Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы: актуальность данной работы обусловлена тем, что человек живет в мире, наполненном различными ценностными ориентациями, которые иногда существуют мирно, а иногда вступают в конфликт друг с другом. Разнообразие можно увидеть в любом социуме: государстве, трудовом коллективе, семье. Однако каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры в семье, в которой он рос и формировался как личность. Эмоциональная атмосфера и взаимоотношения в семье служат предпосылкой формирования нравственного мира развивающейся личности, поскольку индивидуально-нравственное сознание предполагает не просто воспроизведение и понимание принципов и норм морали, но и обобщение эмоционального опыта.
3
Ежедневно каждый из нас, взаимодействуя и общаясь с окружающими людьми, вступает в межличностные отношения. От общественных отношений их отличает эмоциональная основа, т.е. межличностные отношения зарождаются и развиваются благодаря чувствам, которые люди испытывают друг к другу. Такие отношения способствуют формированию определенных качеств личности. Глава 1.Теоретические аспекты проблемы взаимоотношений в семье 1.1. Анализ понятия "межличностные отношения" в научной литературе
Чаще всего под межличностными отношениями понимают взаимодействие между людьми. Однако, «межличностное взаимодействие» и «межличностные отношения» это не одно и то же. Проанализируем данные понятия: «Межличностное взаимодействие» - это инструментально-технологическая сторона общения, взаимные действия участников общения, направленные на соотнесение целей каждой из сторон и организацию их достижения в процессе общения[1]. Однако, совсем не каждое взаимодействие может быть охарактеризовано, как межличностное. Межличностным будет считаться взаимодействие, которое удовлетворяет критериям: - участвует небольшое количество людей; - участники взаимодействия находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать и касаться друг друга; - каждый участник признаёт индивидуальность и незаменимость своего партнёра, учитывает его особенности эмоционального состояния и личностных характеристик[1]. Для того, чтобы дать определение понятию «межличностные отношения», сначала для себя охарактеризуем, что такое непосредственно отношения. Понятие «отношение личности» каждый автор понимает по-своему. В целом отношение понимается как компонент структуры личности, как составляющая характера (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев и др.). По – мнению В.Н. Мясищева, отношения человека - это сознательная, избирательная, основанная на опыте психическая связь его с
4
различными сторонами объективной действительности, выражающейся в его действиях, реакциях, переживаниях[8]. «Система общественных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе является наиболее специфической характеристикой личности...» - В.Н. Мясищев[8]. В концепции С.Л. Рубинштейна отношение понимается как эмоциональная оценка окружающего и самого себя. Он рассматривает человека во всех его отношениях к миру, к бытию, к другому человеку. Отношения как взаимную связь между различными величинами, предметами, действиями, элементами определенной системы или взаимосвязь двух отдельных систем рассматривал Л.В. Мардахаев[22]. Под отношением А.Ю. Коджаспиров и Г.М. Коджаспирова подразумевали целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности[4] По их мнению, отношение раскрывает конкретный смысл, который несёт человеку определённый объект, явление, люди. Опыт, полученный в ходе взаимоотношений, неважно положительный или отрицательный, оказывает влияние на развитие личностного отношения человека к самому себе. А межличностные отношения характеризовали как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
1.2.Детско-родительские отношения
В задачи родителей входит не только обеспечение жизненно необходимых потребностей детей, но и правильное воспитание будущих членов общества. Ситуации, когда ребенок агрессивен по отношению к родителям, нередки. Что может послужить причинами такого обращения и как помочь всем сторонам достичь взаимопонимания? Отношения родителей и детей должны базироваться на взаимном уважении, доверии и любви. Взрослые зачастую проявляют агрессию, используют различные меры наказания в воспитании. Это приводит к появлению
5
агрессии у ребенка, развитию психологических комплексов и неуверенности в себе. Причинам подобного поведения родителей могут быть: • Незнание азов правильного воспитания • Постоянная занятость, отсутствие свободного времени • Неумение контролировать собственные эмоции, объясняя ребенку те или иные правила • Отсутствие взаимопонимания • Неблагоприятная социальная обстановка в семье. У каждого человека есть своя уникальная история появления на свет. Каждый когда-то получил жизнь от отца и матери. Родители дают жизнь, рожают, но, к сожалению, не всегда растят, заботятся, воспитывают, напитывают любовью. В этом смысле, не у всех есть мамы и папы. И даже если так случается, то с ребенком, как правило, всегда есть какой-либо значимый взрослый – бабушка-дедушка, опекун, приемный родитель, воспитатель в детском доме, нянечка, тетя-дядя и т.д. И именно с этими людьми у ребенка будут взаимоотношения по типу детско-родительских.
1.3. Стили общения в семье
Общение — один из главных факторов, который отражает отношения членов семьи друг к другу, к людям и событиям вне семейного окружения. Наши возможности адаптации в обществе, выстраивание теплых отношений с другими людьми во многом зависит от нашего поведения в процессе общения. С помощью общения мы определяем, на сколько мы ценны друг для друга, а также выстраиваем собственную самооценку. Также мы передаем друг другу информацию в процессе общения. Общение всегда происходит в деятельности, а содержание коммуникации определяется ее целями. Люди могли бы понимать друг друга лучше, если бы не окружали себя требованиями добиваться какой-то цели и результата. Общение выступает как двусторонний процесс взаимосвязи людей, в которой они обмениваются информацией, тем самым влияя друг на друга. Общение меняет человека, формирует его возможности. В нем выделяют две составляющие: содержание и стиль. Глава 2. Диагностика детско-родительских отношений
6
2.1. Диагностика с помощью методики проективного рисунка.
В этой главе рассмотрим проведение диагностики детско-родительских отношений с помощью проективного рисунка. Респонденты: мама с сыном 8 лет. Диагноз мальчика: гиперкинетическое расстройство. Инструкция: Каждому участнику предлагают нарисовать, не глядя друг на друга, барашка в бутылке. Рисунок мальчика (рис.1) обсуждается сразу же, рисунок мамы – на отдельной сессии без ребенка.
2.2.Анализ рисунков и рассказов.
Барашек в данной методике является метафорой ребенка, а бутылка - метафорой родителей. Рисунок ребенка демонстрирует сильнейшую гиперопеку, подтверждаемую рассказом. Ребенок «задыхается», ограниченный заботой родителей. Это не может не вызывать у него агрессию, однако, он ее не осознает и приписывает третьим лицам – браконьерам, которые разобьют бутылку. При этом присутствует еще и аутоагрессия, приписываемая тем же браконьерам, так как барашка в итоге съедят. Положительный момент в том, что ребенок все-таки хочет стать более самостоятельным. Он рассматривает вариант не только деструктивного освобождения в виде разрушения бутылки, но и мирного исхода в виде аккуратного открывания бутылки копытцем. После вопроса о том, как еще может поступить барашек в этой ситуации, ребенок предложил третий вариант – договориться с бутылкой, на котором он в итоге и останавливается. Вариант, с одной стороны, хорош тем, что ребенок готов к конструктивным переговорам. Но, с другой стороны, его желание быть более самостоятельным ограничено, так как его устроит просто небольшое послабление чрезмерной заботы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
7
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2006. - 363 с. 2. Анцупов А. Я. «Конфликтология. Схемы и комментарии» - СПб.: Питер, 2013 – 304 с. 3. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просвещение, 2009. - 251 с. 4. Варфоломеева, Е.П. Внеучебная проектная деятельность как фактор становления межличностных отношений в среде младших подростков [Текст] / Е.П. Варфоломеева// Среднее профессиональное образование. 2015. № 1. С. 36-37. 5. Васильев H. H. «Тренинг преодоления конфликтов» / H.H. Васильев. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 174с. 6. Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академические Проект: Трикста, 2006. - 256 с. 7. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.–1136с. 8. Гогицаева, О.У. Динамика межличностных отношений подростков/ О.У. Гогицаева// Вектор науки ТГУ. - 2014. - №4. - С.19- 9. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. - Москва: Издательство Московского университета, 2004. - 174 с. 10. Кильмашкина Т. Н. «Конфликтология. Социальные конфликты» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, ЗАКОН И ПРАВО. – 2013. – 287 с. 11. Козлов, Н.И. Психология межличностных отношений. - М.: Просвещение, 1995. - 70 с. 12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - Москва: ТЦ Сфера, 2009. - 464 с. 13. Лутошкин, А.Н. Психологический климат детского коллектива // Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Под ред. Дубровиной И., Прихожан А., Зацепина А. - М.: Академия, 2008. - 368 с. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. - 295с.
8
15. Шарков Ф. И. «Общая конфликтология» - М.: Дашков и К. – 2015. – 240 с. 16. Шкуричева Н. А. «Формирование позитивных межличностных отношений». – М.: Маска, 2008. – 226 с.