Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема детской агрессии и насилия исследуется специалистами на протяжении долгого времени. Травля детей сверстниками («буллинг») является одной из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, из-за которой происходит значительное снижение успеваемости учащихся, рост эмоциональных и невротических проблем, а также резкое возрастание риска суицида среди подростков.
В настоящее время это явление приобрело особую актуальность. Проблема агрессии и насилия в детских коллективах серьезно тревожит педагогов различных стран мира. Всё больше растёт количество передач, фильмов, книг, в которых освещается данное явление. В сети Интернет появляется довольно много роликов, где показано, как дети избивают друг друга или учителей. Такая проблема хоть и довольно широко освещается в современном обществе, но реальных действий к её предотвращению не отмечено.
Детская агрессия возникает, если результатом действий являются определённые отрицательные последствия. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого могут быть названы агрессивными. Чаще всего причинами детской агрессии являются пережитые жизненные беды, из-за которых появилась озлобленность в отношении к окружающим.
Среди исследователей, которые занимались данной проблемой, можно назвать К. Дьюкса, Д. Олвеус, П.П. Хайнеманн, А. Пикас, Е. Роланд, В.Т. Ортон, Д.А. Лэйн, Д.П Таттум, Е.Н.Пронина, В.Р.Петросянц, И.А. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга), Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга в подростковой среде), Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова, И.А. Регуш и другие.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и обоснование проблемы детской агрессии, анализ подходов, методов, форм профилактики у подростков буллинга в условиях общеобразовательной школы.
Объект исследования - школьный буллинг.
Предмет исследования - комплекс психолого-педагогических действий по профилактике у подростков буллинга в условиях общеобразовательной школы Предмет исследования: школьный буллинг как социально-педагогическая проблема.
Задачи исследования:
-раскрыть понятие буллинга как социально-педагогической проблемы Задачи курсовой работы:
-изучить сущность характеристики школьного буллинга
-определить социальные проблемы школьного буллинга
-проанализировать различные подходы к исследованию проблемы буллинга
-определить методические пути профилактики и преодоления школьного буллинга.
Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической и психологической литературы, нормативной и программно-методической информации, обобщение и систематизация научных положений по проблеме исследования.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка.
Глава 1. Теоретические основы исследования, проблемы буллинга в коллективе обучающихся
1.1 Коллектив обучающихся как объект педагогического исследования
Развитие и формирование грамотной личности может происходить только в коллективе и с его помощью. Педагогический коллектив выступает в качестве важной формы организации воспитания школьников в образовательном учреждении. При этом следует учитывать два главных положения.
Первое заключается в том, что основная цель воспитания - это формирование личности в духе коллективизма, развитие у неё чувства товарищества. Данная цель будет достигнута только при условии, что коллектив, в котором воспитывается личность, будет хорошо организованным и здоровым в социальном и духовном отношении.
Сущность второго положения заключается в идее, что воспитание не может быть ограничено только личным влиянием педагога на каждого учащегося. Важной составляющей является также подкрепление процесса воспитания разносторонним влиянием коллектива, который способен обеспечивать свободу и защищённость личности и выступает как хранитель здоровой морали, неся в себе нравственные и художественно-эстетические отношения. Именно поэтому педагогу так важно суметь создать здоровый и сплочённый коллектив, при этом умело и эффективно используя его для разностороннего развития личности школьника[3, с. 17]
Понятие коллектив (лат. Colligo- "объединяю") представляет собой объединение людей, которые связаны между собой определёнными отношениями. В любом обществе среди таких отношений можно назвать деловые и личные. В основе первых лежит совместная деятельность, направленная на решение социально - значимых задач, на соблюдении установленных в том или ином объединении организационных правил и порядков. Что касается личных отношений, то они охватывают сферу узколичной деятельности и базируются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.[4, с. 52].
В педагогической теории коллектив выступает в качестве группы людей, которая является источником активности и познания закономерностей усвоения знаний, умений и навыков и формирование убеждений, определяющих объем и структуру содержания целенаправленного целостного процесса воспитания и обучения[2, c.34].
Вопрос о роли и сущности педагогического коллектива возник ещё в 20–30-е годы ХХ века. Среди учёных, которых интересовала данная тема, можно назвать: Н.К. Крупскую, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др. Благодаря вышеперечисленным исследователям в педагогике появилось больше информации и идей о целях и объекте педагогической деятельности, о создании и воспитании коллектива учащихся, о формировании личности нового человека.
Согласно мнению К.Д.Ушинского создание сплочённого коллектива в образовательной среде должно выступать основной задачей и обязанностью директора школы. А главной формой и методами работы должны быть беседы, совещания, обсуждения. То есть основные цели и текущие школьные дела должны выноситься и обсуждаться на школьном Совете, состоящим из педагогов и воспитателей [8, с.67].
Н.И.Пирогов также разделял точку зрения Ушинского и подчёркивал важность идеи товарищеского содружества в работе педагогов.
Идеи Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского о роли педагогического коллектива и каждого педагога, а также опыт их практической работы имеют большое значение до сих пор и в современном обществе.
Что касается проблем формирования, развития и управления детским школьным коллективом, то их исследование можно встретить в работах таких педагогов, как: Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, А.Ф.Лазурский, Л.Н.Толстой. Советские прогрессивные педагоги пытались понять характер внутренней сущности детей, проанализировать идеалы и ценности школьников, значение коллективизма и роли общения в формировании самосознания учащейся молодежи[6, с.34].
Среди тех исследователей, кто изучал роль коллектива учащихся в педагогическом процессе, можно назвать Л.И.Уманского, который считал, что коллектив - это группа учащихся, обладающая определённым уровнем её социально-психологической зрелости. Исследователь подчёркивал три взаимосязанных показателя развития школьного коллектива: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности.
Интеллектуальная коммуникативность представляет собой процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка, способность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмоциональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени характеризует народная мудрость: «Разделенная радость — две радости, разделенное горе — полгоря». Волевой коммуникативностью можно назвать способность группы противостоять трудностям и препятствиям, её стрессоустойчивость, надёжность в экcтремальных ситуациях[1, с.12].
В условиях школьного воспитательно-образовательного процесса организация учащихся в коллектив происходит целенаправленно и последовательно, в то же время учитываются задачи воспитания. В данном смысле коллектив представляет собой объект воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Исследование воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого школьника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом, - всё перечисленное даёт возможность воспитателю рассматривать коллектив в качестве педагогического явления[3, с.22].
Помимо этого не стоит забывать о том, что в школьной среде можно также выделить наличие различных объединений по интересам, взаимным симпатиям, по совместной деятельности и тп. Именно в процессе общения и взаимодействия развиваются межличностные отношения школьников. Благодаря такому сотрудничеству ученический коллектив обретает свою внутреннюю, субъективную сторону жизнедеятельности и функционирует как социальное явление.
Среди основных признаков школьного коллектива специалисты выделяют:
-преобладание единых общественно значимых целей, которые находят свою реализацию в учебном процессе
-наличие малых групп - небольших объединений школьников, которые связаны непосредственным взаимодействием ( часто от 3х до 50 человек) . Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются её основные качества, поэтому личность необходимо изучать в коллективе.
Специалисты выделяют следующие компоненты структуры коллектива:
-формальное лидерство
-роли в коллективе
-нормы, принятые в коллективе
-статус
-состав коллектива[7, с.45]
Для существования практически любого коллектива необходимо наличие формального лидера, которые выстраивают и определяют взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. За каждым членом коллектива обычно закрепляются определённые роли. Роль представляет собой способ поведения индивида в некоторой ситуации, который определяется его внутренней мотивацией.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. – 2016. - № 5. – 39-49 с.
2. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. – Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. – 28 с. 3. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – М., 2014. – 243 с
4. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПб., 2014. – 112 с.
5. Вишневская, В.И., Бутовская, М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. – 2010. - № 2. – 55-68 с.
6. Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под. ред. Е.Н. Волковой. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
7.Гребенникова, О.А., Добролюбова, М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников [Текст] / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. - № 59. – 1-6 с.
8. Гриненко, Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга [Текст] / Д.Н. Гриненко //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения.– 2014. - № 41. – 70 с
9. Еникополов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Еникополов. – М., 2013. – 60 с.
10. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2014. – 368 с.
11. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон . Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С.В. Кривцова. - Москва, 2011. - 94 с.
12.КривцоваС.В. Буллинг в школе - сплоченность неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с
13. Лэйн, Д.А. Школьная травля (буллинг) [Электронный ресурс] / Д.А. Лэйн. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/3548-ljejjn-djevid-a.- shkolnaja-travlja-bulling..html (дата обращения: 5.05.2020)
14.Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюменский государственный университет - 2009. - № 7. - С. 51-54.
15.Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.
16. Михайлова, О.Ю., Романко, О.А. Жестокость как предиктор молодежного экстремизма [Текст] / О.Ю. Михайлова, О.А. Романко //Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4. - № 5. – 1-10 с
17.Нечаева М. Природа агрессии / М. Нечаева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2008. - № 1. - С. 73-80.
18. Петросянц, В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде [Текст] / В.Р. Петросянц // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. - № 6. – 151-154 с.
19. Пономарева, Е.А. Буллинг как социально-педагогическая проблема взаимоотношений в подростковой среде: профилактика, преодоление и предотвращение [Текст] / Е.А. Пономарева // Социальная безопасность семьи и детства. – 2014. – 254 с.
20.Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
21. Прудникова, М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде [Текст] / М.С. Прудникова // Актуальные проблемы психологического знания. – 2010.- № 1. – 87-92 с.
22. Регуш, Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни [Текст] / Л.А. Регуш // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. – 2009. - № 100. – 57-65 с.
23. Селиванова, О.А., Шевцова, Т.С. Профилактика агрессивности и жестокости в образовательном учреждении: монография [Текст] / О.А. Селиванова, Т.С. Шевцова. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. – 2011. – 232 с.
24. Соловьев, Д.Н. Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте [Текст] / Д.Н. Соловьев // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2014. - № 1(2). – 94-97 с
25. Ушакова, Е. Буллинг новый термин для старого явления [Текст] /Е. Ушакова // Директор школы. – 2009. - № 6. – 84-87 с.
26. Файнштейн, Е.И. Моббинг, буллинг и способы борьбы с ним [Текст] / Е.И. Файнштейн // Директор школы. – 2010. - № 7. – 72-76 с.
27. Шагако, Д.С. Агрессия и насилие в контексте социальных взаимодействий [Текст] / Д.С. Шагако // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – № 1. – 21-28 с.
28. Школа без насилия. Методическое пособие [Текст] / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М.: АНО «ЦНПРО». - 2015. – 150 с