Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, что составление основных математических представлений является средством психического развития ребенка, его познавательных способностей. Формирование математических представлений означает ознакомление с геометрическими фигурами и геометрическими образованиями, с понятием «образование числа», количественным подсчетом, порядковым подсчетом.
Возможность считать и подсчитывать предметы, сравнивать предметы по одной или нескольким функциям, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени. Установить последовательность событий. Конструкция: возможность создавать объект из деталей, палочек и т.д. Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные задачи. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать себя в современном окружающем его мире, но и способствует его общему умственному развитию. Это приводит к главному требованию к формам организации обучения и воспитания - создавать классы для создания базовых математических представлений максимально эффективно, с тем чтобы обеспечить ребенку максимальный объем знаний, доступных ему в каждом возрасте, на каждом этапе и стимулировать прогрессивное интеллектуальное развитие.
В системе коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР важная роль отводится формированию базовых математических понятий. Математика изучает реальный мир вокруг нас, а математические представления косвенно связаны с этим миром. Математическое образование дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться, выполнять основные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, наглядной и бытовой деятельности. [5, с. 253}
У нормально развивающихся детей дошкольный возраст благоприятен для подготовки к получению начальных математических знаний. Ранняя активность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности для дифференцированного восприятия различных признаков (цвета, формы, размеров) и количества предметов во внешнем мире. Ребенок способен адекватно воспринимать окружающую действительность, приобретать собственный жизненный опыт.
Органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза вызывает нарушения психического развития. Формирование познавательной активности ребенка замедляется, она своеобразна и специфична. Снижение общей умственной активности маленьких детей с ЗПР приводит к ограничению жизненного опыта, отсутствию эмоционально-волевой сферы и поведения.
Дети с ЗПР испытывают потребности в знаниях, испытывают недостаток интереса, внимания к предметам в их непосредственном окружении они не удерживают взгляд на предметах, не рассматривают их. Чувственный опыт слаб и неадекватен. Напротив, успешность создания математических представлений напрямую зависит от уровня чувственных знаний ребенка, от того, насколько точны его представления о соотношении реальных объектов.
Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельной зрительной формы и осуществляется в результате непосредственного контакта ребенка, его органов чувств с объектом познания. Недостаточная активность сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия свойств и различных количеств предметов у детей с ЗПР.
Цель данной работы – рассмотреть особенности формирования математических представлений у старших дошкольников.
Задачи:
- изучить научно-методическую литературу по изучению ФМП.
- проанализировать особенности ФМП у старших дошкольников в норме.
- провести теоретический анализ свойств ФМП у детей с задержкой психического развития.
- провести экспериментальное исследование особенностей ФМП у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
- провести экспериментальное исследование особенностей ФМП у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием.
- провести сравнительный анализ особенностей ФМП дошкольников.
Предмет-особенности ФМП, у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект-формирование математических представлений детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей дошкольного возраста с ЗПР формирование математических представлений происходит хуже, чем у детей в обычных условиях. В исследовании приняли участие 10 детей 6-7 лет с ЗПР, 10 детей 6 - 7лет с нормой. База исследования: дошкольное отделение №5 школы 2026 г. Москвы. При определении содержания базовых математических знаний у детей использовалась программа «От рождения до школы».
Были использованы следующие методы исследования: анализ теоретической психолого-педагогической литературы, наблюдение, интервью.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут использоваться воспитателями и психологом ДОО для успешного формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития и у детей с нормой.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования элементов математического представления у детей ЗПР.
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР.
Психологические исследования по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержат информацию, позволяющую выявить особенности познавательной деятельности дошкольников с ЗПР и охарактеризовать некоторые другие аспекты их развития.
Задержка психического развития (ЗПР) - это психолого-педагогическое определение наиболее распространенной патологии в психофизическом развитии дошкольников.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным протеканием процессов познавательной деятельности, обусловленным недостаточным развитием речи и мышления, а также наличием нарушений в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоциональной и волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии у детей. Наиболее часто встречается с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или школы, особенно в возрасте 7-10 лет, поскольку этот возрастной период предоставляет большие диагностические возможности. [1, с. 63]
С точки зрения врачей ЗПР характеризуется особенно медленным темпом интеллектуального развития, личностной незрелостью и грубыми нарушением познавательной деятельности. [3, с. 134] Понятие «временная задержка психического развития», широко применявшееся ранее, применимо только к части случаев ЗПР, которая наиболее тесно связана с нормой, причем большинство из них характеризуются более стойкой, и менее выраженной тенденцией к компенсации и возврату развития, что возможно только в условиях специального образования и воспитания. Однако эти состояния также имеют свои клинические и психологические особенности и имеют тенденцию сглаживать интеллектуальный недостаток.
Причинами различных отклонений в развитии головного мозга являются патологии беременности, в том числе тяжелый токсикоз, вирусный грипп, перенесенный матерью, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания матери или отца; патологии рождения, в том числе недоношенность, родовая травма, асфиксия (удушение плода), тяжелое заболевание на первом году жизни (нейроинфекция), серьезные инфекционные заболевания. [8, с. 124]
Частота задержки развития связана с различными неблагоприятными факторами социальной среды, а также с различными наследственными влияниями.
Основные группы причин, которые могут вызвать задержку психического развития ребенка: органические причины, которые задерживают нормальное функционирование центральной нервной системы, отсутствие общения между детьми, их сверстниками и взрослыми, частично сформированная ведущая деятельность возраста. [19, с. 23]
Органическими причинами являются прежде всего различные нейроинфекции-энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, а также осложнения от различных инфекционных и вирусных заболеваний, травмы головного мозга. Поражение нервной системы чаще встречается у недоношенных детей и в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии во время родов. Причины возникновения ЗПР различны, поэтому группа детей с крайне неоднородна.
К. С. Лебединская предложила медицинскую классификацию детей с ЗПР. Она выделила четыре основных варианта ЗПР:
1. Конституционное происхождение. Причины: нарушение обмена веществ, специфичность генотипа. Симптомы: задержка физического развития, формирование статодинамических психомоторных функций; психическая, эмоциональная и личностная незрелость, отражающаяся в эффектах, расстройстве поведения.
2. Соматогенное происхождение. Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; психическое расстройство; невропатическое расстройство, выражающееся в замкнутости, робости, застенчивости, низкой самооценке, незаконченности детских компетенций, эмоциональной незрелости.
3. Психогенное происхождение. Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травматическая микросреда. Симптомы: недостаточное формирование компетенций у детей и произвольная регуляция деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.
4. Церебрально-органическое происхождение. Причины: точечное органическое поражение центральной нервной системы остаточного характера, обусловленное патологией беременности и родов, травмами центральной нервной системы и интоксикацией организма. Симптомы: задержка психомоторного развития, органический инфантилизм. [16, с. 143]
Представленные клинические типы наиболее стойких форм ЗПР отличаются друг от друга по структуре и характеру взаимосвязи между двумя основными компонентами этой аномалии развития: доминированием интеллектуального или эмоционального расстройства. При медленном темпе формирования познавательной активности происходит инфантилизм в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с.
2.Баряева Л. Б., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. - СПб.: ЛОИУУ, 1996. - 96 с.
3.Бгажникова И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с.
4.Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических
способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс
лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
6. Борисенко, М. Г. В помощь маленькому мыслителю. Развитие элементарных математических представлений. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Паритет, 2014. - 128 c.
7.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - Екатеринбург: ГОУ-ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 135 с
9. Егорычев, Г.П. Интегральное представление и вычисление комбинаторных сумм / Г.П. Егорычев. - М.: [не указано], 2013. - 266 c.
10. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2000. - 47 с.
11.Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие. - Саратов: Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 1999. - 110 с.
12. Капустина Г. М. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-летнего возраста: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - С. 90-115
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.-М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с.
14. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015. - 112 c.
15.Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.
16.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1988. - 190 с.
17. Лубовский В. И., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. и др. Специальная психология - 2-е изд., испр. - М.:Издательский центр «Академия», 2005.-464 с.
18. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 574 c.
19. Мыслюк В.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие для педагогов. - Мн.: Народная асвета, 2007 - 63 с.
20. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов - М.: Феникс, 2006. - 382 с. 262
21. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 673 c.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 325 с.
23. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: моногр. / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 248 c.
24 Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)/ Методическое пособие. - М.: Мозаика.: Синтез, 2013. – 240 стр.
25. .Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. - Балашов: «Николаев», 2004. - 68 с.
26. Чудакова, А. Выше - ниже. Альбом упражнений по формированию дочисловых математических представлений у детей 4-6 лет / А. Чудакова. - М.: ГНОМ и Д, 2011. - 496 c.
27. Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития
дошкольников. – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», -
2005.-392с.