Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время не вызывает сомнения необходимость актуализации культурного наследия России. Важнейшей частью обширного культурного наследия России являются народные промыслы. Именно с их помощью мы можем понять особенности быта, художественного видения мира, образного мышления русского народа.
Одним из наиболее известных видов русских народных промыслов является Городецкая роспись. Наряду с Гжелью, Хохломой, Жостовом, Городецкая роспись вот уже более полутора веков радует нас своими яркими красками и увлекательными сюжетами. Своей росписью мастера украшали самые разнообразные изделия: кухонную утварь, декоративные тарелки, шкатулки, настенные панно, детскую мебель и пр. Городецкая роспись оформляется в XIX веке и с тех пор пользуется неизменной популярностью. Исключением является небольшой промежуток в начале XX века.
В современной России все более проявляется интерес к русским народным промыслам вообще и к Городецкой росписи в частности. Городецкой росписи посвящены различные занятия и мастер-классы, ей обучаются дети и взрослые. В настоящее время в Городце работает фабрика «Городецкая роспись», которая выпускает широкий ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву. На сегодняшний день Городецкая роспись получила мировое признание. Работы городецких мастеров побывали на международных выставках «ЭКСПО» в Канаде, Португалии, Мексике, Германии, Франции, Испании.
Степень разработанности проблемы. Русским народным промыслам в целом посвящена достаточно обширная литература: монографии, сборники научных трудов, учебные пособия, статья в периодических изданиях и пр. Среди наиболее известных авторов следует назвать А.В. Бакушинского, И.Я. Богуславскую, В.М. Василенко, В.М. Вишневскую, В.С. Воронова, С.К. Жегалову, М.А. Некрасову и др. Данные работы стали классическими в своем роде и современные авторы во многом на них опираются.
Собственно Городецкой росписи посвящено гораздо меньшее количество литературы. Об этом наглядно говорит библиографический указатель «Художественные промысли Нижегородской области», изданный в 2000 году. Если общее количество источников в данном указателе 1480, то Городецкой росписи и ее мастерам в общей сложности посвящено только около 150 источников [16] .
Безусловно, литература о Городецкой росписи появлялась. Однако чаще всего, это были небольшие издания, статьи в периодических изданиях, диссертационные исследования. Большая часть литература такого рода издавалась в Нижнем Новгороде (в советское время г. Горький) весьма ограниченным тиражом. Городецкой росписью занимались такие авторы, как В.И. Аверина, И.Я. Богуславская, Л. Рондели и др.
Чаще всего данные исследования затрагивают какой-то отдельный узкий аспект Городецкой росписи. Например, И.Я. Богуславская в своем исследовании анализирует только росписи на коробах Городецкого района.
Недостатком большей части данной литературы является то, что практически вся она издана в советское время и носит определенный идеологический характер.
Цель исследования: исследовать особенности композиции Городецкой росписи как вида русского народного промысла.
Задачи исследования:
- Проанализировать историю возникновения и развития Городецкой росписи (начиная с XIX века и до наших дней);
- Охарактеризовать технологию изготовления Городецкой росписи;
- Выявить особенности композиции и мотивов;
- Рассмотреть колористическое решение Городецкой росписи;
Объект исследования: Городецкая роспись как вид русского народного промысла.
Предмет исследования: Виды композиции Городецкой росписи.
Глава I. История возникновения и развития Городецкой росписи
1.1. Дореволюционный период
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узолы. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. Места по берегам Волги были очень выгодные для торговли, рядом проводилась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка. Поэтому среди населения близлежащих местностей стали быстро развиваться разные ремесла.
Село Городец, основанное еще в XII веке,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись. – Горький: Горьковское книжное издательство, Горьковский инженерно-строительный институт имени В.П. Чкалова, 1957. – 67 с.
2. Богуславская И.Я. Росписи на коробах Городецкого района Горьковской области» // Сообщения Государственного Русского музея. - М., 1974. - Вып. 10. - С. 84-90
3. Василенко В.М. Народное искусство: избранные труды о народном творчестве X-XX веков. – М.: Советский художник, 1974. – 294 с.
4. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. - М.: Парад, 2011. - 397 с.
5. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. – М.: КОИЗ, 1956. – 259 с.
6. Жегалова С.К. Живописцы из Городца и Костромы // Русская народная живопись. – М.: Просвещение, 1984. - с. 134-153.
7. Коновалов А.Е. Городецкая роспись. - СПб.: Питер, 2009. - 176 с.
8. Маврина Т.А. Городецкая живопись. – Л.: Аврора, 1980. – 138 с.
9. Маёрова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. – М.: Русский язык, 1990 – 272 с.
10. Народное искусство: исследования и материалы: сборник статей / сост. и науч. ред. И.Я. Богуславская. – СПб.: Palace Editions, 1995. – 204 с.
11. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 343 с.
12. Рондели Л. Игрушка городецкая, краснояровская. // Вокруг света. – 1979. - №10(2469). – с.21
13. ООО «Фабрика Городецкая роспись». Официальный сайт. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gorrospis.ru/about/ Дата обращения: 20.09.2017
14. Разина Т.М. Русское народное творчество: проблемы декоративного искусства. – М.: Изобразит.искусство, 1970. – 255 с.
15. Русское искусство XVIII века // Под. ред. Т.В. Алексеевой, по материалам конференции 1968 г. Институт истории искусства МК СССР. - М.: Наука, 1973. – 196 с.
16. Художественные промыслы Нижегородской области. / Сост. О. А. Кузнецова. - Н. Новгород: Нижегор. гос. обл. универ. науч. б-ка, 2000. - 152 с.