Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Целью помогающих профессий является принесение пользы обществу и конкретным его представителям. Поэтому специалисты профессий данной категории добровольно оказывают (либо при необходимости готовы оказать) помощь в независимости от её характера любому обратившемуся человеку. Иными словами, они совершают просоциально мотивированные действия. Помогающие профессии крайне актуальны всегда, но особенно – во время кризисных периодов в стране или мире.
По определению Я.Рейковского, это действия, направленные на «сохранение, защиту, облегчение функционирования или содействие развитию того или иного «социального объекта» (другого человека, группы, коллектива)» [21, с.14].
Степень изученности проблемы
За последнее время большое количество исследований направлено на аспекты «помогающей» деятельности. Кораблина Е. П. говорит о том, что саму помощь стоит рассматривать через деятельность в профессиональном и не профессиональном направлении, а так же на разных индивидуальных особенностях, как эмоциональном, интеллектуальном, духовном и т.д. Делая вывод, из работы Кораблиной Е. В. помощь как профессиональная деятельность является категорией «помогающая» профессия. В своих работах автор отмечает, что при наличии навыков, знаний и умений «помогающая» деятельность становится профессией. Кораблина выделяет следующее три вида «помогающей» деятельности такие как: «медицинская, педагогическая, психологическая» [цит. по 3]. Соответственно из «помогающей» деятельности, можно выделить «помогающие» профессии, и это: врачи, медперсонал, учителя, воспитатели, преподаватели в высших учебных заведениях, а так же психологи и социальные работники.
В отечественной психологии Е. А. Климовым была разработана классификация труда, так по объекту труда было выделено следующее: «человек – знаковая система»; «человек – техника и неживая природа»; «человек - живая природа»; «человек - художественный образ»; «человек-человек» [8]. Выделяя это как первый ярус классификации. В данном случае, остановимся на подробном рассмотрении типа профессий по Климову «человек - человек», который непосредственно связан с постоянным контактом человека.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психологической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Социально-психологический портрет субъекта помогающих профессий».
Цель – исследование помогающих профессий.
Объект исследования – помогающие профессии.
Предмет исследования - социально-психологические особенности субъекта помогающих профессий.
Задачи исследования:
1) определить понятие помогающей профессии и их классификацию;
2) описать помогающее поведение, как структурный элемент помогающей профессии;
3) рассмотреть особенности помогающих профессий;
4) охарактеризовать систему отношений субъектов помогающих профессий;
5) проанализировать черты личности субъекта помогающей профессии;
Методы исследования – анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, синтез результатов исследования.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
1.1 Понятие помогающей профессии, их классификация. Помогающее поведение, как структурный элемент помогающей профессии
Если говорить о профессиях, помогающих человеку в его взаимодействии с социумом, одной из сфер такого взаимодействия можно назвать демографическое поведение людей и способы воздействия на него, которое называют демографической политикой.
К "помогающим" профессиям можно отнести те, представители которых оказывают помощь, что следует из определения. Это педагоги, медики, социальные работники, священнослужители, психологи, психоаналитики, психотерапевты. Что способствует выбору таких профессий, когда человек посвящает свою жизнь проблемам и страданиям других людей? Отличает ли что-то таких людей?
В обычной жизни люди обращаются за помощью к близким, знакомым, когда им становится невыносимо трудно самим переживать свои страдания. Нам нужна поддержка, совет, нужно облегчить груз, чтобы кто-то его разделил, услышал. Кто-то из близких спешит с советами, кто-то утирает слёзы, кто-то ругает тех, кто нас обидел. Становится легче от разделённой обиды, страдания. Но находящийся рядом близкий человек не может долго выдерживать этого напряжения эмоций, переживаний, чувств: «Брось, забудь, займись чем-нибудь…».
Учитывая весьма сложный характер различных форм и методов того, что называется демографической политикой, необходимость тщательной научной проработки любых мер такой политики, оценки их возможной эффективности и рисков, научного мониторинга их реализации, подготовка специалистов, которые будут способны участвовать в этой жизненно важной для индивида, общества, государства сфере деятельности, требует выработки компетенций и понимания, как важно обеспечить при этом научный подход.
Это важно и для социологов, и психологов, и социальных работников, и экономистов, и не только для них.
В последнее время понятие «помогающая профессия» встречается все чаще, обозначая весьма широкий круг специальностей. К спектру «помогающих» иногда относят не только профессии, связанные с медициной, психологией, преподаванием и социальной работой, но и такие, как полицейский, юрист, экскурсовод. Может сложиться впечатление, что помогающими называют практически все профессии типа «человек-человек». С другой стороны, в контексте помогающей деятельности часто говорится об особых явлениях, характерных только для определенных профессий, например, об эмоциональном выгорании. В этом случае помогающая профессия выступает как специфический вид деятельности, по самой своей сути отличающийся от всех остальных.
Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [8], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и регулярное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть, к группе профессий социального типа (классификация Дж. Голланда). Основными сферами деятельности данного профессионального типа чаще всего являются сфера образования (учитель, воспитатель, тренер, гувернер и т.д.), сфера медицинского обслуживания (врач, медицинская сестра и т.д.), сфера правовой защиты (юрист, участковый инспектор и т.д.), сфера бытового обслуживания (официант, продавец, парикмахер и т.д.). Кроме того, существуют отдельные сферы деятельности, которые также можно отнести к «помогающим профессиям», так как они связаны с оказанием помощи человеку и группам людей (психолог, логопед, дефектолог и т.д.).
Неудивительно, что люди, работающие в данной категории профессий больше всего подвержены синдрому эмоционального выгорания (СЭВ), поскольку инструментом работы здесь является непосредственно личность самого специалиста, свойства его характера, его способности. Кроме того, условия деятельности «помогающих профессий», по терминологии Е.А.Климова, связаны с повышенной моральной ответственностью.
К «помогающим» профессиям можно отнести деятельность медицинского работника, психолога, социального работника, педагога, священнослужителя. Все эти профессии объединяет то, что их деятельность заключается в непосредственном оказании помощи, прежде всего людям несчастным, больным, или же неспособным найти свое место в жизни. Для большинства людей трудно в течение 15 минут выслушивать душевные излияния соседки или подруги, жалующейся на жизнь. Людям «помогающих» профессии приходится часами погружаться в проблемы других людей [15].
Следует подчеркнуть, что улучшение функционирования человека является основной целью деятельности для помогающего профессионала, а не побочным эффектом какой-либо другой деятельности. Это ограничение исключает из списка помогающих значительную часть профессий типа «человек-человек» - продавцов, библиотекарей и т.д., которые могут, как и профессия писателя, формально оказаться помогающими.
В соответствии с предложенным определением можно ввести классификацию помогающих профессий, представленную на рис. 1.
Рис.1. Классификация помогающих профессий по основаниям направленности воздействия и основной цели воздействия
Воздействие помогающего специалиста может быть направлено главным образом на тело или на психику; основной целью может стать либо сохранение здоровья, либо психическое и психологическое развитие. В соответствующих квадрантах приведены примеры помогающих профессий.
Помогающая профессия
Прежде всего, установим соотношение понятий «помогающая профессия» и «помогающая деятельность». Самый общий признак помогающей деятельности (необходимое, но недостаточное условие) - взаимодействие с другим человеком. Но это не субъект-объектное взаимодействие, а особого рода отношения. Возьмем за отправную точку определение помогающих отношений, данное К. Роджерсом [22]. Помогающими он называет такие отношения, в которых «…по крайней мере, одна из сторон намеревается способствовать другой стороне в личностном росте, развитии, лучшей жизнедеятельности, в умении ладить с другими» [22, с.193].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арон И.С.Профессиональное самоопределение в особой социальной ситуации развития//Психология и психотехника. – 2014. – №3 (66). – С.320- 329.
2. Арсентьева М.Р. Совершенствование управления карьерой менеджера: проблемы и психотехнологии // Вестник МГТА. – 2014. Вып. № 4 (28). – С. 37-48.
3. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий. Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 264 с.
4. Гончаров М.А. Операционализация конфликтов в Позитивной Психотерапии. – Хабаровск. ООО «ОМЕГА-ПРЕСС», 2013г.
5. Демина М. Помогающие профессии, как не сгореть на работе. 28 ноября 2014 (Электронный ресурс) // Сайт консультации по психологии URL: https://www.b17.ru/article/ pomogaiushchie_professii_kak_ne_sgoret/ (дата обращения 20.06.2017).
6. Казаков Ю.Н. Формирование акме психического здоровья государственных служащих // Акмеология. – 2007. – №4. – С.1-17.
7. Караваева Л.П. Акмеологический подход к исследованию социально-психических факторов успешности профессиональной деятельности // Акмеология . – 2007. – №4. – С.26-33.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Евгений Александрович Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 304 с.
9. Колчанова Л.А. Помощь как профессиональная деятельность // Материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология в школе: практический психолог – профессия нового века». СПб., 2010.
10. Кузнецова Т. И. Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 646-648.
11. Кузнецова Т. И. Психолого-педагогическое сопровождение будущих социальных работников в процессе профессиональной подготовки в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 182-185.
12. Кухарев, Н.В. Становление педагога-исследователя в профессиональной деятельности: учебн. пособие. – Минск: Экоперспектива, 2009. – 188 с.
13. Марков В.Н. Потенциал профессионального взаимодействия // Мир психологии. – 2008. – №1. – С.108-121.
14. Матвеева, Л.Г. Становление профессионального самосознания клинических психологов: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2014.
15. Милакова В.В. Психологические особенности профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007 г.
16. Минигалиева М.Р. Психологические технологии управления карьерой и организационным развитием. – Калуга: КГУ, 2012. – 308 с.
17. Овсянникова С. Б. Профессиональное самоопределение как путь реализации активной позиции личности // Вестник ТГПУ. – 2011. – №4. – С.139-144.
18. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Коллективная монография / Ответ. ред., введ. М.Р. Арпентьева // Серия «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка», вып. 1. – Калуга: Эйдос, 2016. – 340с
19. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. –320 с.
20. Резапкина Г.В. Развитие профессионального самосознания учителя // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1(26). – С. 105– 118.
21. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» / Я. Рейковский // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.14. – 1981. – №1. – С. 14-22.
22. Роджерс К. О становлении личности. Психотерапия глазами психотерапевта. Перевод М.М.Исениной под редакцией д.п.н. Е.И.Исениной – М., 2011
23. Терещук Е.И. «Помогающие» пофессии», // Символ драма, 2010
24. Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Наместникова И.В. Введение в профессию «Социальная работа» : учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2011.– 224 с.
25. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. – М.: Смысл, 2013. – 142 с.
26. Фрейд 3. Избранное Интерес к психоанализу. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2008. – 352с.
27. Шило А.С. Социальная работа в системе помогающих профессий: проблема формирования функциональной специфичности профессии // УрФУ – Электронный ресурс – URL: http://sys-int.ru/sites/default/files/sys_int_159_4_18_2012.pdf (дата обращения: 17.06.2017 г.)
28. Эннс Е. А. Психологическая характеристика помогающих профессий [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 92-93.