Фрагмент для ознакомления
2
Введение Трудно представить современный мир без английского языка. На данный момент он является одним из самых распространенных языков в мире, поэтому владение английским языком является необходимым для современного человека. Кроме того, современное образование диктуют необходимость знать английский язык. Особенно актуальным становится вопрос о том, как правильно организовать качественный процесс обучения английскому языку в школе, чтобы он соответствовал критериям нового стандарта, какие изменения необходимо внести в работу педагога, чтобы учащиеся успешно выполняли требования, предъявленные к их подготовке и к процессу обучения. В соответствии с ФГОС НОО уроки чтения составляют значительную часть программы начальной школы, поэтому развитие умений в чтении на английском языке является одним из основополагающих. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения, является, по мнению многих исследователей, одним из необходимых для всех людей. Поэтому формирование у младших школьников техники чтения и умения читать является одной из основных целей обучения английского языка в начальной школе. Проблемой обучения чтению и выявления мотивов учащихся к чтению на иностранном языке занимались многие методисты: З. И. Клычникова, Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина, Ф. М. Рабинович и др. Эти исследователи подчеркивают важность процесса чтения на начальном этапе, так как именно в это время у ребенка закладываются основные умения и навыки по английскому языку.
3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования умений в чтении на английском языке у младших школьников 1.1. Чтение как вид речевой деятельности Известно, что чтение занимает очень важное место в жизни человека, ведь оно не только духовно обогащает его, но и развивает способность думать, позволяет осмыслить окружающий мир. Чтение является одним из самых важных средств человеческого общения и человеческой культуры в целом. Поскольку современный мир – это постоянный поток обмена информации между странами, следует понимать, что чтение на иностранном языке является проводником в этот мир, его неотъемлемой частью. Как следствие, одной из важных задач обучению иностранному языку в школе является обучение чтению и понимание текста на иностранном языке. В методике обучения иностранным языкам существует несколько определений понятия чтения. В словаре методических терминов Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин определяют чтение как один из рецептивных видов речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста [3]. З.И. Клычникова писала, что чтение представляет собой рецептивную (воспринимаемую) форму речевого общения и складывается из двух взаимосвязанных и неразложимых процессов: техники чтения и понимания читаемого текста [19]. О.Д. Кузьменко, Г.В. Рогова выделили три основных составляющих процесса чтения, сформированность которых определяет результат – чтение. 1.2. Цель обучения чтению младших школьников на английском языке Процесс чтения – это одно из основных умений при обучении иностранному языку. Оно может быть и самостоятельной целью, и также средством для приобретения знаний и основных навыков. Основной практической целью изучения иностранного языка у детей является улучшение их коммуникативной компетенции: школьников обучают грамотно использовать полученные знания о фонетике, грамматике, лексике английского языка во время коммуникативного общения с носителями языка. Целью обучения чтению на иностранном языке является формирование умений чтения, а не обучение видам чтения, которые являются лишь средством для достижения этой цели. Полноценные коммуникативные умения характеризуются основными параметрами – полнота, глубина, точность понимания. Сформированность этих качеств коммуникативных умений чтения зависит от уровня владения языковым материалом [35, с. 223]. Е.И. Пассов в своей работе отметил следующие умения для чтения на иностранном языке: умение выделять в тексте отдельные его элементы, обобщать, синтезировать отдельные факты, устанавливать их иерархию; умение соотносить отдельные части текста (смысловые куски) друг с другом; умения, связанные с осмыслением содержания текста; умение выводить суждение, оценивать изложенные факты, интерпретировать подтекст (имплицитное значение текста). Эти умения представляют основную черту зрелого чтения [24]. Основные задачи, которые необходимо выполнить при обучении чтению на английском языке младших школьников на начальном этапе[12]: Читать вслух текст, основанный на известном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; Понимать общее содержание текста и главного в нем после однократного прочтения (reading for the main idea);
4
Читать про себя, полностью понимая несложные тексты, содержащие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться, а также использовать словарь в учебнике или книге для чтения (detail reading); Читать про себя и понимать основное содержание текста, включающего значительное количество незнакомых слов, опираясь на языковую и контекстуальную догадку, англорусский словарь, не акцентируя внимания на явлениях, препятствующих пониманию содержания текста. Ориентироваться в структуре текста (видеть деление на абзацы, находить в тексте реплики персонажей, понимать позицию автора, выделять новую для себя информацию, находить выразительные и изобразительные средства создания художественного образа); 1.3. Этапы формирования умений в чтении на английском языке Начальный этап обучения чтению имеет своей целью формирование у учащихся техники чтения на иностранном языке и, в частности, таких способностей как: быстрое установление звуко-буквенных соответствий; правильное озвучивание графического образа слова и соотнесение его со значением, т.е. понимание/осмысление читаемого; чтение по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы; чтение в естественном темпе текстов, построенных на знакомом языковом материале; выразительное чтение текстов в слух, с правильным ударением и интонацией. Эффективно решить поставленные задачи можно используя современные обучающие технологии, учитывающие потребности младших школьников, их психологические возрастные возможности при организации процесса обучения. В процессе обучения чтению на начальной ступени очень важно научить школьника правильно читать. Детей нужно научить озвучивать графемы, понимать, оценивать извлекать мысли, применять информацию текста на иностранном языке. Данные умения зависят от того, с какой скоростью читает школьник. Техника чтения — быстрое и точное соотнесение звука и буквы, а также соотнесение звукобуквенной связи со смысловым значением того, что ученик читает. Именно такой высокий уровень владения техникой чтения дает возможность достичь хорошего результата, чтения — быстро и качественно извлекать информацию. Если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, неправильно или не умеет, воспроизводит звуки, то этого добиться невозможно [25, с. 5]. 1.4. Требования к отбору англоязычных текстов для чтения По степени проникновения в содержание текста можно выделить чтение поисковое, просмотровое, изучающее, ознакомительное. Поисковое и просмотровое по некоторым характеристикам совпадают, и в практике их принимают за один вид, который называется поисково-просмотровым. Это чтение с целью получения самого общего представления о содержании текста, о его теме. Используя его можно читать бегло, быстро, избирательно. Прибегают к такому чтению обычно в бытовой и профессиональной и сферах жизни, прочитывая книги — читая оглавления, предисловия, введения, заключения и газет — просматривая заголовки и подзаголовки. ГЛАВА 2. Особенности использования метода «чтение по кругу» (ReadingCircle) 2.1. Характеристика метода «чтение по кругу» (ReadingCircle) Существует множество технологий работы с текстом, однако технология «Reading Circle» «чтение по кругу» выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием ролей и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Суть этой методики заключается в том, что обучающиеся читают один и тот же текст, однако у каждого своя «роль», т.е. задание к тексту. Затем работая в небольших группах, учащиеся прорабатывают текст, обсуждают различные аспекты прочитанного в виде
5
диалогов, интервью, дебатов, выступлений и даже театрализованных постановок. Основной целью этой методики является развитие критического мышления при работе с текстом [17, с. 25]. 2.2. Методические рекомендации по использованию метода «чтение по кругу» (ReadingCircle) на уроках английского языка в начальной школе Reading circles естественным образом сочетает в себе умения чтения, письма, говорения и аудирования, т. е. основных коммуника¬тивных аспектов обучения английскому языку. Технология помогает учащимся приобрести навыки углуб¬ленного чтения и умения работать над текстом самостоятельно. Это достигается за счет подбора понятного и интересного материала. Обсуждение рассказа на иностранном языке становится доступным для учащихся любого уровня. Кроме того, когда дети заинтересованы сюжетом и героями, они охотно работают, чтобы как следует подготовиться к обсуждению в группе; чтобы непрерывно говорить на английском; чтобы доходчиво и эмоционально проиллюстрировать свои аргументы; чтобы задать друг другу вопросы, которые позволят понять всю глубину и прелесть выбранного художественного произведения. Всю многогранность технологии отражает ее название: Reading circles можно перевести как «кружок любителей чтения», «чтение по кругу» или «круг читателей» [34].
Заключение
Обучение чтению младших школьников – процесс очень ответственный и важный. Происходит лишь начальная стадия формирования умения, которая в будущем может предопределить отношение к изучению английского языка, к чтению вообще и ко всей учебе в целом. Посильная помощь и учет особенностей детей – необходимые задачи учителя. Изучив и проанализировав литературу, посвященную чтению как виду речевой деятельности, можно убедиться в его значимости и важности в культурной и учебной жизни человека. Оно может быть эффективным видом деятельности, если оно не ограничивается только непосредственно прочтением текста и ответами на вопросы. В сочетании с другими видами деятельности, чтение может решать много лингвистических задач. Оно может быть чрезвычайно интересно для обучаемых, носить не только обучающий, но и творческий, а также познавательный характер, давая хороший стимул для обучения иностранному языку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдуллина Г.Ф. Роль личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка – Новосибирск: Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее, 2013. – № 2. – С.96-100 2. Абрегова А.В. Личностный подход при обучении профессиональноориентированному английскому языку – Новосибирск: Наука вчера, сегодня, завтра, 2014. – № 4(26). – С.86-91 3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009. 4. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ, 2003. – с. 12 5. Апетян М.К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника – М.: Молодой ученый, 2014. – № 14. – С.243-244
6
6. Асанбаева Н.Т. Важность обучения чтению – Бишкек: Известия вузов Кыргызстана, 2014. – № 4-1. – С.59-60 7. Биболетова М.З. Развитие метапредметных умений в процессе обучения чтению на английском языке – М.: Начальная школа плюс до и после, 2012. – № 10. – С.83-87 8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. – М.: Педагогика, 1979. – 304 с. 9. Бочка И.А. Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников – М.: Молодой ученый, 2015. – № 22. – С.755-760 10. Булдыгина Л.В. Художественное чтение как вид речевой деятельности – Екатеринбург: Психолингистические аспекты изучения речевой деятельности, 2011. – № 9. – С.145-148 11. Вайсбурд М.Л. Требования к речевым умениям // Иностранные языки в школе. 1972. № 13.. 12. Васильева Т.Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском языке учащихся младших классов – Санкт-Петербург: Известия Российского государственного педагогического университета, 2008. – № 76-2. – С.47-54 13. Галмагова Г.М. Чтение как вид речевой деятельности – Новосибирск: Вестник Новосибирского государственного университета, 2008. – № 1. – С.50-52 14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2000 15. Гордеева И.В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка – М.: Молодой ученый, 2015. – № 19. – С.569- 571 16. Евсина Е.В. Овладение чтением на английском языке в процессе самостоятельной работы – Пенза: Современные наукоемкие технологии , 2009. – № 5. – С.18-19 17. Закотнова П.В. Работа с иноязычным текстом на примере методики reading circle - теория и практика // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2016. С. 25-28. 18. Клеменцова Н.Н. Текст в обучении иностранному языку. – URL: cyberleninka.ru/article/n/tekst-v-obucheniiinostrannomu-yazyku.pdf 19. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1983. 20. Кузьменко О.Д., Рогова Г.В. Учебное чтение, его содержание и формы // Общая методика обучения иностранным языкам. 1991. С. 238-252. 21. Лукъянчекова Н.В. «Обучение английскому языку на начальном этапе» // Начальная школа 2002 № 2, с. 17-19 22. Мильруд Р.П. Коммуникативно-ориентированный подход к обучению чтению. – URL:https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=216 23. Мошкина М.А. Использование взаимотренажа при обучении младших школьников чтению на английском языке – Пенза: Приоритеты педагогики и современного образования, 2018. – № 2. – С.67-69 24. Пассов Е.И. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам. Воронеж, 2002 25. Потапова Н.В. Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе – М.: Молодой ученый, 2013. – № 1. – С.4-7 26. Русинова Е.В. Английский язык. 1-4 классы. Буквы и звуки. Тренажер по чтению. Учебное пособие – М.: Титул, 2018. – 88 с. 27. Рыбчак Е.А. Комплекс методических приемов при обучении чтению на иностранном языке младших школьников – Тюмень: Проблемы научного знания, 2018. – № 2. – С.381-388 28. Салохина Т.А. Чтение как самостоятельный вид речевой деятельности – Омск: Современные научные исследования: Теория, методология, практика, 2011. – № 1. – С.198-203
7
29. Сарапунова Е.М. Лингвистические особенности неподготовленного чтения как вида речевой деятельности – Санкт-Петербург: Вестник Санкт-Петербургского университета, 2009. – № 1-2. – С.145-151 30. Сергеева Б.В. Методика обучения чтению на английском языке в начальных классах – Воронеж: Перспективы науки и образования, 2018. – № 4 (34). – С.155-161. 31. Серова И.Г. Обучение чтению и пониманию оригинального художественного англоязычного текста – Чебоксары: Общие вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации, 2012. – С.207-212 32. Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М, 1968. 33. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс. М., 2008. 34. Стаховская О.Э. Использование технологии "reading circle" "чтение по кругу" при работе с текстом на уроках английского языка // Региональное образование: современные тенденции. 2019. № 2 (38). С. 84-87. 35. Суркеева В.Б. Чтение как вид перцептивной речевой деятельности и его механизмы – Белгород: Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социальноэкономических наук, 2017. – С.59-64 36. Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе. М., 1974. 37. Хапачева М.М. Вопрос о самостоятельном чтении учащихся – Чебоксары: Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2013. – № 3(4). – С.367-369 38. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста – Пермь: Проблемы и перспективы развития образования, 2012. – № 3. – С.90-92 39. Jane Gee Reading Circles Get Students to Do the Reading. URL http://www.facultyfocus.com/articles/effectiveteaching-strategies/reading-circles-getstudentsreading/