Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особое значение.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» содержание современного образования должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в современном обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессии» [24]. Посредством математического образования уже в дошкольном возрасте закладываются предпосылки адаптации детей к процессам технологизации и информатизации общества, и их интеграция в это общество.
В Концепции развития математического образования в Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. отмечено, что в связи с тем, что уровень математического образования в стране падает, необходимо в системе дошкольного образования «создать условия для формирования у дошкольников первичных математических представлений» [13].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования записано, что познавательное развитие дошкольников предполагает «формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере)» [34]. Такие представления формируются в процессе математического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям (количество, форма, время, пространство), которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений и понятий. Воспитатели учитывают этот интерес и пытаются расширить математические представления детей. Однако формирование элементарных математических представлений у детей в детском саду не всегда систематично, продумано и целенаправленно.
Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у старших дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (А. В. Белошистая, В. В. Давыдов, В. В. Данилова, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, З. А. Михайлова, Т. А. Мусейибова, Р. Л. Немомнящая, Е. А. Носова, Т. Д. Рихтерман, А. А. Столяр, Е. И.
Одно из важнейших условий формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – применение математических игр (палочек Д. Кюизенера). Целенаправленное включение в образовательную деятельность таких игр повышает интерес детей к математике, усиливает эффект самого обучения. Дети, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают математические представления, начинают использовать их в своем опыте, в практической деятельности. Математические игры способствуют накоплению математического опыта, овладению способами познания – счетом, сравнением, обследованием, уравниванием, измерениями.
Проблема состоит в разработке комплекса заданий с использованием палочек Кюизенера как условия формирования элементарных математических представлений.
Актуальность, сформулированная проблема исследования обусловили выбор данной темы исследования.
Объект исследования – процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – комплекс заданий с использованием палочек Кюизенера условие формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования заключается в разработке комплекса заданий с использованием палочек X. Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта и предмета были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать понятие и сущность игры, рассмотреть классификации игр для детей дошкольного возраста и описать применение логико-математических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать развивающую предметно-пространственную среду, насыщенную логико-математическими играми для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ литературы, сравнение, классификация и обобщение психолого-педагогической литературы, содержательная интерпретация и анализ научной информации;
– практические методы: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), качественный и количественный анализ и графическая обработка полученных данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс заданий с применением палочек X. Кюизенера может быть использован для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателей дошкольных организаций, педагогов дополнительного образования, родителей – для занятий математикой дома.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современное состояние проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
Проблема формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в отечественной методике дошкольного образования имеет свою историю, в которой выделяются определенные этапы. По мнению Л. В. Ворониной, знание этой истории очень важно, так как это позволяет понять «состояние математического образования в период дошкольного детства, которое существует в настоящее время, и предопределяет его развитие в будущем» [6, с. 10]. Кратко охарактеризуем каждый из этапов в понимании и развитии проблемы формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Первый этап – 1920 - 1940-е гг., в ходе которого педагоги и методисты обсуждали проблемы отбора содержания, методов развития математических представлений у детей. В эти годы Е. И. Тихеевой, Л. В. Глаголевой, Ф. Н. Блехер и другими разрабатывались методические пособия, программы, игры и дидактические материалы. В работах Е.И. Тихеевой в 1920-1930-е гг. уточнено содержание математического обучения детей дошкольного возраста, созданы наглядные материалы, учебные и методические пособия для воспитателей, разработаны основные принципы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: «основой формирования математических представлений является сенсорное восприятие ребенка; математическое развитие ребенка должно идти, с одной стороны, соответствовать возрастным возможностям ребенка, а с другой стороны, идти индивидуальным путем, соответствующим данному моменту развития и интересу к математике» [33, с. 54]. Л. В. Глаголева в своих работах подчеркивала, что самое главное в формировании математических представлений у дошкольников – подбор методов обучения. Она предлагала активно использовать разнообразные методы в комплексе: наглядный метод (демонстрация, показ наглядных пособий), лабораторный метод (практические действия с использованием наглядного материала), исследовательский метод (применение представлений, аналогичных изучаемым), игровой метод (игры математического содержания, в том числе и логико-математические) [28, с. 56]. Дальнейшая разработка проблемы формирования математических представлений у дошкольников была проведена педагогом и исследователем Ф. Н. Блехер, которая рекомендовала «развивать у детей количественные представления в разных видах деятельности и проводить специальные игры» [28, с. 57]. Созданная ею система дидактических игр и игровых упражнений до сих пор используется в дошкольных организациях.
Итак, на первом этапе осуществлялся отбор содержания и методов формирования математических представлений у дошкольников. Однако целостная система этого процесса еще не была создана.
Второй этап – 1950-е годы, когда А. М. Леушиной была разработана научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в которой основное внимание уделено количественным представлениям. Сущность этой концепции кратко можно изложить следующим образом: после дочислового периода, когда дети от нерасчлененного восприятия множеств предметов переходят к пониманию отдельных его составляющих и осваивают отношения «столько же», «больше», «меньше» и др.), следует переходить к обучению счету. Обучение счету базируется на наглядном сравнении двух предметных групп и ознакомлением с числами и количеством, которое не зависит от качественных особенностей предметов и расположения их в пространстве [16]. Формирование пространственных и временных представлений у детей дошкольного возраста в концепции А. М. Леушиной было мало разработано работ.
Третий этап в разработке методики формирования математических представлений у дошкольников относится к 1960-1980-м гг., когда педагоги и методисты очень активно и широко обсуждали эту проблему (Р. Л. Березина, В. В. Давыдов, В. В. Данилова, Г. А. Корнеева, Н. А. Менчинская, Л. С. Метлина, З. А. Михайлова, Т. А. Мусейибова, Н. И. Непомнящая, Р. Л. Непомнящая, Т. В. Тарунтаева и др.). Благодаря исследованиям этих авторов в программу по математике для дошкольных организаций были дополнительно введены вопросы ознакомления детей с формой и размерами предметов, с отношением частей и целого, с числовыми, пространственными и временными отношениями и др.
В эти годы разработчиком единственной методики работы по программе математического образования, общепринятой во всех детских садах нашей страны, являлась Л. С. Метлина, ученица А. М. Леушиной. В это методике подчеркнуто, что математические представления – «необходимое условие развития математического мышления у дошкольников» [18, с. 59]. В исследованиях Р. Л. Березиной и П. Я. Гальперина было установлено, что важен не столько объем математических представлений, соответствующий возрасту ребенка, сколько их качество – обобщенность и активность, т.е. способность ребенка применять имеющиеся у него математические представления в аналогичных или новых условиях» [8, с. 71].
На четвертом этапе (1980-1990-егг.) особое внимание педагоги и методисты уделяли содержанию и методам формирования у детей дошкольного возраста математических представлений. В этот период Г.А. Корнеева и Т.А. Мусейибова высказали обоснованное предположение, что формирование математических представлений у дошкольника обусловлено взаимодействием природных предпосылок (задатков, способностей), условиями обучения и собственной активностью ребенка в процессе познания окружающей действительности. Г.А. Корнеева и Т.А. Мусейибова подчеркивали, что важная роль в процессе формирования математических представлений «принадлежит обучению, что делает этот процесс управляемым» [14, с. 27]. Практика показала, что получить осознанные математические представления ребенок может только при общении со специально организованным математическим материалом под непосредственным руководством педагога» [14, с. 29].
На этом этапе шло дальнейшее расширение содержания математического образования детей дошкольного возраста. Изучению пространственных представлений у детей дошкольного возраста (оценка расстояния, восприятие взаимного расположения объектов в пространстве, их перемещения) посвящено исследование Т. А. Мусейибовой, в котором указано, что наиболее эффективными для осознания детьми пространственных представлений являются дидактические игры и упражнения игрового характера [20]. Экспериментальная дидактическая система формирования временных представлений на основе сезонных изменениях в природе для детей дошкольного возраста была разработана Л. М. Маневцовой [17]. В исследованиях Т. Д. Рихтерман обращалось внимание на формирование у дошкольников представлений о частях суток, о днях недели, о временах года в процессе режимных моментов, в играх, на специально организованных занятиях и в повседневной жизни» [29, с. 31].
Исследование А.А. Смоленцевой было посвящено особенностям формирования математических представлений в процессе сюжетных игр, в которых «по правилам игры действия счета и измерения являются обязательными, например, игры в магазин или аптеку, где нужно «заплатить за покупку», покупка билета в кассе кинотеатра, зоопарка и т.п.» [30].
Хорошо известный в нашей стране педагог-методист А.А. Столяр, который занимался проблемой развития логического мышления детей дошкольного возраста, в этот период разрабатывал методические подходы к формированию математических представлений на базе овладения детьми свойствами и отношениями между математическими объектами, операциями над множествами, логическими операциями (сравнения, конъюнкции, дизъюнкции, отрицания и др.) [столяр], для чего он разработал специальную серию обучающих игр. В 1990-е годы Е.А. Носова (ученица А.А. Столяра) и Р.Л. Непомнящая продолжили заниматься этой проблемой и разработали комплекс логико-математических игр с блоками Дьенеша (плоскими и объемными геометрическими фигурами) и цветными палочками Х. Кюизенера [21, 23]. В этот комплекс вошли игры на выявление свойств предметов (форма, размер, толщина и цвет), например игры «Домино», «Продолжи ряд», «Покорми животных», и на освоение логических операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования и др.), например, «Хоровод», «Второй ряд», «Засели домики», «Дорожки», «Магазин» и др. [23].
Итак, третий этап имел большое значение в разработке проблемы формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: содержание этих представлений было расширено, в него, кроме количественных представлений, вошли пространственные, временные и логико-математические представления; значительно расширился арсенал средств и методов работы с детьми, использовался опыт зарубежных исследователей (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера).
Начиная с 2000 года и по настоящее время проходит современный этап в разработке проблемы формирования элемен
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесова, В. Н., Сакулина Н.П., Поддьяков Н.И. Т.С. Комарова. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей // Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей. – М. : Просвещение, 1981. – С. 84-103.
2. Арапова-Пискарева, Н. А. Формирование элементарных матема- тических представлений в детском саду : программа и метод. рекомендации : для занятий с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 243 с.
3. Белошистая, А. В. Обучение математике в дошкольных образова- тельных организациях. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 320 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Бортникова Е.Ф. Чудо-обучайка изучаетм геометрические фигуры). – М.: ООО «Литур-К», 2014.– 82 с.
6. Воронина Л.В., Утюмова Е.А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 282 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология – М.: АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 671 c.
8. Гальперин, П. Я. Введение в психологию : учеб. пособие для вузов. – М.: Университет, 2006. – 331 с.
9. Глушакова О.А., Дедова С.И. Веселые счетные палочки. Предматематическое развитие дошкольников 4-5 лет. – М.: Содействие, 2011.– 74 с. : ил.
10. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. – М.:ИНТОР, 1996. – 544 с.
11. Дидактические игры, направленные на азвитие логического мышления у дошкольников. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/- 02/15/didakticheskie-igry-napravlennye-na-razvitie-logicheskogo-myshleniya-u (дата обращения: 11.05.2020).
12. Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет .– М. Гном, 2018.– 64 с.
13. Концепция развития математического образования в Российской Федерации : утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 24 дек. 2013 г. № 2506-р. – Режим доступа: http://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/12/Concept_mathematika.pdf (дата обращения: 11.05.2020).
14. Корнеева Г.А. Мусейибова Т.А. Методика формирования элементарных матема- тических представлений у детей : учеб.-метод. пособие. – М. : Просвещение, 1989. – 56 с.
15. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1983. – С. 303-323.
16. Леушина, А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
17. Маневцова, Л. М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду : межвуз. сб. науч. тр. Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена ; отв. ред. Т. И. Бабаева. – Ленинград : ЛГПИ, 1985. – С. 45-49.
18. Метлина Л.С. математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада.– 2- ез., перераб.– М.: Просвещение, 1984, – 256 с.
19. Михайлова З. А., Иоффе Э.Н. Математика от трех до семи : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дет. садов. – СПб. : Акцидент, 1997. – 170 с.
20. Мусейибова Т.А., Непомнящая Р. Л. Формирование некоторых пространственных ориентаций // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия : в 6 ч, Ч. 4-6. – СПб : Питер, 1994. – С. 35-49.
21. Непомнящая Р. Л. Математика до школы: пособие для воспитателей детских садов и родителей.– М. Детство- Пресс.- 2010.- 191 с.
22. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3–7 лет.– М.: Мозаика – Синтез, 2008.– 72 с.
23. Носова, Е. А., Непомнящая Р. Л.Логика и математика для дошкольников : метод. пособие. – СПб : Акцидент, 1996. – 79 с.
24. . Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон № 273-ФЗ : [принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федераций 26 дек. 2012 г.]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/- cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 06.05.2019).
25. От рождения до школы : основ. общеобразоват. программа дошкол. образования / под ред. Н. Е. Вераксы [и др.]. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 304 с.
26. Павлова Л. И. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников : учеб.-метод. пособие для студентов пед. вузов. – М.: МПГУ, 2017. – 106 с.
27. Палочки Кюизенера. – Режим доступа: https://razvivashka.online/metodiki/ (дата обращения: 11.05.2020).
28. Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. – Казань, 2013 – 203 с
29. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1991. – 183 с.
30. Смоленцева А. А., Непомнящая Р. Л., Михайлова З.А. Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. Игры-головоломки. – СПб.: «Детство-пресс», 2010. - 192 с.
31. Столяр А. А. Давайте поиграем : мат.е игры для детей 5-6 лет : кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 84 с.
32. Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников : хрестоматия : в 6 ч. Ч. 1 / сост. 3. А. Михай- лова, Р. Л. Непомнящая. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 234 с.
33. Тихеева, Е. И. Игры и занятия малых детей : пособие для работников город. и колхоз. дет. яслей и садов.– Ленинград : Учпедгиз, 1935. – 103 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Аспект-плюс, 2017. – 38 с.
35. Финкельштейн Б.Б. Альбом-игра Волшебные дорожки. Палочки Кюизенера для самых маленьких. – М.: Корвет, 2010.– 13 с.
36. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 302 с.