Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования проблемы компьютерной зависимости детей на современном этапе развития общества приобретает особую значимость.
Обширное применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр и, конечно же, Всемирная сеть – Интернет: все это оказывает большое влияние на современных детей и подростков.
С тех самых пор, как персональные компьютеры вошли в нашу повседневную жизнь, проблема взаимоотношений детей и компьютеров стала глобальной и одной из наиболее обсуждаемых в проблем человечества. Однако общество по-прежнему не имеет точного понятия о том, что же такое персональный компьютер для подростков: зло или благо?
Исследование по данной проблеме особенно актуально в настоящее время по причине того, что для большинства людей компьютер стал неотъемлемой частью жизни. Компьютерные возможности постепенно вытесняют и заменяют человеку друзей, родных, жизненные ценности и многое другое.
У подростков, прикованных к компьютеру, нарушается социальная адаптация, им становится трудно находить общий язык с окружающими людьми. Такие социально значимые вещи, как учеба, семья перестают иметь для них значение. Происходит негативное влияние на учебную, социальную сферы деятельности. Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как виртуальную. Это приводит к чувству вседозволенности, подросток перестает ценить как свою, так и чужую жизнь.
В компьютерных играх человек чувствует себя уверенным и сильным, он может общаться с любым человеком мира в том виде, который придумывает сам. И тогда возникает соблазн изменить повседневную действительность, которая требует ежедневной борьбы, на виртуальное существование и виртуальное общение. Настоящие фанаты компьютерных игр готовы играть по 30-50 часов в неделю, ежедневно посвящая игре до 14-18 часов. Безусловно, столь длительное пребывание в виртуальной реальности изменяет состояние человека.
Компьютерная зависимость получила в наше время достаточно широкое распространение. Это также неотъемлемая часть технического прогресса. Изучение этой проблемы в отечественной педагогике и психологии получило свое начало довольно недавно.
Можно выделить два направления развития компьютерной зависимости – это кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) и интернет-зависимость (зависимость от Интернета и социальных сетей).
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос кибераддикции среди подростков был освещен в современных научных трудах, где обращается внимание на опасность чрезмерного пользования сетью Интернет (О.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, К.В. Боярова, О.Е. Войскунский, А.И. Гольдберг, А.Е. Жичкина, М.С. Иванов, О.В. Смислова, Н.В. Чудова, К.С. Янг).
Особенности психических состояний пользователя компьютера нашли свое отражение в работах российских ученых (И.Г. Белавина, Дж. Грохол, О.Ю. Дроздов, Т.Ю. Мителев).
Проблемы киберзависимости как разновидности аддиктивного поведения исследовали Б.Л. Браун, В.А. Лоскутова, М. Холл, О.Ф. Шайдулина, М.А. Шоттон. Психологические последствия злоупотребления компьютерной информацией рассмотрены в исследованиях Л.П. Гурьевой, Е.О. Мулика, О.В. Шинкаренко, О.В. Якушиной.
Основными пользователями компьютеров и Интернета являются подростки. Известно, что подростковый возраст - самый опасный период в формировании зависимого поведения.
Объектом исследования является кибераддикция подростков.
Предметом исследования является профилактика кибераддикции, игровой зависимости у подростков.
Цель курсовой работы – рассмотреть профилактику кибераддикции среди подростков 16-17 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему кибераддикции в литературе.
2. Проанализировать особенности кибберадикции в подростковом возрасте.
3. Определить методы и формы профилактики кибераддикции у подростков.
4. Разработать и апробировать программу профилактики киббераддикции у подростков.
5. Проанализировать эффективность программы профилактики кибераддикции у подростков.
В основе гипотезы лежит предположение о том, что профилактика кибераддикции в подростковом возрасте будет успешной при условии составления программы на основе тренинговых занятий с учетом психологических особенностей данного периода онтогенеза.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, метод сравнения, теоретический анализ и синтез, обобщение.
Эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в составлении программы профилактики кибераддикции у подростков, которая может быть использована педагогами и психологами в общеобразовательных школах.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы профилактики кибераддикции у подростков
1.1. Анализ понятия «кибераддикция» в литературе
На стыке XX и XXI веков сформировалась как самостоятельная отрасль науки и практики – аддиктология. Она изучает причины и механизмы формирования зависимостей, ее предтечей стали одновременно несколько наук, таких как психология, социология, медицина.
Аддикция (от англ. «addiction») – состояние зависимости, развивающееся в результате привыкания [8, с. 78].
По видам вспомогательных факторов для выхода из реальной жизни можно выделить [17, с. 80-88].
- фармакологические или химические зависимости - наркомания, алкоголизм, табакокурение, токсикомания;
- субстанциональные или нехимические зависимости - компьютерные, игровые зависимости, созависимости в отношениях, трудоголизм и другие;
- пищевые зависимости.
Кибераддикция относится к группе нехимических аддикций и входит в состав более широкого термина «компьютерная зависимость», включающего в себя большое количество проблем аддиктивного поведения и контроля над влечениями. Компьютерная зависимость – это психологическая зависимость от виртуальной среды, созданной посредством электронных, цифровых, компьютерных, интернет технологий.
По мнению И. В. Черниковой, компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [32].
В 1996 году американский психиатр Айвен Голдберг предложил новый термин для определения компьютерной зависимости – компьютерная аддикция.
Компьютерная аддикция – это нехимическая зависимость от пользования компьютером и его ресурсами, в том числе Интернетом [13, с. 83].
Следует отметить, что современная трактовка данного термина не сильно отличается своим содержанием от той, которая была представлена еще в конце XX века. По словам А. Л. Венгера компьютерная зависимость – это пристрастие к занятиям, которые, так или иначе, связаны с использованием компьютера. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все больше распространяется в России [8].
По мнению Л.А. Белоглазовой, игровая зависимость – термин, встречающийся в исследовательской литературе, который фиксирует феномен патологического влечения к игре, посредством которой происходит замещение, имитация реальных жизненных потребностей и результатов [4].
Е.Е. Малкова определяет игровую зависимость как форму психологической зависимости, проявляющуюся в навязчивом увлечении компьютерными играми, подчиненность своего выбора внешней ложной цели – достижению прогресса в виртуальной игровой реальности [23, с. 62].
На основании данных определений, мы можем сформулировать определение игровой зависимости в контексте нашего исследования. Итак, игровая зависимость - это форма психологической зависимости, которая проявляется в патологическом влечении к компьютерным играм, с целью замещения реальных жизненных потребностей и достижения прогресса в игре.
Айвен Голдберг считал, что наиболее главным критерием, который лег в основу игровой зависимости, является появление принципиально новых переживаний реальности (состояния искусственной реальности). Голдберг также считал отсутствие ограничений физического и морально-социального главными отличиями игровой реальности от материальной действительности [5]. В этом плане игровая реальность является упрощенной моделью действительности.
Р. А. Кардашян считала, что зависимость от компьютерных игр является в большей степени родом занятия человека, и определенным складом личности [17]. В реальной жизни игроманы испытывают серьезные проблемы в общении с другими людьми, эти люди не уверены в себе, имеют низкую самооценку, для них уход в виртуальную реальность – легкий способ решения проблемы. Еще одной возможной причиной Р. А. Кардашян называла непереносимую, неблагоприятную обстановку в семье, на работе, в учебе, которая тоже ведет к тому, что человек сбегает от реальности в игру [17].
Таким образом, можно сказать, что зависимых от компьютерных игр людей привлекает в виртуальной реальности то, что она не имеет никаких ограничений. Именно поэтому зависимые от игр люди, стараясь избежать негативные воздействия реальной жизни, стремятся в игровую реальность.
Первые упоминания о компьютерной зависимости относят к 80-м годам прошлого столетия. Они были сделаны американскими учеными, но термин «компьютерная зависимость» пока признали не все ученые, деятельность которых связана с изучением проблем психических расстройств. Однако патологическая связь человек - компьютер становится все более очевидной, этот феномен встречается все чаще и требует к себе все большее внимание [6].
В настоящее время отсутствуют четкие диагностические критерии, с помощью которых определяется игровая зависимость. Существует несколько классификаций признаков игровой зависимости, они не противоречат друг другу, а скорее дополняют. Рассмотрим некоторые из них.
В 2003-2004 годах Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева выявили физиологические и психологические признаки, которые могут указывать на зависящего от компьютерных игр человека [24, с. 82].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агибалова Н. И., Данилова М. В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н. И. Агибалова, М. В. Данилова // Молодой учёный. – 2014. – № 20 (79). – С. 547 – 549.
2. Артамонова Е.Г., Ефимова О.И., Калинина Н.В. Организация Всероссийского педагогического совета «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков» // Образование личности. 2017 № 2 С. 12-27.
3. Баева Л. В. Виртуализация жизненного пространства человека и проблемы интернет – игровой зависимости (IGD) / Л. В. Баева // Виртуальное пространство и жизненные миры человека. – 2016. – № 1 (11). – С. 8 – 19.
4. Белоглазова Л.А. Игромания как феномен отчуждённой реальности / Л.А. Белоглазова // Вестник ВГТУ. – 2016. – №4 – С. 22.
5. Блясова И. Ю. Социально – педагогическое предупреждение компьютерной игровой зависимости подростков / И. Ю. Блясова // Мир науки, культуры, образования. – 2017. – № 3 (52). – С. 26 – 28.
6. Бородаева Л.Г., Попова И.И. Особенности профилактики компьютерной зависимости подростков // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. / Отв. ред. А.Ю. Нагорнова: Ульяновск, 2016, С. 246-249.
7. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально – педагогическая проблема / Е. В. Васильева // Психолого – педагогический журнал ГАУДЕАМУС. – 2016. – Т. 15 (№ 2). – С. 32 – 38.
8. Венгер А. Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития/ А.Л. Венгер. – Москва, 2015. - 105 с.
9. Воеводскова Е. Е. Зависимость о компьютерной виртуальной реальности / Е. Е. Воеводскова // Проблемы педагогики. – 2016. – № 27. – С. 1 – 2.
10. Воронов Д. И. Социально – психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции / Д. И. Воронов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Санкт – Петербург. – 2016. – 266 с.
11. Вотякова Е. Ю., Яковлева Н. В. Негативное влияние кибераддикции на жизнестойкость подростков / Е. Ю. Вотякова, Н. В. Яковлева // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2015. [Электронный ресурс]. – режим доступа: www.humjournal.rzgmu.ru.
12. Гоман В. А., Гефнер О. В. Современная молодежь и компьютерная зависимость / Гоман В. А., Гефнер О. В. // Электронный научно – методический журнал Омского ГАУ. – 2018. – Спецвыпуск № 5. – С. 1 – 4.
13. Давтян В. Г., Бердин Р. Д. Адаптивные возможности у лиц с виртуальной аддикцией / В. Г. Давтян, Р. Д. Бердин // Наука, техника и образование. – 2018. – № 7. С. 11 – 12.
14. Денисов А. А. Психология интернет – зависимости / А. А. Денисов // Развитие личности. – 2019. – № 1 – С. 190 – 202.
15. Емельяненко В. Д. Мировоззрение и игровая компьютерная зависимость: поиск взаимосвязи / Емельяненко В. Д. // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2016. – № 1 (11). – С. 45 – 64.
16. Закаблукова А. А., Смирнова Т. А., Капустина Л. П., Чуйкова М. А. Психолого – педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся / А. А. Закаблукова и д.р. – Белгородский региональный центр психолого – медико – социального сопровождения. 2017. – 117 с.
17. Кардашян Р. А. Психосоматические расстройства при компьютерной игровой зависимости у учащихся общеобразовательных учреждений / Р. А. Кардашян // Архив внутренней медицины. Спец. выпуск. – 2016. – С. 12 – 13.
18. Книжникова, С.В. Компьютерные игры как фактор формирования агрессивных и аутоагрессивных установок личности подростка, Научно-методический электронный журнал «Концепт». Т. 24., 2016. - С. 82-87
19. Кнорре А. В. Стратегическое взаимодействие в онлайн – играх: взгляд из теории игр / А. В. Кнорре // Sociology of science and technology. – 2018. – № 5 (4). – С. 105 – 116.
20. Лопеш Э. де А., Передерий Н. А. Исследование интернет – зависимости среди школьников / Э. де А. Лопеш, Н. А. Передерий // Бюллетень медицинских Интернет – конференций. – 2016. – Т. № 4. (11). – С. 1243.
21. Малыгин В. Л., Искандирова А. Б., Хомерики Н. С. Киберзависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М. «Мнемозина». 2017. – С. 58-74.
22. Мандель Б. Р. Аддиктология (ФГОС ВПО): учебное пособие / Б. Р. Мандель. – Директ – Медиа. 2017. – 536 с.
23. Методические рекомендации по профилактике кибераддикции в образовательных организациях / авт-сост. Драганова О.А., Болдырева О.А. – Липецк: Изд-во «Открытый мир», 2020 – 20 с.
24. Набойченко Е. С., Окунева Л. И. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 5. – С. 82 – 87.
25. Окунева Л. И. Социально – психологические склонности к кибераддикции в подростковой среде / Л. И. Окунева // Педагогическое образование в России. – 2016. № 1. – С. 188 – 191.
26. Олейникова В. А. К вопросу о сущности подростковой аддиктивности / В. А. Олейникова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2018. – № 4. – С. 17 – 20.
27. Помелов В. А. Геймер: игроман или креативная личность? / В. А. Помелов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2016. – № 3 (39). – С. 76 – 81.
28. Рыженко, С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: дисс. канд. пед. наук: - Краснодар, 2014. - 185 с.
29. Смирнов А. В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности / А. В. Смирнов – Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Екатеринбург. – 2015. – 489 с.
30. Фатхутдинова А. А. Феномен геймерства в современном обществе / А. А. Фатхутдинова // Вестник ВЭГУ. – 2017. – № 2 (88). С. 139 – 143.
31. Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков / О. В. Хилько // Научно – методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 13. – С. 56 – 60.
32. Черникова И. В. современные подходы к профилактике кибераддикции / И. В. Черникова, О. М. Луговая. // В сборнике: Проблемы полиэтничного региона: социально – политические и психологические контексты материалы одноименной подсекции 3 ежегодной НПК СКФУ. ФГАОУ ВПО «СКФУ». Ставрополь – 2019. С. 106 – 112.
33. Щербакова Н. Б. Стратегические основы деятельности родителей по организации работы школьников на компьютере в домашних условиях / Н. Б. Щербакова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2018. – № 3. – С. 78 – 88.