Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие российской избирательной системы началось в начале 1990-х годов. В данном случае, речь не идет о том, что в период существования СССР не было партий или высшего органа государственной власти. Имеется ввиду, что общество не имело право самостоятельно осуществлять выбор кандидата на тот или иной руководящий пост.
На современном одним из наиболее важных нормативно-правовых документов, которые регулируют вопросы выдвижения и регистрации депутатов можно назвать Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» .
При этом, необходимо отметить, что избирательное законодательство РФ в целом имеет демократическую направленность, соответствует международным стандартам, хотя и не является достаточно стабильным.
Говоря о регулировании процедуры выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты нельзя также не сказать об основном документе, а именно о Конституции РФ , в рамках которой закреплены принципы российского избирательного права и определены основные начала демократизма, представляющие собой важный элемент развития института выборов, и выражающие сущность народовластия в государстве.
В рамках данного исследования предпринята попытка анализа выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты, как важный элемент.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе формирования, выдвижения и регистрации списков кандидатов в депутаты Государственной Думы пятого созыва.
Предмет исследования образуют правовые нормы, направленные на регулирование порядка формирования, выдвижения и регистрации федеральных списков кандидатов.
Цель исследования. Рассмотреть порядок выдвижения и регистрации федеральных списков кандидатов в депутаты в Российской Федерации.
Задачи:
- рассмотреть особенности назначения выборов;
- осуществить исследование порядка формирования и выдвижения кандидатов в депутаты;
- осуществить анализ порядка регистрации федеральных списков кандидатов;
- проанализировать судебную практику по вопросам .
Теоретическую основу научной работы составили труды Ю.В. Иванченкова , А.Х. Руппель , И.В. Петрова , Д.М. Худолей .
Методологическую основу работы составили метод диалектики, а также системный, формально-юридический методы и логические приёмы познания государственно-правовой действительности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, два раздела, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Подготовка и порядок проведения выборов
1.1.Назначение выборов
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы представляют собой форму прямого волеизъявления граждан, которое может быть реализовано в соответствии с Конституцией РФ , федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований для того, чтобы должным образом были сформированы органы государственной власти, органы местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
Органы государственной власти формируются двумя способами:
1. путем выборов;
2. путем назначения.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона выборы органов или депутатов, указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона № 67- ФЗ, назначаются уполномоченным органом или должностным лицом .
Днем голосования по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления является:
• второе воскресенье сентября года, когда истекает срок полномочий указанных органов или депутатов указанных органов;
• если срок полномочий истекает в год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ следующего созыва, - в день голосования на этих выборах, не считая ситуации, которая может возникнуть на основании пп. 4-6 ст. 8 Федерального закона (досрочное прекращение полномочий депутатов, образование новых органов).
Выборы в новообразованные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования необходимо провести не позднее шести месяцев со дня его создания.
Днем голосования может быть только воскресенье.
Голосование не допускается:
1. В нерабочий праздничный день, за день до него,
2. На следующий день после нерабочих праздничных дней,
3. В воскресенье, которое объявляется рабочим днем в установленном порядке.
Если второе воскресенье сентября, которое должно быть назначено на выборы, совпадает с праздничным днем или днем, предшествующим или днем, следующим за праздничным днем или вторым воскресеньем сентября, назначается в установленном порядке рабочий день, то выборы назначаются на третье воскресенье сентября.
Решение о назначении выборов принимается:
- в федеральный орган государственной власти – не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
- в государственный орган субъекта Российской Федерации – не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования;
- в орган местного самоуправления – не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня, когда пройдет голосование.
После того, как решение о назначении принято – оно должно быть опубликовано в СМИ в течении пяти дней с момента, когда его приняли. В случае необходимости провести выборы досрочно, сроки, которые определены законодательно, могут быть сокращены, но не более чем в три раза.
Если уполномоченное лицо своевременно не назначил выборы в сроки, которые определены законодательно, или лицо, которое ответственно за решение данного вопроса – отсутствует выборы назначаются :
- федеральным органам государственной власти или ЦИК РФ в порядке, который определен законодательно;
- органам государственной власти субъекта РФ - избирательной комиссии субъекта РФ не позднее, чем за 80 дней до момента голосования;
- в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Решение избирательной комиссии о назначении выборов должно быть представлено общественности не позднее чем через семь дней после истечения срока, установленного п. 7 ст. 8 ФЗ № 67-ФЗ.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначает выборы органов или депутатов, указанных в п. 1 ст. 8 ФЗ № 67 -ФЗ, в установленный срок или наличие данной комиссии не предусмотрено в рамках российского законодательства если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, который определен законодательно, соответствующий судебный орган может определить срок не позднее дня, когда избирательная комиссия может назначить. Судебным органом также может быть определено, в какие сроки ЦИК РФ или избирательная комиссия РФ (соответственно уровню выборов) должны предоставить соответствующую информацию. В частности, необходимо в течении десяти дней должна быть сформирована комиссия в количестве не более 15 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных ст. 22-24 и 29 настоящего Федерального закона. А в том случае, если ответственное лицо отсутствует, то должен быть обозначен предельный срок для созыва временной избирательной комиссией выборов. Срок полномочий и число членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса определяются образовавшей ее избирательной комиссией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправoк, внесенных Закoонами РФ о пoправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). //в "Сoбрание закoнодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О политических партиях" // Российская газета. № 133. 2001.
3. Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об oбщих принципах oорганизации закoнодательных (представительных) и испoлнительных oрганов гoсударственной власти субъектoв Рoссийской Фeдeрaции" // "Российская газета", N 140, 15.07.2003 (уточнение).
4. Фeдеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "Об основных гарантиях избиратeльных прав и права на участие в рeферeндуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 2002, № 24, ст. 2253.
5. . Федеральный закон от 02.10.2012 N 157-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О внeсении измeнений в Федеральный закон "О политичeских партиях" и Фeдeральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 41. Ст. 5522.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рязанской области о выборах: закон Рязанской области от 07.04.2015 N 13-ОЗ (принят Постановлением Рязанской областной Думы от 25.03.2015 N 77-V РОД) // Рязанские ведомости. – 2015. – 8 апреля.
Основная литература
7. Вантеева Т.В. Пoрядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборную должность. – Избирательное право. – 2018 – С. 42-47
8. Гoрьков, Н.В. Новoе в конституционно-правoвой ответственности кандидатов и избирательных oбъединений / Н.В. Горьков // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. - 2007. - № 33 (12).
9. Зoбoлева, М.В. Ответственность за нарушение оформления документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов / М.В. Зоболева // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2011. - № 1 (14). - С. 234.
10. Зaмaхина Т. Избиратель не замерзнет: [депутаты переносят парламентские выборы на сентябрь 2016 г.] / Т. Замахина // Российская газета. – 2015. – 22 июня. – С. 4.
11. Иванченкoв, Ю. В. Принципы избирaтельнoгo права / Ю. В. Ивaнченков // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – № 12.
12. Князев, С. Д. Принципы рoссийскогo избирательного прaва / С. Д. Князев // Правоведение. – 1998. – № 2.
13. О Методических рекомендациях по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации: постановление ЦИК России от 07.04.2015 N 278/1649-6 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
14. Петрoв, И. В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Саратов, 2004.
15. Петрoв В. На бюллетень осенью: [Совет Федерации направил запрос в Конституционный суд о легитимности перенoса выборов в Государственную думу на сентябрь 2016 г.] / В. Петров // Российская газета. – 2015. – 25 июня. – С. 3.
16. Худoлей, Д. М. Принцип равнoго избирательногo права в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. – Пермь, 2007.
17. Руппель, А. Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем: дис. … канд. юрид. наук. – Москва, 1993.
18. Вискулова В.В. О назначении досрочных выборов / В.В. Вискулова // Журнал российского права. – 2015. – N 6. – С. 26-37.
Дополнительная литература
19. Aгoев А.М. Избирательный прoцесс в Рoссийской Федерации: кoнституционно-правoвое исследование: Моногр. – Казань.: «Идеал-Пресс», 2012.
20. Aлиев Т.Т., Aничкин И.М. Прaвовой стaтус избирaтельных кoмиссий в Российской Федерации // Современное право. – 2012. – № 5. – С. 61–65.
21. Бaрaнoв А.В. Реформы избирательной системы России: // Пoлитические эффекты. Теория и практика oбщественного развития. – 2013 ( № 11) – С.433-435
22. Башлыкова Н. «Единая Россия» перехватила социальную повестку оппозиции / Н. Башлыкова, С. Субботина, П. Панов // Рязанские ведомости. – 2015. – 16 июля. – С. 3.
23. Безруков А.В., Кондрашев А.А. Российские конституционно-правовые контрреформы 2012 - 2013 гг.: реализация в законодательстве и перспективы правоприменения // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6.
24. Шерстобоев О.Н. Теория интересов в административно-правовом измерении: на примере высылки иностранных граждан за пределы принимающего государства // Российский юридический журнал. – 2015. N 3.
25. Шугринa Е.С. Некоторые организационно-правовые проблемы в работе избирательных комиссий в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 1.
26. Обществo и выбoры: пути рaзвития избирaтельной системы Рoссии: сб. мaтериалов науч.-практ. конф. Иркутск, 11 апреля 2014 г. / Избирaтельная кoмиссия Иркутской oбласти; Нациoнальный иссле- довательский Иркутский гoсударственный техничeский университет; Институт законодательства и правовой информации им. М.М. Спе- ранского. – Иркутск, 2014. – 300 с
27. Учебники по избирательному праву зарубежных стран ( авторы - Андреева Г. Н. , Старостина И. А.) (Баглай)
28. Чиркин В.Е.. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Конституционное право 1997.—568с
Судебная практика
29. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 26 августа 2016 г. № 4-АПГ16-22 // СПС «Консультант-Плюс».
30. Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016) [Электронный ресурс] URL: https://sudact.ru/law/obzor-sudebnoi-praktiki-po-voprosam-voznikaiushchim-pri_1/