплетали таким образом, чтобы ее было трудно расплести: вплетали в нее шнуры, тесьму, ленты, вкалывали булавки и даже зашивали нитками. Все это сопровождалось причитаниями невесты, чередовавшимися с грустными песнями девушек. После этого подруги или брат невесты начинали торг с дружкой жениха, требуя от него выкупа за невесту. Получив выкуп, девушки приступали к расплетанию косы под пение песен.
В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае прощание с «девьей красотой» сопровождалось посещением невестой с подругами бани. Приготовление бани для невесты и ее шествие туда превращалось в яркое ритуальное действие.
Подруги топили баню рано утром, исполняя специальные песни. Затем девушки приходили к сидевшей в переднем углу избы невесте и приглашали ее пойти в баню. Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который шептал заклятия от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном. Мытье в бане длилось достаточно долго, девушки парили невесту березовым вешкам, украшенным ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном, причитали, пели.
Таким образом, основная драматургия свадебного действия развивалась в первой его части, до венчания. Здесь были сосредоточены главные решающие моменты обряда: просватанье, девичник, сговор, прощание невесты с девичьей красой», традиционная баня, благословение, а затем встреча и проводы свадебного поезда. Народ верил, что с помощью этих действий обеспечит счастье и благополучие будущей семьи, в чем и заключался смысл обряда.
2.3. Изобразительный
Не менее важным в свадебном обряде был и изобразительный элемент. Данный элемент находился в неразрывной связи с другими элементами свадебного обряда. Например, во время исполнения свадебных песен в пение вводились элементы изображения того, о чем пели. Так, частично инсценировалась песня «Раструбилась трубушка рано по заре, расплакалась Машенька (имя невесты) по русой косе...». Эту песню девушки пели невесте, сидящей перед елочкой. Под пение песни сваха расплетала косу невесты, заплетала ей две косы.
Неотъемлемым атрибутом обряда были свадебные колокольчики. С древних времен колокольчики имели не только утилитарное, но и эмоциональное значение в жизни людей. Колокола и колокольчики сопровождали все важные жизненные события наших предков. Без них не обходились и свадебные обряды.
Звон подужных колокольчиков свадебного кортежа из русских троек не только задавал празднику настроение, но и оберегал супружескую пару от нечистой силы. Считалось, что именно на пути молодоженов к церкви нечистая сила старалась воспрепятствовать будущему семейному счастью. Поэтому еще в XVII веке тройки лошадей обильно увешивались колокольчиками и бубенцами, призванными своим звоном отпугивать нечистую силу.
Кроме того, колокольчики более крупного размера, чем поддужные, с надписями, соответствующими праздничному событию («Подай голосок тому предмету, которого милее нету», «Оттого амур летает, что милую увидать желает», «Кого люблю, того дарю») - использовались в качестве символичных свадебных подарков, которые молодожены преподносили друг другу. Звон колокольчика обещает счастливую жизнь молодым и служит особенным оберегом, которому в доме отводится почетное место.
Важную роль в свадебном обряде играли и красочные ленты. Ленты использовались в обряде «расплетании косы» Ленты, которые вплетались во время девичника в косу невесты становились магическими, благословенными и их делили меж собой участники обряда, на удачу и скорейшее замужество. Лентами украшался и свадебный поезд.
Лентами украшалось и свадебное деревце (чаще всего елочка). Как справедливо отмечает А.Л. Соколова: «В большинстве русских регионов деревце воспринимали как символ разрыва с девичеством, в то время как в контексте общеславянского наследия, в дополнении к этому образу просматриваются и обряды с Мировым древом. Память о том, что ёлочка изначально была чем-то большим, нежели просто атрибутом невесты, ярко видна и в русской культуре»
Одним из изобразительных символов свадьбы является и печеный каравай. По словам старинной песни, «сам бог каравай месит»: люди просят бога спуститься с неба, чтобы помочь им месить тесто и печь. Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет хлебом человека, причем вместе с «долей» - куском хлеба - человек получает и свою «долю», вместе с «частью» хлеба и свое «счастье».
Следует учитывать, что в разных местах свадебный хлеб называли по-разному: «В Архангельской губернии большой продольный хлеб, встречающийся на свадьбах, называется челпан. В некоторых губерниях Северной России на свадьбах встречается банник – ржаной хлеб, завязанный вместе с солонкой и ложкой в скатерть; в Саратовской губернии курник – круглый пирог, начиненный курицей; в Пермской губернии пирог рыбный …в Самарской губернии – люкшин-пряка …» Различалось так же количество караваев, место в время печения свадебного хлеба.
Единственное, что было общим у всех губерний – это форма хлеба. В большинстве случаев свадебный каравай должен был быть круглым. Форма каравая и качество приготовления имели серьезное значение. Круглый, как солнце, коса плетеная по краю, украшенный разными хлебными - обязательно парными! - фигурками (колосками, веточками, птичками), пухлый и пахучий - такой каравай к счастливой супружеской жизни, а вот трещина в каравае - плохая примета.
Караваи выпекались от средних до самых больших размеров. В описаниях царских свадеб встречаются упоминания о том, что каравай вносили 4 чиновника. Иногда каравай из печи достать нельзя было, не вынув пару кирпичей, чтоб вылез. Каравай украшался цветами, древесными веточками, золотой мишурой, птичками. Если каравай пекли в семье жениха, то его украшали человеческими фигурками, которые символизировали прочность молодой семьи. В семье невесты каравай украшали цветами в знак красоты и нежности.
Наиболее ярко изобразительные элементы свадьбы проявлялись в свадебных нарядах жениха и невесты, которые будут рассмотрены в следующей главе.
Глава III. Народный свадебный костюм как часть художественной культуры
3.1. Одежда
Русский народный костюм – это волшебное зеркало, в котором отражаются глубинные смысловые традиции народа, целостное мировосприятие и ослепительная красота. Все элементы ансамбля народного костюма насыщены многозначной символикой, обусловленной мифологическим и синкретическим характером народного мышления. В высшей степени это касается свадебного костюма.
Следует учитывать, что народный костюм был строго регламентирован: «Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура»
Свадебное платье невеста шила сама. Считалось, что именно такой наряд принесет ей удачу. Особое значение приобретала сорочка (нижняя рубаха. Шить ее нужно было в определенные дни под специальные причитания. После свадьбы молодая жена надевала эту рубаху по праздникам.
Свадебный костюм различался в разных регионах. Например, тамбовский костюм включал рубаху с косыми поликами. К свадьбе шили рубаху-длиннорукавку (плакательную), где верхняя часть рукава была богато украшена полосами браного (вышитого узорами) ткачества, а нижняя подшивалась из тонкой ткани.
Состоятельные невесты из Суджанского уезда Курской губернии шили к свадьбе костюм, состоящий из рубахи, сарафана-шубки из алого штофа, передника, одного или нескольких поясов, головного убора, нагрудных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – М.: Паритет, 2011. – 136 с.
2. Ариарский М.А. Прикладная культурология. – СПб.: ЭГО, 2001. – 288 с.
3. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.
4. Дёмина Л.Г., Киселева М.В., Дорофеева А.Н., Синькевич В.Ф. Особенности народных праздников и обрядов. Свадебный обряд (на примере анализа свадебного обряда в Ульяновской области) [Электронный ресурс] // X международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум» - 2018 Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2018/3079/6209 Дата обращения: 18.03.2018
5. Ефименкова Б.Б. Восточно-славянская свадьба и ее музыкальное наполнение. Введение в проблематику. - М.: Российская академия музыки имени Гнесиных, 2008. - 64 с.
6. Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. – М.: Рипол Классик, 2005. – 306 с.
7. Зорин Н.В. Русский свадебный ритуал. - М.: Наука, 2004. - 248 с.
8. Иванова А. Северный русский народный костюм конца XIX – начала ХХ века. – Архангельск: Архангельский государственный музей деревянного зодчества, 1993. – 44 с.
9. Косов Г.В. Теория народной художественной культуры: Учебное пособие. – Ставрополь: Издательство СГПИ, 2008. – 203 с.
10. Народная художественная культура: Учебник/ Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. - М: МГУКИ, 2000 - 344 с.
11. Рославцева Л. Препоясай меня силою.// Родина. – 2012. - №3. – с.24
12. Русский север: этническая и народная культура XII-XX века / Отв. ред. И. В. Власова. - М.: Наука, 2001. - 848 с.
13. Соколова А.Л. Традиции русской народной свадьбы. – Екатеринбург: Издательские решения, 2018. – 286 с.
14. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - М.: Восточная литература, РАН 1996. - 296 с.