Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы в том, что вопрос о понятиях является традиционным при исследовании понятийного мышления. Это, прежде всего, связано с тем, что понятие является одной из познавательных форм, характерной именно для интеллектуальной деятельности человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ориентирован на правовую культуру учащихся, базирующуюся, в свою очередь, на общей культуре. Умелое оперирование правами и свободами как наиболее определяющими витальными ценностями, выступает значимым компонентом готовности выпускника к будущей профессиональной деятельности. Одно лишь усвоение содержания нормативных документов не является гарантией приобретения компетенций учащимися для оценки весомости права в жизнедеятельности каждого индивида, всего профессионального консорциума и социума в целом.
Каждое новое поколение, усваивая опыт прошлого, испытывает тягу к познанию новых явлений, теории и практики строительства общества. Это накладывает определенный отпечаток и на методы, формы и средства правового воспитания подростков, а следовательно и на формирование правовых знаний, которые требуют тщательной разработки.
Часто правовые знания учащихся являются неглубокими, поверхностными. Они путают базовые правовые понятия (например, право и закон), не знают основных прав человека в соответствии с Конституцией РФ и кодексами по отраслям права, не умеют характеризовать правовое государство, объяснять необходимость верховенства права в обществе.
Цель работы: изучение формирования системы правовых понятий на уроках права.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Изучить сущность понятийного мышления;
Изучить особенности методики формирования понятий в обучении праву;
Проанализировать работу с понятиями и терминами на уроках права и обществознания;
Предложить методические разработки, направленные на формирование правовых понятий у учащихся.
Объект исследования – процесс формирования правовых понятий у учащихся.
Предмет исследования – методы формирования правовых понятий.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования правовых понятий
1.1. Понятия и понятийное мышление
Одним из условий успешного освоения учебной дисциплины является уровень развития у студентов понятийного мышления. В психолого-педагогической литературе под понятийным мышлением понимается познавательный психический процесс, обеспечивающий обобщенное и опосредованное отражение существенных характеристик действительности.
Понятийное мышление представляет собой вид мышления, использующий понятия и логические конструкции. Понятийное мышление нередко называют также отвлеченным, или абстрактным, мышлением, хотя это не совсем так: абстрактный (отвлеченный) характер может иметь не только понятийное, но и образное мышление. Понятийное мышление не является врождённым и не возникает само по себе; оно развивается у детей в школьном возрасте на основе их практического и наглядно-чувственного опыта в образовательном процессе с помощью развивающих мышление технологий. Понятийное мышление начинает формироваться к шести-семи годам и продолжает развиваться, пока ребенок обучается в школе. Если за это время он не овладеет понятиями, то знания не смогут перейти в личный опыт, так и останутся абстрактными. В таком случае мы получим взрослого с допонятийным мышлением, который плохо умеет обобщать, не отличает причину от следствия, не умеет пользоваться мыслительными операциями.
Понятийное мышление использует богатый арсенал мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, систематизация. Л.С. Выготский выделял в понятийном мышлении способность видеть суть явления, навык найти причину событий и представить последствия, возможность обращаться с информацией, систематизировать ее, выстраивать полную картину случившегося.
Если рассматривать изучаемый вопрос последовательно, то необходимо сначала указать на то, что изначально освоение любой учебной дисциплины предполагает обязательное изучение терминов, которыми студент должен оперировать при изучении материала, умение переносить понятия в структуру другой дисциплины, учитывая ее специфику. В этом отношении возникает вопрос о том, какой уровень развития понятийного мышления у учащихся. В этом аспекте необходимо понять сущность и процесс формирования изучаемого явления.
Согласно генетическому подходу, более сложное психическое образование формируется на основе уже существующего более простого образования, в каждой более сложной по своей организации форме познавательного отражения есть более «простые» формы отражения. Так, высшее по своей форме понятийное мышление формируется в результате обобщения уже имеющихся образно-пространственных, словесно-речевых, предметных и других компонентов .
Обобщение, анализ, синтез являются основными составляющими мыслительных операций, на основе которых формируются основные понятия и понятийное мышление в целом. Отсюда можно сделать вывод, что чем выше уровень развития понятийного мышления, тем выше его влияние на функционирование индивидуального интеллекта личности. От качества освоения понятий зависит уровень осмысления своего поведения и характер взаимоотношений с окружающим миром. С ним связаны мотивы и направленность личности, ее установки, система ценностей, индивидуальные качества, мировоззрение.
Еще в исследованиях Л.С. Выготского было доказано, что большую роль в формировании понятийного мышления играет выражение изучаемых понятий в знаках . В отличие от Л.С. Выготского,
В.В. Давыдов в своих исследованиях рассматривает теоретические обобщения, которые представляют систему понятий.
Данная теоретическая система понятий основана на взаимозависимости понятий, осознании мыслительной деятельности в процессе построения этой понятийной системы. Способность к обобщению, по мнению В.В. Давыдова, происходит по схеме «восприятие-представление-понятие» и имеет следующую последовательность: знакомство с предметами и явлениями (восприятие), осознанное выстраивание новых значений (понятий) через овладение знаково-символическими средствами и использованием языка.
Постепенно на этой основе в условиях овладения учебной деятельностью и освоения научных знаний начинают формироваться научные понятия. Постоянное выполнение действий в уме, анализ своих рассуждений и опыта деятельности приводят к формированию у субъекта рефлексии собственной умственной деятельности, теоретического мышления.
1.2. Методика формирования понятий в обучении праву
Юридические, или правовые понятие - отражение в сознании личности правовых, юридических явлений в их наиболее существен связях и отношениях.
Понятия являются методической основой познания права, т к они не только констатируют прав явления, но и отражают их сущностные характеристики.
Вопрос о формировании понятий занимает существенное место в психолого-педагогической литературе. Эту проблему рассматривали Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова-Меллер и др. Процесс формирования понятий они рассматривали как развитие мышления включающее в себя на первом этапе восприятие, на втором представление, на третьем этапе формируются понятия как форма рационального познания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонов В.А. Изучаем права человека. М.: «Вита - пресс», 2007. 198 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика и психология. М.: Знание, 1981. 96 с.
3. Барашкова В.И., Попова П.П. Формирование правовой культуры в образовательных учреждениях в условиях модернизации структуры и содержания общего образования. Великий Новгород, 2003, 60 с. 5. Бейлинсон В.Г. Азбука прав человека. М., 2004.
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
5. Богатикова О.П. Формирование правовой культуры младших подростков в общеобразовательной школе: дисс. канд. пед. наук. Пенза, 2003. 178 с.
6. Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка // Ребенок в детском саду. 2007. № 3. С. 34.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. М.: Лабиринт, 1999
8. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. 1136 с.
9. Гайнер М.Л. Правосознание подростков. М., 1998. 208 с.
10. Давыдова Г.П. Правовое воспитание в системе работы школы. М.: Педагогика, 1976. 48 с.
11. Давыдова О.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2008. 112 с.
12. Данилина Т.А.. Проблема защита прав ребенка в семье // Управление ДОУ. 2005. № 6. С. 83-93.
13. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Изд-во «Генезис», 2009. 216 с.
14. Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание. 2001. № 10. С. 2-6.
15. Елин В.М. Педагогические условия формирования правовых знаний старшеклассников: автореф. дисс…. канд. пед наук. М., 2003. 21 с.
16. Ефремова Г.Х. Правосознания психология // Энциклопедия юридической психологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 64-65.
17. Замылен Е.И. Правовое воспитание как одна из составляющих процесса преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях. М.: Юрист, 2013. 375 с.
18. Ильичева Е.В. Формирование первоначальных химических понятий на основе взаимосвязи понятийного и образного мышления // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 10-12 декабря. 2009. Н. Новгород: НГТТУ. 2009. С. 55-59
19. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правоведение. 2003. № 1