Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности младших школьников. Поэтому разработка представлений о семейных ценностях с учетом гендерных различий у мальчиков и девочек младшего школьного возраста является серьезной и актуальной проблемой. Младший школьный возраст - самый восприимчивый возраст для развития представлений о семейных ценностях. В этом возрасте формируются склонности, способности и все самые важные качества человека.
В младшем школьном возрасте формируются представления о половой принадлежности, поведении людей разного пола в семье, обществе, о том, как должна вести себя женщина и какие качества должен иметь мужчина. Поэтому развитие представлений о семейных ценностях с учетом гендерных различий является важной задачей дошкольной образовательной организации.
Степень разработанности проблемы. Изучением проблемы гендерных особенностей морального развития младших школьников занимались ученые: В.Н. Дружинина, В. Сатир, И.П. Шелухина, В.Е. Каган, Т.А. Репина, Л.В. Коломийченко и других.
Под «полом» понимается социальный пол, определенный набор культурных и поведенческих характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин. Гендер часто рассматривается как социальный или социально-психологический пол человека, который, в отличие от биологического, не является врожденным, а формируется в процессе его социализации, воспитания и образования. Быть мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной означает выполнять гендерные роли, нормы и правила поведения, установленные обществом, соответствующие их биологическому полу.
Развитие представлений о семейных ценностях с учетом гендерных различий направлено на формирование мужественности или женственности у ребенка дошкольного возраста, что поможет детям в будущем выполнять свои социальные обязанности в семье. В то же время главное в гендерных характеристиках заключается неотъемлемая часть развития представлений о семейных ценностей. На первом этапе развития представлений о семейных ценностях, учитывая гендерные особенности младших школьников, образовательная задача состоит в том, чтобы дать детям определенный объем знаний, на основе которого они формируют представления о сущности качеств мужественности и женственность. На втором этапе для выработки представлений о семейных ценностях дошкольников с учетом гендерной проблематики предлагается решить несколько проблемных ситуаций. Перед тем, как дети поставят задачу, необходимо выбрать опцию, которая описывает действия, которые они будут выполнять сами, если бы оказались в такой ситуации.
Важнейшим фактором развития представлений о семейных ценностях младших школьников с учетом гендерных особенностей является их собственная семья: пример поведения родителей, их отношения и отношение к детям. В семье, где царит атмосфера недоверия, звучат нелестные слова родителей друг другу, трудно сформировать ребенка в полноценную личность, готового создать семью, основанную на взаимопонимании, доверии, взаимопомощи, взаимного уважения и любви. Особенности ценностных семейных ориентаций родителей, характер семейного общения, взаимоотношений и трудового сотрудничества между взрослыми и детьми является важным фактором формирования основ мужественности, женственности, семейных ценностей у мальчиков и девочек младшего возраста.
Актуальность исследования. В настоящее время прослеживается кризисная ситуация, переживаемая современной семьёй, а именно: изменения семейных ценностей, отношения людей к браку. Исследователи семейных отношений дают современной семье такие характеристики как неустойчивость, ценностно-нормативная девиантность, нестабильность в отношениях. Это описание подтверждено возрастающим количеством разводов, малодетностью, большим числом детей, оставшихся без попечения родителей, а так же, нежеланием узаконивать отношения.
Младший школьный возраст является важным звеном в формировании представлений о браке и родительстве. На наш взгляд, чтобы предотвратить появление у детей асоциального, безответственного отношения к узакониванию брака, родительству, к семейным обязанностям и к, несомненно, нужно изучать особенности представления младшего школьного возраста о семье в целом.
Стоит так же отметить, что традиционные гендерные роли в современном обществе трансформируются, следовательно, нужно определять, насколько эти изменения отражаются в сознании мальчиков и девочек, какова их ориентация по отношению к ролям в семье.
Всё вышесказанное говорит о том, что тема гендерных особенностей представления о семье является актуальной в наши дни.
Противоречие. Чтобы существовала стабильная семья, нужно, чтобы были чётко определены гендерные роли, но в реальности мы видим, что эти роли трансформируются, о чём указывают современные исследования. Таким образом, требуется изучение гендерных особенностей.
Исходя из ранее сказанного, определена цель исследования: определить, каковы гендерные особенности представлений об идеальной семье в младшем школьном возрасте.
В качестве объекта исследования выступают представления о семье в младшем школьном возрасте.
Предметом исследования являются гендерные особенности представлений о семье в младшем школьном возрасте.
Нами выдвинута гипотеза исследования: В младшем школьном возрасте существуют гендерные различия в представлениях об идеальной семье.
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу в области психологии семьи, гендерных различий, особенностей младшего школьного возраста.
2. Обосновать понятия «семья», «гендерные особенности», «представления», «младший школьный возраст», использующиеся в работе.
3. Подобрать методики для выявления гендерных особенностей представления о семье в младшем школьном возрасте.
Методики исследования:
- «Диагностика уровня воспитанности ценностного отношения к семье у обучающихся в начальных классах» (адаптированная методика Н.П. Капустиной).
- «Незаконченные предложения».
-Возраст респондентов- 10-11 лет, учащиеся 4 класса МБОУ «СОШ №40», в количестве 30 человек. Из них 16 мальчиков и 14 девочек.
Практическая значимость. Зная особенности представлений о семье в младшем школьном возрасте, психологи и педагоги смогут проводить продуктивную консультативную работу по выявлению и коррекции неадекватного представления о семье. Кроме этого, с приобретением новых научных данных, появится возможность для создания обучающих программ, направленных на оптимизацию той семейной позиции, которую примут в дальнейшем мальчики и девочки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Феномен представлений о семье
Говоря о феномене представления о семье, прежде всего, мы хотели бы уделить внимание первой составляющей, а именно, представлениям. Нужно обосновать, что подразумевает под собой это понятие, какие виды представлений бывают, в каких отраслях психологии рассматривают этот феномен и, непосредственно, дать определение самому понятию «представление».
Феномен представления рассматривается в общей психологии. Существуют различные определения этого понятия. Одно из них, которое мы видим в Большом психологическом словаре, звучит следующим образом:
Представление - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
С данным определением схоже следующее:
Представление — это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.
С.Л. Рубинштейн давал следующее определения данного понятия [15, С. 347]:
Представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте.
Исходя из данных определений, мы можем сделать вывод о том, что представления подразумевают под собой появляющийся в сознании человека образ. Это своеобразная возникающая в памяти или воображении яркая картина, являющаяся отпечатком пережитых ранее чувств, эмоций, ощущений, складывающихся в опыт, накопленный человеком.
Представления не одинаковы у каждого. Имеют место индивидуальные различия, выражающиеся в особенностях представлений.
На наш взгляд, чем чаще человек сталкивался с определённого рода феноменом, чем вовлечённее он был по отношению к нему, тем более красочные, полные представления, связанные с этим феноменом, возникнут у индивида в будущем.
То есть, чтобы представления были адекватны реальной действительности, ясны и правдоподобны, наполнены полнотой, человек непосредственно должен пережить, столкнуться так или иначе с тем, что является прообразом возникающего в его памяти или воображении представления.
Мы поддерживаем точку зрения А.Г. Маклакова в том, что важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.
В психологии представления как психический процесс делят по нескольким признаком. Так существуют классификации по модальности ведущего анализатора, по степени обобщённости, по происхождению, по степени волевых усилий и т.д.
Рассмотрим классификацию, основанную на модальности ведущего анализатора.
Следует отметить, что зачастую в формировании представлений принимают участие несколько анализаторов. Мы можем представлять одновременно цвет, вкус, запах и т.д.
Степень обобщённости в представлениях является разной. В связи с этим различают единичные и общие представления. Единичные представления более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, чем общие, но и в единичных представлениях содержится известное обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих восприятий отдельных объектов.
Хотелось бы подчеркнуть то, что для человек а не закрыты определённые виды представлений, то есть люди пользуются всеми их видами. Об этом пишет Маклаков А.Г. в книге «Общая психология»:
В следующей части параграфа мы рассмотрим вторую составляющую феномена представления о семье, а именно, понятие семьи. Семья–это многогранное понятие, поэтому число её определений очень велико.
Например, Л.Б. Шнейдер даёт следующее определение [21]:
Семья- это важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни.
Более полное определение даёт А.Г. Харчёв, который понимает семью как «институированную общность, складывающуюся на основе брака и порождаемой им правовой и моральной ответственности супругов за здоровье детей, их воспитание» [19, С. 27].
Мы соглашаемся с данными определениями и считаем, что семья является важнейшим фактором в жизни каждого человека, общества и народов в целом. Семейные отношения в большой мере влияют на психическое состояние человека. Их роль в самоощущении, в успешности или неудачах, в развитии человека велика.
Рассматривая феномен представления о семье, следует обозначить классификацию семей и семейные функции. На наш взгляд, различия в представлениях о семье напрямую связан с этими составляющими. То есть разнообразие представлений заключается в том, что каждый индивид приписывает семье определённые, кажущиеся наиболее важными для него функции. Так же, мы считаем, что представляя семью, человек соотносит этот образ с определённым типом. Именно поэтому следует рассмотреть, какие типы семей существуют.
Говоря о семейных функциях, мы хотим обратиться к работе А.Н. Елизарова. Он обобщает функции семьи, которые психологи наиболее часто
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большой психологический словарь.- М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под. Ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
2. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2001. 160 с.
3. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: практич. Пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волков. - 2-е изд., испр, и доп. - М.: ВЛАДОС, 2011. – 343с
4. Гендерная психология: Законы муж.и жен. поведения: [Пер. с англ.]/Ш. Берн. – Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007, макет. – 318 с.: ил. – (Научный бестселлер). – Библиограф.
5. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие. / Л.В. Градусова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 176 с.
6. Горячев М.Д., Фокина Т.А. Организация социально-педагогической деятельности в школе. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи. / В.Н. Дружинина. - М.: Речь, 2018. - 160 с.
8. Ерофеева Н.Ю. Основные категории гендерной педагогики. / Н.Ю. Ерофеева. – Ижевск, Журнал «Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2015. - № 2. – С. 85-101.
9. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. / В.Е. Каган. - М.: Педагогика, 2015. - 258 с.
10. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. А. Климов. - Гриф УМО. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2011. - 240 с.
11. Коломийченко Л.В. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста. / Л.В. Коломийченко. // Детский сад от А до Я. - 2016. - № 1. - С. 13-25.
12. Лашкова Л.Л. Влияние гендерного фактора на нравственное развитие детей дошкольного возраста. / Л.Л. Лашкова. // Научно-методический электронный журнал ««Концепт». - 2017. - № 10. - 0,5 п. л. - URL: http://e-ko№cept. ru/2017/470124. htm.
13. Маккоби, Е. Е., Джеклин, С. Н. (1974). Психология половых различий. Стенфорд, CA: StanfordUniversityPress.
14. Милтон Даймонд:Пол и гендер – это не одно и то же//Развитие личности.- 2013.- № 2, 205с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 456 с.
16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
17. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
18. Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. - М.: Московского психолого-социального института: НПО «МОДЭК», / Т.А. Репина. 2019. - 208 с.
19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.- С. 347-48.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. —СПб.: Питер, 1999
21. Сатир В. Семейная терапия и НЛП. / В. Сатир. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 245 с.
22. Сластенин, В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - [3-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2014. – 512 с.
23. Теория и методология гендерных исследований: курс лекций / под ред. О. А. Ворониной. - М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ. - 2016. - 415 с.
24. Харчёв А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа //Социол. Исследования. 1986. №3. С.27.
25. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. / И.П. Шелухина. - М.:ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
26. Шнейдер Л.Б. Семейная психология.- М.: Академический проект, 2008.
27. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании. Гендерный подход и анализ [Электронный ресурс]: монография. /Л.В. Штылева. - М.: Пер Сэ, 2018. - 316 c
28. Щербатых Ю.В. Общая психология.- СПб: Питер, 2008.
29. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. - М., 1988.-С. 145-170
30. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Педагогика, 2009. 300 с.