Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экологическое образование детей дошкольного возраста - это новое направление педагогики, созданное в последние годы и заменившее ознакомление детей с природой, традиционно представленное в программах. Проблема экологического воспитания молодого поколения возникла прежде всего в связи с углубленными исследованиями современных ученых о взаимодействии человеческого общества и природы. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию дошкольников, поскольку в этом веке были заложены основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - это целенаправленный, системный педагогический процесс, ориентированный на человека с экологическим образованием. Экологически образованный человек характеризуется сформированным экологическим сознанием, ориентированным на окружающую среду поведением и деятельностью на природе, гуманитарным и экологическим деятелем. Экологическое образование в условиях современного экологического кризиса, чтобы быть эффективным, должно решить основную проблему - формирование у дошкольников осведомленности, ориентированной на окружающую среду.
Психолого-педагогическое обоснование проблем дошкольного образования отражено в работе В. П. Горошенко, С. Н. Николаева, Н. Ф. Ярышева. Одним из наиболее эффективных и интересных способов экологического воспитания детей являются дидактические игры с использованием натуральных материалов. Игры доставляют детям много радости и способствуют их полноценному развитию. Во время игр формируются знания о мире, познавательные интересы, любовь к природе, уважение и уважение к нему, а также экологически чистое поведение в природе. Расширьте кругозор детей, создайте благоприятные условия для решения проблем сенсорного воспитания. Играя в игры с натуральными материалами, дети узнают о свойствах и свойствах, состояниях объектов природы, узнают, как определить эти свойства. Игры способствуют развитию наблюдательности и любознательности, любознательности у детей, вызывают интерес к природным объектам. В дидактических играх развиваются интеллектуальные навыки: планировать действия, распределять их по времени и среди участников игры, оценивать результаты и т. д. Развивающие игры являются наиболее эффективным средством содействия более полному и успешному решению проблем экологического образования. дошкольники. Проблема экологического образования детей дошкольного возраста не может потерять актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
Недостаточная теоретическая проработка проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Обобщающие экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста как средство совершенствования знаний детей о природе».
Объектом исследования является процесс ознакомления старших дошкольников с растениями.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры.
Цель исследования - определить психолого-педагогические условия для ознакомления старших дошкольников с растениями с помощью дидактической игры.
Теоретической и методологической основой исследования явилось:
- В исследовании Н. Н. Кондратьев, А. М. Федотова, И. А. Хайдурова и другие показали, что дети в старшей группе имеют доступ к экологическим знаниям о растениях, животных, людях как живых существах, о связях и зависимостях в мире природы, а также между людьми и природой. о разнообразии ценностей природы - оздоровительных, познавательных, нравственных, эстетических, практических; Эта природа - жизненное пространство для людей.
- Проблемы экологического образования были предметом исследования А. Н. Захлебный И. Д., Зверева Б. Г., Н. Н. Моисеева, И. Т. Суравегиной, А. П. Сиделковский и другие;
- Экологическое образование как сложная проблема нашего времени стало предметом внимания философских и социологических исследований, в которых экологические проблемы рассматриваются как Ю. Г. Марков Д. Ю., Маркович Н. И и др.
Теоретический смысл. Теоретический смысл нашей исследовательской работы заключается в обобщении теоретических идей по экологическому воспитанию дошкольников с помощью дидактической игры.
Практическая значимость: теоретические и методические материалы, содержащиеся в работе экологического образования, могут быть использованы в системе работы педагогов при экологическом воспитании детей дошкольного возраста, а также в педагогическом воспитании родителей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Термин «экология» происходит от греческого слова (дом, место жительства, жилье) и (обучение). Экология - это наука, которая изучает условия жизни живых организмов и отношения между организмами и окружающей средой, в которой они живут. Экологическое образование детей является новой областью педагогики, которая формируется в последние годы и заменила традиционно представленные в программах естественного образования для детей.
Предыдущие программы ориентировали учителей на накопление «живых» представлений об объектах и природных явлениях у детей, доступных для непосредственного восприятия и деятельности. Дети научились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия выращивания (о растениях), методы ухода и т. д. Наряду с этим в программах содержалась задача овладения детьми. индивидуальные отношения в природе. Все образовательные программы ставят задачу воспитания у детей бережного и бережного отношения к природе [11, с. 57].
Проблема экологического воспитания молодого поколения возникла прежде всего в результате тщательных исследований современных ученых о взаимодействии человеческого общества и природы. Вопрос о природе взаимоотношений человека и природы сейчас напрямую связан с сохранением жизни на Земле. Серьезность этой проблемы является следствием реальной угрозы окружающей среде, вызванной деятельностью человека в природе, увеличением промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических прав и быстрым ростом населения планеты.
Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, исследователи пришли к выводу, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу отношений между обществом и природой - на основе научных основ и гуманистической направленности. Человечество должно сохранить окружающую среду, которая является естественной для его среды обитания и выживания. Этот переход возможен только при условии формирования новой гуманистической ориентации отношения человека к природе. Поэтому сохранение природной среды связано с экологическим воспитанием человека, которому необходимо гуманно относиться к природе. Экологическое образование дошкольников имеет особое значение, поскольку в этом возрасте заложены основы экологической культуры личности, являющейся частью духовной культуры. Поэтому экологическое образование детей является целенаправленным педагогическим процессом [11, с. 73].
Экологически образованная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, ориентированным на окружающую среду поведением и деятельностью на природе, гуманитарным и экологическим отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Элементами экологической культуры личности дошкольника являются знания о природе и ее экологической направленности, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в различных видах деятельности (в играх, на работе, в повседневной жизни).
Формирование экологически образованной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач [13, с. 55]:
- экологическое просвещение детей. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) познания природы. Это должны быть знания об экологическом содержании, которое отражает основную связь природных явлений.
- обучение практическим навыкам для детей различных видов активного отдыха; В то же время деятельность детей должна быть связана с окружающей средой. В рамках реальной деятельности на природе (забота о животных и растениях в уголках природы и на игровой площадке, участие в природоохранных работах) дети овладевают умением учитывать природные условия растений и животных с учетом ориентации гуманистическое отношение людей к природе. создать. Не менее важно научить детей оценивать свои действия и действия сверстников и взрослых в процессе общения с природой.
Педагогический процесс экологического образования требует решения всех этих проблем в единстве. Выполнение задач экологического образования возможно только при условии экологической культуры учителя и его готовности заниматься этой деятельностью. Кроме того, запланированы учебные задания по обучению навыкам (выслушивание коллеги, выполнение инструкций педагога, обсуждение результатов их деятельности). В содержание учебных заданий также входит формирование у детей познавательного интереса к природе.
Наряду с обучением на уроке, решаются и образовательные задачи. Они стремятся к формированию бережного отношения к природе, развитию эстетического отношения к ней [35, с. 41].
З.П. Плохий рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы [13, с. 67].
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки», «Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.
Программы выдвигают две важные задачи:
- воспитание у детей любви к своей родной природе, умения воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: учебник - Ярославль: Академия развития: 2013. - 112 с.
2. Аромстам М. Игры для маленьких интеллектуалов. // Дошкольное образование, -2014, -№6, -с. 21.
3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист.-2012.- №1.- С. 30-32 с.
4. Основным компонентом дошкольного образования в Украине является Симферополь-2013.350 с.
5. Бровкина Е. Знакомство с внешним миром. Естествознание: Учебник. учебные пособия в среду и выше. пед учебных заведений. / Publ. Центр "Академия" 2014.-224 с.
6. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / Букатов В. - 2-е изд., Изм. И добавить. - М .: Московский психолого-социальный институт: Флинт, 2013. - 152 с.
7. Венгер Л. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию» М., Образование, 2015.
8. Веретенникова С. Знакомство дошкольников с природой. - М .: Образование, 2013.-80 с.
9. Воронов Н. Основы общей экологии .- М .: «Рандеву - А.М.», 2013.-95 с.
10. Выгодский Л. Воображение и творчество в детстве. - СПб .: Союз, 2015.-95с.
11. Гайдаренко Е. Игры, веселье, развлечения для детей и взрослых: скучная энциклопедия. - Д .: Сталкер, 2012.-448с.
12. Гармоничная атмосфера Монтессори. // Дошкольное образование, -2012, -пробл11, -С.47.
13. Генерал Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Разработка игр. // Ребенок в детском саду, -2013, -пробл6 стр. 60
14. Гербова В. Занятия по развитию языка в средней группе детского сада .- М .: Образование, 2014.-58 с.
15. Гербова В. Занятия по развитию языка во второй младшей группе детских садов.- М .: Образование, 2014.-360с.
16. Гербова В. Занятия по развитию языка у детей в возрасте от 4 до 6 лет .- М .: Образование, 2014.-240с.
17. Гмошинская М. Играй со мной. // Дошкольное образование, -2012, -пробл1, -С.20.
18. Граббет И. Игры для детей от 2 до 6 лет. - М .: «Росман», 2014.-160 с.
19. Грабовская Л. Пространственно-предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка. // Детский сад -2014,
20. Грибова О., Бессонова Т. Дидактический материал для изучения детской речи. Звуковая сторона речи. Альбом 2.- М .: АРКТИ, 2013 .- 48 с.
21. Дыбина О., Рахманова Н., Щетинина В. Рядом неизведанные интересные опыты и переживания для дошкольников. Дыбина О. - главный редактор .- М .: Сфера С.Ф., 2012.-192 с.
22. Жичкина А. Важность игры в развитии человека. // Дошкольное образование, -2012, -№4, -С.2.
23. Курс по развитию речи в детском саду. Программа и заметки. Книга для воспитателей детских садов / О. Ушакова, А. Арушанов, А. Максаков, Е. Струнина, Т. Юртайкина; Под руководством О. Ушакова.- М .: Издательство "Совершенство", 2014. -368 с.
24. Золотова Е. Знания дошкольников о мире животных. - М. 2015.-79с.
25. Иванова А. Экологические наблюдения и опыты в детском саду. Мир растений.- М. 2014.-65 с.
26. Как познакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей. Жардин / Каменева Л.А., Матвеева А.К.,. Маневцева Л.М. и др .; Комп. Л. А. Каменева; Издание Саморукова П.Г. - М. Просвещение, 2013 .- 207 с.
27. Клюева И., Касаткина Ю. Мы учим детей общаться. Характер, общительность. Популярное руководство для родителей и учителей. - Ярославль: Академия развития, 2016.-240 с .: III.
28. Козлова С., Куликова Т. Дошкольное образование: учебник. пособие для студентов. Среда пед. Учиться в учреждениях.-3-е изд. и доп. - М .: Издательский центр "Академия", 2014.-416 с.
29. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: классные сценарии - М .: 2014-144 с.
30. Костина Л. Игровая терапия в детском саду. // Дошкольное образование, - 2014, № 12 С.10.
31. Кутузова И. Развитие игровой активности. // Дошкольное образование, - 2013, № 5, - с.25.
32. Лучич М. Дети о природе. Пособие для воспитателей детских садов - М .: Образование, 2013-160 с.
33. Максаков А., Туманова Т. «Учись, играя», М .: Образование, 2013.
34. Мир природы и ребенка. Издание Л.М. Маневцева, П.Г. Саморуков. - СПб .: «Детская пресса», 2013. - 319 с.
35. Названова Л. Давайте играть вместе. // Дошкольное образование., 2012, - № 1, - с.22