Фрагмент для ознакомления
2
Введение
2
Актуальность данного исследования заключается в том, что предприятия сегодня сталкиваются с рядом экономических и организационных проблем, от решения которых напрямую зависит их существование. Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в результате санкционного давления на Россию и ответных мер правительства, заставляет предприятия сферы общественного питания, ориентироваться главным образом на внутренние силы, что связано с рациональным расходованием и использованием собственных материальных и нематериально-технических ресурсов с опорой на высококвалифицированный персонал. Для выполнения подобной задачи, и как следствие достижение весомого конкурентного преимущества, все чаще на предприятиях используется закупочная логистика.
Сущность логистической деятельности на предприятии заключается в оптимизации и улучшении деятельности всех подразделений в неразрывной их связи, путем минимизации совокупных затрат и максимизации чистой прибыли предприятия.
Закупочная логистика существенно повышает эффективность хозяйствования любой организации. Приобретение необходимых материалов, услуг и оборудования нужного качества, в достаточных количествах, по адекватным ценам, с взаимовыгодными условиями транспортировки и оптимальными затратами ресурсов является основной задачей управления закупками. При этом для повышения рыночной стоимости предприятие должно максимизировать результаты своей деятельности, снижать затраты или одновременно добиваться решения этих задач.
1 Управление процессом закупок в логистике предприятия
1.1 Закупки, снабжение, комплектация на предприятии
Основной приоритет для эффективного развития субъекта хозяйствования - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли предприятия и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип слагаемых расчёта, выгоды и потребителей ведёт к росту важности именно логистики.
В настоящее время логистика широко используется во всем мире. Как считают многие авторы, такие как И.Д. Афанасенко [7], М.Н. Григорьев [17], А.М. Гаджинский [13], и др. без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Каждый предприниматель знает, что логистика - это важно, и что она должна быть налажена. Логистика актуальна не только для производственных или торговых компаний, но и для абсолютно любых компаний разных отраслей.
Логистика - это не только транспортировка и складирование, это понятие шире. Оно включает в себя и такие логистические операции, как закупка, сбыт, управление запасами и другие.
Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет закупочная логистика.
Логистика как наука сфор¬мировалась лишь к середине XIX века и стала активно применяться в период второй мировой войны, когда необходимо было четкое взаимодействие тыловых и фронтовых снаб-женческих баз и транспорта.
3
1.2. Основные принципы и методы построенных логистических стратегий предприятия в закупках сырья и ТМЦ
В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок:
1. Оптовые закупки;
2. Регулярные закупки мелкими партиями;
3. Закупки по мере необходимости.
Метод оптовых закупок предполагает поставку материально-технических ресурсов большой партией за один раз. Преимущества этого метода состоят в простоте оформления документации, гарантии поставки полного объема заказа, повышенных торговых скидках. Недостатками метода это необходимость в больших складских площадях и замедленная оборачиваемость капитала.
При регулярных закупках мелкими партиями предприятие заказывает необходимое количество товаров в течение определенного периода времени. Преимущества данного метода в ускорении оборачиваемости капитала и экономии складских помещений.
Метод закупки по мере необходимости похож на регулярную закупку, но отличается приблизительно заказанным количеством, согласованием с покупателем каждой поставки и оплатой только поставленного количества. Преимуществами здесь будут ускорение оборота капитала и отсутствие обязательств в покупке определенного количества [44].
В.С. Лукинский выделяет следующие методы в закупочной логистике (рисунок 1):
Рисунок 1 – Логистические методы управления закупочной деятельностью
1.3 Цикл закупки ТМЦ на предприятии
Чтобы логистика имела результат и эффективность, необходимо составить план закупок, позволяющий решить некоторые виды задач предприятия:
• подсчет потребностей в материальных ресурсах;
• разработка метода закупочной деятельности;
• контроль над ценой при заключении договора;
• мониторинг количества, качества и сроков поставок;
• организация процесса правильного размещения поставленных материалов на складе.
Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий (рисунок 2):
1. Установка потребности производства в том или ином сырье.
2. Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
3. Выбор надежного поставщика.
4
4. Организация переговоров с выбранным поставщик¬¬¬м.
5. Составление и подписание договоров.
6. Контроль исполнения условий подписанных договоров.
1.4 Оптимизация регулирования, расчет заказов ТМЦ и сырья в соответствии с планом
Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач:
• учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
• определение размера гарантийного (страхового) запаса;
• расчет размера заказа;
• определение интервала времени между заказами.
Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются система управления запасами с фиксированным размером заказа и система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
Само название говорит об основополагающем параметре системы – размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Поэтому определение размера заказа является первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В отечественной практике зачастую возникает ситуация, когда размер заказа определяется по каким-либо частным организационным соображениям. Например, исходя из удобства транспортировки или возможности загрузки складских помещений. Между тем в системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть не только организационно, но и экономически обоснованным. Поскольку мы рассматриваем проблему управления запасами в логистической системе отдельной организации или логистической системы, то критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:
2 Специальная часть
5
2.1 Применение детерминированный метода в закупках предприятия «Магазин бытовой техники»
Методы определения потребности в материалах:
1) детерминированный (применяется в случаях, когда известны период выполнения заказа и определены потребность в материалах по количеству и сроку);
2) стохастический (основой такого метода являются матема-тико-статистические методы расчета, дающие ожидаемую потребность в материалах);
3) эвристический (такой метод применяется, когда потребность в материалах в производстве определяется на основании опыта работников).
Основным и наиболее используемым видом реализуемой продукции является мелкая бытовая техника, а также телевизоры и холодильники.
После анализа структуры реализуемой продукции предприятия было выявлено, что большую часть продукции составляют мелкая бытовая техника. Расчет параметром системы проводим для поставки мелкой бытовой техники, необходимой для реализации. Основной параметр – размер заказа.
Для расчета таблицы 3 используется формула определения оптимального размера заказа Уилсона:
(3.2.1)
Таблица 3
Параметры системы управления запасами с фиксированным
размером заказа
№
п./п. Показатели Значение
1. Потребность, шт 363
2. Оптимальный размер заказа, шт
3. Время поставки, дни 8
4. Возможная задержка в поставках, дни 2
5. Ожидаемое дневное потребление, шт/день 2
6. Срок расходования заказа, дни 15
7. Ожидаемое потребление за время поставки, шт 16
8. Максимальное потребление за время поставки, шт 20
9. Гарантийный запас, шт 4
10. Пороговый уровень запаса, шт 20
11. Максимально желательный запас, шт 34
12. Срок расходования запаса до порогового уровня, дни 7
6
Представим движение запасов в системе с фиксированным размером заказа на рис. 9.
Уровни запаса,
шт
34 МЖЗ
20 ПУ
4 ГЗ
Дни
15 15 15
Рисунок 9 - Работа системы управления запасами с фиксированным размером заказа при наличии неоднократных задержек в поставках.
Из рис. 9 видно, что первая задержка поставки, равная максимально возможной, приводит к использованию гарантийного запаса, и возникает необходимость в его пополнении. Первый поступивший заказ пополняет запас до уровня меньше порогового. Это требует введения в рассматриваемую систему дополнительного условия выдачи заказа: если поступивший заказ не пополняет систему до порогового уровня, то новый заказ производится в день поступления заказа.
2.2 Регулярные поставки мелкими партиями в системе закупок
Оптимальный размер заказа непосредственно не используется в работе системы с фиксированным интервалом времени между заказами, но дает возможность предложить эффективный интервал времени между заказами, величина которого используется в качестве исходного параметра. Отношение величины потребности к оптимальному размеру заказа равно количеству заказов в заданный период. Число рабочих дней в заданном периоде, отнесенное к
7
количеству заказов, равно интервалу между заказами, соответствующему оптимальному режиму работы системы.
2.3 Анализ годового расчета закупок на предприятии
Проведенные расчеты параметров систем управления запасами позволяют составить наиболее оптимальный график поставок сырья для предприятия «Магазин бытовой техники». На данный момент на предприятии нет конкретной системы управления запасами, и заказ продукции производятся по мере необходимости, исходя из объемов производства.
Таблица 5
Сравнительный график поставок продукции предприятия
«Магазин бытовой техники»
Интервал между поставками, дни Количество машин, шт. Грузоподъем-
ность 1 машины, тонн Стоимость доставки 1 машины,
тыс. руб. Стоимость поставок, тыс. руб.
Фактически за месяц 5 15 10 12,6 189,0
Рекомендации за месяц 9 6 10 12,6 75,6
Экономия за месяц - 9 - - 113,4
Фактически за год 5 180 10 12,6 2 268
Рекомендации за год 9 72 10 12,6 907,2
Экономия за год - 108 - - 1 360,8
Экономия с учетом издержек на хранение запасов - - - - 707,4
Из сравнительной табл. 5 видно, что экономия средств составляет 1 360,8 тыс. руб., а при учете увеличения издержек на хранение запаса из-за увеличения объема заказа – 707,4 тыс. руб.
Следовательно, если предприятие перейдет на логистическую схему управления запасами, используя систему с фиксированным интервалом времени между заказами, то произойдет высвобождение средств в результате изменения графика и, следовательно, стоимости поставок.
2.4 Проверка поставщиков в системе закупок на предприятии
Анализ основных показателей эффективности закупочной логистики «Магазин бытовой техники» свидетельствует о нарушении поставщиками условий поставки товара. Неисполнение поставщиками сроков поставки зачастую становится причиной нехватки ТМЦ в организации «Магазин бытовой техники», и приводит к убыткам.
Таблица 6
8
Оценка эффективности закупочной логистики «Магазина бытовой техники в 2018-2019 гг.
Показатель Значение показателя за 2018 год, % Значение показателя за 2019 год, % Отклонение, (+ -)
Доля задержанных поставок 10,7 13,5 2,8
Доля поставок несоответствующего качества 3,1 10,1 7
Доля заказов, доставленных не единой партией 0,1 0,2 0,1
Доля порчи продукции по вине перевозчика 1,5 0,4 -1,1
Доля поставок с задержкой в пути по вине перевозчика 1,6 4,6 3
Доля закупок, совершенных вовремя 92,3 94,9 2,6
Доля обслуженных заявок в числе полученных 100 87,5 -12,5
Затраты на выполнение одного заказа 9,6 14,7 5,1
Снижение показателя числа полученных и обслуженных заявок указывает на то, что главный инженер не успевает обработать все поступившие заявки, это связано с низким уровнем автоматизации процесса закупочной деятельности на предприятии.
Доля задержанных поставок равняется 10,7 % за 2018 год и 13,5 % за 2019 год. Эти показатели высоки для «Магазин бытовой техники», отсутствие какого-либо из МТР может сорвать график, что приведет к росту убытков, потери репутации. Необходимо отметить, что в 2017 году увеличилось число поставок товара ненадлежащего качества, это свидетельствует о слабом контроле менеджером по закупкам за организацией поставок.
Заключение
Закупочная логистика помогает руководству решить ряд вопросов: что купить, у кого купить и в каком количестве, а также когда купить.
Закупочная логистика – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой.
Для успешной деятельности каждого предприятия правильная организация логистики закупок играет важную роль. Она охватывает следующие задачи: определение потребностей; основные критерии выбора закупаемой продукции; анализ рынка; выбор поставщика; создание разнообразных баз данных; операции по закупке; контроль над своевременной поставкой товара. Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
9
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Официальный текст. Части I, II и III. Москва: Экзамен, 2016. – 336 с.
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями).
3. Александров О. А., Егоров Ю. Н. Логистика. Учебное пособие для бакалавриата по направлениям: Государственное и муниципальное управление и Менеджмент. – Москва: МПАПРЕСС, 2017. – 191 с.
4. Афанасенко, И.Д. Коммерческая логистика для бакалавров и специалистов: учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - Москва: Питер, 2014. – 352 с.
5. Бандурин А.В. Конкурентоспособность организации. – Москва: Издательство Михайлова В.А. 2015. – 287 с.
6. Бродецкий, Г.Л Экономико-математические методы и модели в логистике. Потоки событий и системы обслуживания: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Логистика и управление цепями поставок"/ Г.Л. Бродецкий. - Москва: Академия, 2014. - 272 с.
7. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г. Л. Бродецкий, Д. А. Гусев. – Москва: Академия, 2014. - 288 с.
8. Волгин В.В. Склад. Логистика, управление, анализ / В. В. Волгин -Дашков и Кº, 2017. – 724 с.
9. Волгин, В.В. Логистика приемки и отгрузки товаров: практическое пособие / В.В. Волгин. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 457 с.
10. Гаджинский А.М. Логистика: учебник.21-е изд. Москва: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2017. - 484 с.
11. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
12. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А.М. Голубчик. – Москва: Транс Лит, 2016. – 317 с.
13. Григорьев М.Н., Уваров С.А. учебник Логистика. Базовый курс. – Москва: Юрайт, 2015. – 782 с.
14. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: учебник для студентов экономических специальностей вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - Москва: Юрайт, 2016. - 734 с.
15. Дыбская В.В. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» /– Москва: Инфра-М, 2017. – 557 с.
16. Дыбская В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – Москва: Эксмо, 2015. – 939 c.
17. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2016. – 659 с.
18. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебное пособие. – Москва: КНОРУС, 2017. – 320 с.
19. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебнопрактическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В.М. Курганов. – М.: Книжный мир, 2014. – 512 с.
10
20. Курочкин, Д.В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУ Аинформ, 2015. – 268 с.
21. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 220 с.
22. Логистика снабжения: учебник / В. И. Сергеев, И. П. Эльяшевич. – Москва: Юрайт, 2014. – 522 с.
23. Логистика: тренинг и практикум: учебное пособие / Государственный университет управления. – Москва: Проспект, 2014. – 442 с.
24. Лукинский В.С. Лукинский В.В., Плетнева Н.Г. Логистика и управление цепями поставок: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — Москва: Изд-во Юрайт, 2016. — 359 с.
25. Маргунова В.И. Логистика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по экономическим специальностям / Минск: Высшая школа, 2017. – 507 с.
26. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - Москва: Юрайт, 2015. - 288 с.
27. Пузанова И. Интегрированное планирование цепей поставок. Учебник. Москва: Юрайт, 2017. 320 с.
28. Сергеев В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследовательский университет "Высшая школа экономики"; - 2-e издание, переработано и дополнено -Москва: НИЦ Инфра-М, 2013. - 634 с.
29. Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / А. Н. Стерлигова. - Москва: ИНФРА-М, 2015. - 430 с.
30. Щербаков В. Логистика и управление цепями поставок. Учебник. Москва: Юрайт, 2017. - 592 с.
31. Антонов Г.Д., Бодренков А.В. Оценка эффективности организации снабженческой деятельности промышленного холдинга // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. – С. 120-124
32. Грищенко О. Определение условий сотрудничества с поставщиком по лизинговой сделке // Логистика. 2016. № 4. С. 54–56
33. Кузнецова М.Н. Методика анализа и оценки поставщиков ресурсов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 43. С. 57–61
34. Куликова Л.И. Особенности учета финансового результата хозяйственной деятельности // Бухгалтерский учет. – 2015. - № 9. С.20-25
35. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2016. №75, январь – февраль. С. 24-25
36. Осадченко А.М. Современная концепция управления цепями поставок. Журнал Economics. № 1 (2) / 2014. – С.6-8
37. Рыбалко М.А. Современные классификации поставщиков логистических услуг // Перспективы науки. 2015. № 18. С. 138–141
38. Рыкалина, О. Вопросы определения понятия интегрированной логистической деятельности в региональном масштабе / О. Рыкалина // Логистика. – 2016. – №11. – С. 42–45
11
39. Шиндина Т.А. Классификация логистических концепций и технологий. Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. № 1 / том 8 / 2015. – С.189
40. Борнин А.И., Шевень Л.Н. Логистика как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://student.snauka.ru/2015/04/2445 (дата обращения: 25.04.2020)
41. Лепетуха В.М. Методы и формы организации закупочной деятельности на предприятии // «Экономика и социум» №1(20) 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_20/LEPETUHA%20V.M.%20(Sovremennye%20tehnologii%20u pravleniya%20organizaciyay).pdf (дата обращения: 25.04.2020)
42. Логистика закупок как метод обеспечения потребностей производства. [Электронный ресурс]. URL: http://otendere.com/zakupki/informaciya-zakupki/logistika-zakupok.html (дата обращения: 24.04.2020)
43. Методы логистики. [Электронный ресурс]. URL: https://cargolink.ru/ls/blog/799.html (дата обращения: 23.04.2020)