Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что эмоции как составляющие, которые сопровождают все психические процессы, являются универсальным индикатором изменений внутреннего мира человека. Значительные эмоциональные нагрузки, которые возникают при разных жизненных ситуациях, стрессовые ситуации и кризисы обязательно отражаются на эмоциональном состоянии человека.
В психоэмоциональных состояниях, равно как и в других психических явлениях, отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные изменения внешней среды и внутреннего мира личности вызывают определенный отзыв у человека как целостности и вызывают переход в новое психическое состояние, изменяется уровень активности субъекта, характер его переживаний и пр. Среди психических явлений психоэмоциональным состояниям принадлежит одно из ведущих мест. Проблема психоэмоциональных состояний имеет в психологии огромное значение, поскольку они существенно влияют на характер деятельности человека, его взаимоотношение с окружающим миром и другими людьми. Особое внимания исследователями уделяется негативным психоэмоциональным состояниям, которые способствуют нарушению оптимального протекания психических процессов, формируют негативные качества личности, оказывают разрушительное воздействие на процесс деятельности человека и, соответственно, на ее результат, ослабляют психическое и физическое здоровье.
Одним из методов, которые наиболее благотворно влияют на психоэмоциональное состояние личности, по мнению исследователей (А.И. Копытин, В.И. Первушин и др.) является музыка. Музыка, являясь наиболее сильным способом воспитания, обеспечивает эстетическое окрашивание духовной жизни человека, способствует развитию его эмоциональной сферы и гармонизации общего психического состояния.
Следует отметить, что музыка тысячелетиями занимала особое место в любой культуре человечества. Многие ученые проводили исследование влияния музыки на животных, растения и, конечно, на людей. Еще с древних времен музыка используется в качестве лечебный фактор. Современные научные и социальные исследования подтверждают взгляды древних мудрецов, что музыка является самым могучим источником энергии, которая влияет на человека. Многие люди даже не задумываются о том, что, когда они слушают музыку разных стилей и жанров, она влияет на их психику и поведение, а со временем – на формирование личности в целом.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в необходимости проведения глубокого анализа влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека и определение предпочтения того или иного жанра личностью в зависимости от того, в каком состояние она пребывает.
Изучению вопросов, связанных с психоэмоциональным состоянием человека, посвящены работы многих ученых, среди которых следует выделить Л.С. Выготского, В.К. Вилюнаса, Б.И. Додонова, К.Е. Изарда, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Изучением механизмов влияния музыки на психику человека занимались Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, С.Н. Беляева-Экземплярская, А.И. Копытин, В.И. Первушин, Б.Л. Яворский и др.
Однако, несмотря, на наличие определенного количество научных работ, посвященных изучению особенностей воздействия музыки на психоэмоциональное состояние человека, на сегодняшний день все еще ощущается явный недостаток работ в данном направлении. Таким образом, актуальность и социальная значимость указанной проблемы, а также недостаточное количество научных исследований отмеченной проблемы, обусловили наш выбор темы курсовой работы: «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека».
Цель исследования: определить влияние музыки на психоэмоциональное состояние студентов.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние студентов.
Предмет исследования: особенности влияние музыки на психоэмоциональное состояние студента.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что выбор студентами жанра музыкального произведения, его характера и силы звучания напрямую зависит от уровня сформированности негативных психоэмоциональных состояний (тревожность, агрессивность, фрустрация, стресс и пр.).
Для достижения цели и подтверждения гипотезы в нашем исследовании, были поставлены следующие задачи исследования:
1) проанализировать подходы к определению психоэмоциональных состояний в зарубежной и отечественной психологии, рассмотреть их классификацию;
2) изучить особенности влияния музыки на человека и определить возможность ее использования для коррекции негативных психоэмоциональных состояний человека;
3) организовать и провести эмпирическое исследования влияния влияние музыки на психоэмоциональное состояние студентов;
4) определить связь между выбором студентами жанра музыкального произведения, его характера и силы звучания и уровнем сформированности у них негативных психоэмоциональных состояний (тревожности, агрессивности, фрустрации, стресса и пр.).
Методы исследования.
теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение. С их помощью были проведен анализ и систематизация психолого-педагогических научных источников, обобщение теоретических и практических данных по проблеме исследование, определение состояния разработанности проблемы;
эмпирические методы исследования: опрос с помощью авторской анкеты с целью изучения состава выборки (возраст, пол, сфера занятости, курс и пр.) и психодиагностическое обследование (тестирование) с помощью методик: «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк), «Шкала психологического стресса» (PSM), авторская анкета для изучения музыкальных предпочтений студентов и их психоэмоционального состояния;
методы математической обработки данных: количественный и качественный методы; методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена для определения связи между уровнем сформированности различных негативных психоэмоциональных состояний студентов и их музыкальными предпочтениями).
Эмпирическая база исследования: исследование проводилось с помощью платформы Google Формы (диагностическое исследование). В исследовании приняло участие 30 студентов в возрасте от 18 до 22 лет.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего ___ наименований, приложений. Основной текст работы представлен на ___ страницах и содержит ___таблиц, ___ рисунков. Приложения представлены на ____ страницах.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния музыки на психоэмоциональное состояние человека
1.1. Теоретические подходы к определению понятия «психоэмоциональное состояния»
Психическое состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, который на физиологичном уровне отличается определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, которые обеспечивают специфическое восприятие окружающего мира. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, часто повторяясь, приобретают стойкость, могут включаться в структуру личности в качестве ее специфического свойства.
На сегодняшний день не существует единственной точки зрения на проблему состояний, в частности состояния личности рассматривают в двух аспектах. Они являются одновременно как срезами динамики личности, так и интегральными реакциями личности, обусловленными ее отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде. То есть непосредственно связаны с мотивацией человека. Поскольку психоэмоциональные состояния являются системными явлениями, то системообразующий фактор для становится актуальная потребность, инициирующаяся в то или другое психоэмоциональное состояние. Если требования внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребности, то это способствует возникновению позитивного состояния – радости, вдохновения, увлечения, а если вероятность удовольствия является низкой или отсутствующей, то состояние будет негативным по эмоциональному знаку. По мнению А.О. Прохорова [14], в начале много психоэмоциональных состояний являются неуравновешенными, а лишь после получения необходимой информации или необходимых ресурсов они начинают отличатся статическим характером. Именно в начальном периоде формирования состояний возникают наиболее мощные эмоции в качестве субъективных реакций человека, которые выражают его отношение к процессу реализации актуальной для него потребности [13, с.123-125].
Проблема психических состояний является практически неисчерпаемой. По большей части именно эти состояния определяют соотношение влияния социокультурных, возрастных и личностных детерминант на динамику формирования и функционирования способности личности регулировать себя и во внутреннем плане действий, то есть в психической реальности, и в системе общественных взаимодействий [1, с.13-14].
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что возникновение психоэмоциональных состояний первично предопределенно особенностями взаимодействия субъекта с разными ситуациями жизнедеятельности, в которых реализуются его психические свойства, личностные смыслы, опыт, система отношений к действительности и самого себя. Детерминантами возникновения психических состояний являются разнообразные ситуации, сам субъект и личностный смысл как их системообразующий фактор.
Систематическое изучение психических состояний (в том числе и психлэмоцинальных) в психологии началось с У. Джеймса, который трактовал психологию как науку, которая занимается описанием и толкованием состояний сознания. Дальнейшее развитие категории психических состояний связано в основном с развитием отечественной психологии благодаря выходу в 1964 г. книги Н.Д.Левитова «О психических состояниях человека» термин «психическое состояние». Н.Д.Левитову принадлежит и первая монография о психических состояниях. После его работ психология начала определяться как наука о психических процессах, свойствах и состояниях человека. Н.Д. Левитов определял психические состояния как целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающее своеобразие психических процессов в зависимости от отображаемых предметов и явлений действительности, которые предшествуют состояниям и свойствам личности [9, с.20].
Позже, вопросов о психоэмоциональных состояниях касались Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.С. Мерлин, Ю.ЕСосновикова и др. Как отмечают А.О. Прохоров, Б.Г.Ананьєв, Ф.Е.Василюк, разные формы поведения и деятельности человека происходят на фоне некоторой совокупности психических состояний, которые могут создавать как позитивное, так и негативное влияние на адекватность и успешность поведения и деятельности в целом.
По мнению В.Н. Мясищева [8], психическое состояние – это общий функциональный фон деятельности, на котором разворачиваются психические процессы. Согласно В.А. Ганзен [1], психическое состояние представляет целостную, динамическую, уровневую и содержательную характеристику индивидуального и одновременно актуального сознания, которая обусловлена набором актуализированных свойств личности.
Интегрирующее значение психических состояний человека дало возможность А.О. Прохорову [11, 12] охарактеризовать данное явление как единство переживания и внешней деятельности в виде поведения, действий субъекта, хотя связь между поведением и состоянием не всегда является прямой. Под психическим состоянием также понимают временный функциональный уровень психики, который отражает взаимодействие влияния внутренней среды организма или внешних факторов и определяет направленность хода психических процессов в данный момент и проявление психических свойств человека.
А. Прохоров выделил следующие ключевые звенья возникновения любого психоэмоционального состояния [15]: во-первых, это ситуация, которая выражает степень сбалансированности (уравновешенности) психических свойств индивида и условий внешней среды, их проявления в
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ганзен В.А., Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека // В кн.: Экспериментальная и прикладная психология. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. – Вып. 10. – С. 5-16.
2. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 1522 с.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 672 с.
4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
5. Дружинин Н.Е. Словарь по профориентации и психологической поддержке. – Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации, 2003. – 265 с.
6. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
7. Мандель Б.Р. Психология стресса: учеб, пособие. – М.: Флинта, 2014. – 253 с.
8. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960. – 426 с.
9. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964. – 344 с.
10. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250 с.
11. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. – Казань, 1994. – 175 с.
12. Прохоров А.О. Психология психических состояний. – Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2002. – С. 6-25.
13. Прохоров А.О. Смысловая регуляция психических состояний. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. – 352 с.
14. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 352 с.
15. Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 1996. – Том 17, вып. 3. – С. 9-17.
16. Словарь психолога / общ. ред. И.В. Дубровина. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.
17. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. – 2 изд. испр., доп. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. – 292 с.
18. Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
19. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
20. Петрушин В. И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1997. 384 с.
21. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. М., Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. М. : Наука, 2001. 386 с.
22. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
23. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: «Искусство», 1986. С.144-147.