Фрагмент для ознакомления
2
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
Устный счет может быть построен в следующей форме:
• Задания на развитие и совершенствование внимания. Такие как: найди закономерность, и реши пример, продолжи ряд.
• Задания на развитие восприятия, пространственного воображения. Например, нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.
• Задания на развитие наблюдательности (найдите закономерность, что лишнее?)
• Устные упражнения с использованием дидактических игр.
Формы восприятия устного счета:
1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3) Комбинированный.
• обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерных технологий);
• задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
• упражнения в форме игры (чтобы вовлечь в работу малоактивных, робких детей) (“Диалог”, “Математический поединок”, “Магические квадраты”, “Лабиринт сомножителей”, “Викторина”, “Волшебное число”, “Индивидуальное лото”, “Лучший счетчик”, “Кодированные упражнения”, “Фишка”, “Кто быстрее”, “Цветок, солнышко”, “Числовая мельница”, “Числовой фейерверк”, “Математический феномен”, “Молчанка”, “Математическая эстафета”).
Обучая математике, надо учитывать, что знания, получаемые учениками, должны быть осознанными. Итак, роль устного счета:
•можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;
•соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового;
•удобная форма организации повторения;
•во время устной работы можно задействовать большое количество ребят, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;
•в зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо обучающиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;
•упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;
•упражнения устного счета позволяют обучающимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.
Именно устный счет дает настрой на весь урок. Он украшает урок, способствует лучшему усвоению программного материала, делает его логически стройным и интересным.
2.3 Устный счет в начальной школе
Важнейшей содержательной линией начального курса математики является дидактическая линия «Числа и вычисления». Навыки выполнения математических операций формируются у школьников во время всей продолжительности обучения в общеобразовательной школе, однако базовым зачаткам устного счета необходимо обучить детей еще в дошкольном периоде (5-6 лет).
В младшем школьном возрасте дети делают попытки самостоятельно и обдуманно производить математические операции, такие как сложение, вычитание, деление, произведение, возведение в степень. В дальнейшем данные практические навыки улучшаются при овладении учениками другими точными науками: физикой, химией и др. Практические способности могут быть признаны закрепленными, если школьники с нормальной скоростью осуществляют расчеты с числовыми значениями, дробными выражениями различных видов, могут решать уравнения и неравенства, а также проводить расчеты приближенного характера.
Система обучения приемам устного счета учащихся начальных классов включает в себя следующие компоненты: общую методику обучения устным математическим операциям, виды упражнений для закрепления устных вычислений, виды упражнений по развитию восприятия устного счета и организацию занятий по устному счету [3].
Далее рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1. Общая методика обучения устным математическим операциям. В процессе формирования вычислительных навыков особо внимание уделяется методике осуществления учащимися устных вычислений.
Расчеты проводятся устно, в связи с чем они и получили название устного счета. Устными (вербальными) можно считать все приемы, оперирующие величинами в рамках 100, а помимо этого проводимые расчеты для чисел больше 7 является устным, по-100, как, например, вычисление произведения 600 7. Письменными можно считать всескольку оно упрощается формой 6 операции с выражениями, значения которых превышают 100.
Закрепление приобретенных навыков посредством повторяющихся заданий позволяет школьникам доводить до рефлекса выполняемые расчетные операции. Расчеты, озвученные устно, не должны происходить эпизодически и случайно, учитель должен органично вписывать их в тему занятия, приводить актуальные и необходимые для учащихся примеры.
С целью повышения корректности и скорости проведения устных расчетов педагог должен отводить на каждом математическом занятии от 5 до 10 минут подобным процедурам. Устные задания выполняются, как правило, в форме задаваемых учителем вопросов, на которые дети озвучивают ответы, школьники выполняют в одно время одинаковые примеры, задания.
Устные занятия имеют большое значение еще и по той причине, что они развивают логическое мышление учащихся; под воздействием подобных уроков совершенствуются навыки речи, повествования, улучшается концентрация внимания учащихся, развивается восприятие слуховыми рецепторами подробностей в информации. это стадия учебного занятия, то их проведение должно быть направлено на достижение таких задач, как:
‒ повторение и корректировка практических заданий, позволяющих улучшать математические навыки посредством выполнения самостоятельных заданий;
‒ контроль преподавателя за качеством полученных навыков у школьников; ‒ адаптация школьников к освоению новых знаний;
‒ повышение познавательного интереса у учащихся [4].
2. Виды упражнений для устных вычислений. Умения выполнять устные вычисления развиваются во время решения школьниками разных заданий. Выделим среди них следующие, наиболее часто реализуемые на уроках математики в начальной школе [2]:
1) выявление определенных значений конкретных выражений. Сущность задания состоит в нахождении значения какого-либо числового выражения. Данные выражения могут состоять как из одного, так и нескольких арифметических действий, при этом они подразумевают под собой выполнение расчетов разной ступени. Целью подобных вычислений
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Борода Л.Я., Борисов А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике // Математика в школе, 2010 – с.39-44
2. Виноградова, А. В. Условия формирования коммуникативных учебных действий на уроках математики в условиях перехода на ФГОС / А. В. Виноградова // Опыт и проблемы математического образования школьников в условиях введения ФГОС ООО: материалы научно-практической конференции. – М.: АСОУ, 2014. – С. 30–35.
3. Вендина А.А. Методические особенности изучения дробей в начальном курсе математики // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по матер. III междунар. заоч. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 23-27.
4. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. − 3-е изд., − М.: Вита – Пресс, 2001. – 88 с.
5. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. Учебное пособие. М.: «Академия», 2011. – 288с.
6. Кузнецов Б.Н. Воспитание интереса к уроку математики в школе. Иркутск 2009. – 312 с.
7. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http: // math.firo.ru/v3/koncepciya3.html.
8. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Учебник для 1 класса начальной школы. Часть 2 (второе полугодие). М.: Просвещение, 2013. – 288 с.
9. Седакова В.И. Приемы устного счета на уроках математики // Вест- ник ЧГПУ. – 2015. – № 5. – С. 52-56.
10. Смирнова, И. М. Педагогика геометрии: Монография. – М.: Прометей, 2004. – 336 с.; [Электронный ресурс]. − Дрофа, 2012.
11. Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах. М.: Столетие, 2012. – 431 с.
12. Цубера В.И., Игракова О.В. О повышении эффективности использования устного счета в аспекте формирования вычислительных навыков у учащихся начальных классов // Инновационная наука. – 2015. – № 1-2. – С. 233-235.
13. Шевелева Л.В. Развитие навыков устного счета на уроках математики [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. – Режим доступа: http://nsportal.ru/vuz/fiziko-matematicheskie-nauki/library/2014/08/15/ razvitie-navykov-ustnogo-scheta-na-urokakh (дата обращения: 12.01.2017).