Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется высоким уровнем стрессовости и конфликтности. Поэтому, очень важно, чтобы специалисты социальных профессий могли контролировать собственные эмоциональные реакции и понимать эмоциональное состояние других людей. Особое
3
значение развитие данной способности имеет у специалистов профессий «человекчеловек». Актуализирует проблему и то, что в профессиях «человек-человек» достаточно сложно заранее предусмотреть и оценить все факторы, условия деятельности, обусловленные динамичностью и спецификой профессиональной деятельности специалистов данной области. Поэтому весьма важную роль в профессиональной деятельности специалистов профессий «человек-человек» отводиться таким качествам и способностям как: толерантность, эмпатия, стрессоустойчивость, а также умению управлять своими эмоциями, распознавать и понимать эмоции других людей, и т.д. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта
Понятие "эмоциональный интеллект" берет свое начало от концепции социального интеллекта Дж.Гилфорда и Э. Торндайка. Джон Гилфорд-основатель многофакторной модели интеллекта, значительное место в ней отводилось социальному интеллекту, относился к ней более серьезно. Вклад Дж. Гилфорда в изучение этого феномена состоит в том, что он подчеркивал невербальную природу понимания собственного поведения и поведения других людей. Этот вывод побудил психологов начать исследование невербальных способов оценки социального интеллекта [11]. Подход Э. Торндайка предполагает изучение эмоционального интеллекта в структуре общих социальных способностей и их ядра-социального интеллекта. Термин" социальный интеллект "был введен в 1920 году Э. Торндайком, который интерпретировал его как" способность понимать других людей и действовать мудро по отношению к ним." В 1996 году клинический физиолог Р. Бар-Он разработал модель способностей эмоционального интеллекта. В 1990-х годах Питер Саловей и Джон Мейер предложили следующее определение этого понятия: "эмоциональный интеллект-это способность распознавать и выражать эмоции, управлять своими чувствами, мышлением и поведением, а также использовать чувства в качестве движущей силы мысли и действия."Умение общаться с другими людьми (EQ) не менее важно в работе, чем IQ, образование и опыт [29].
1.2 Основные методы развития эмоционального интеллекта
Необходимость развития эмоционального интеллекта обусловлена тем, что он позволяет объективно оценивать себя и других в процессе профессиональной деятельности, выявлять внутриличностные и межличностные противоречия, находить пути их устранения, самостоятельно выстраивать концепции профессионального развития и стратегии реализации поставленных целей. В психологической литературе представлены различные методы развития эмоционального интеллекта: методы эмоциональной (психофизиологической) саморегуляции (методы релаксации, медитативные техники, дыхательные техники, визуализация (образное представление, якорные техники), методы воздействия и противодействия, игровые методы, сюжетно-ролевое моделирование, анализ конкретных случаев из жизни человека, кейс-кейсы, арт-терапевтические методы и др.). Давайте рассмотрим некоторые методы развития эмоционального интеллекта, их преимущества и недостатки. Беседа в психологии определяется как " способ получения информации, основанный на вербальном (вербальном) общении. Он широко используется для достижения различных целей в социальной, медицинской и детской психологии " [20].
4
1.3 Подходы к изучению проблемы эмоционального интеллекта специалистов сферы «человек-человек»
По мнению зарубежных авторов, эмоциональный интеллект тесно связан с успешностью профессиональной деятельности, особенно в сфере "человек-человек". Успешные люди, достигшие значительных профессиональных успехов, имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта. Иными словами, можно утверждать, что уровень эмоционального интеллекта является важным фактором личностного развития, опосредующим достижение высокого уровня профессионализма, особенно в сферах деятельности, предполагающих взаимодействие с людьми. В связи с этим мы подробно рассмотрим основные компоненты структуры эмоционального интеллекта специалистов в области "человек-человек" [25]. Профессиональная деятельность в системе "Человек-человеку" имеет свои психологические особенности. Они определяются целью деятельности и способами ее достижения, а также теми переживаниями, эмоциями и настроением, которые возникают в ходе этого процесса. Стандартными обстоятельствами работы профессионала в этой системе являются ситуации нервного и психического напряжения, необходимость переключаться с одного вида деятельности на другой, умение контролировать собственные эмоциональные проявления и понимать внутреннее состояние тех людей, с которыми ему необходимо работать.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
2.1. Организация и методы эмпирического изучения эмоционального интеллекта у психологов и социальных работников
В эмпирической части работы мы провели диагностику эмоционального интеллекта у представителей профессий "человек-человек": психологов и социальных работников, а также сравнительный анализ полученных данных. Исследование проводилось в течение 2018-2019 годов. Экспериментальную базу исследования составили представители профессий "человек-человек". Всего в эксперименте приняли участие 40 респондентов: 20 человек-психологи образовательных учреждений Москвы, 20 человек-социальные работники социально-реабилитационного центра "Баланс" для несовершеннолетних. Для проведения эмпирической работы респонденты были разделены на две группы: 1 группа – психологи, 2 группа – социальные работники. Все испытуемые, участвующие в нашей эмпирической работе, - женщины, средний возраст которых составляет 46 лет, а средний стаж работы по данной профессии-18 лет. 68% опрошенных не работают по первой профессии, прошли переподготовку и вошли в профессию помощи осознанно. Исследование проводилось поэтапно и включало в себя три этапа.
5
Этап исследования: первый этап-поисково-теоретический: проведен теоретический анализ научной литературы, проанализированы основные понятия проблемы исследования, уточнены объект и субъект, задачи и методы, определена экспериментальная база и выборка испытуемых. второй этап-эмпирический: было проведено экспериментальное исследование, обработаны, интерпретированы и проанализированы полученные эмпирические данные. третий этап-обобщение: на этом этапе был проведен сравнительный анализ полученных результатов исследования данных, сформулированы основные выводы и заключения. Для решения поставленных в исследовании задач нами была использована система методов и приемов, позволяющая охватить различные аспекты особенностей эмоционального интеллекта у представителей профессий "человек-человек". Использовались как общие, так и специальные методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, статистические методы обработки результатов. Совокупность методов определялась тем, что все они доступны для использования, способны охватить всю группу и адекватны задачам эмпирического исследования. При выборе методов мы учитывали их взаимодополняющий характер с целью отражения особенностей и уровня эмоционального интеллекта представителей профессий "человекчеловек". Для достижения поставленной цели исследования целесообразно использовать следующие диагностические методы: Метод Н. Холла-диагностика эмоционального интеллекта. Метод В. В. Бойко-диагностика уровня эмпатии. Метод Н. П. Фетискина-диагностика самооценки личности "Интегральная самооценка личности". Мы кратко обсудим обоснование выбора психодиагностических методов.
2.2. Уровень эмоционального интеллекта представителей профессий «человек-человек»: результаты диагностики и их анализ
На основании результатов диагностики интегративного уровня эмоционального интеллекта у психологов и социальных работников были получены следующие данные. Таблица 1. Итоговые данные диагностики интегративного уровня эмоционального интеллекта у респондентов (по Н. Холлу) Уровень интегративного эмоционального интеллекта Количество человек, % Психологи Соц. работники низкий 25 20 средний 60 60 высокий 15 20
Таблица 2. Итоговые данные диагностики шкал эмоционального интеллекта у респондентов (по Н. Холлу) Шкалы эмоционального интеллекта Психологи Социальные работники Средний балл Уровень развития Средний балл Уровень развития Эмоциональная осведомленность 8,9 средний 7,9 средний
6
Управление своими эмоциями 6,1 средний 7,3 средний Самомотивация 3,2 низкий 3,1 низкий Эмпатия 8,1 средний 8,6 средний Распознавание эмоций других людей 9,8 высокий 9,5 высокий Полученные данные свидетельствуют о том, что интегративный уровень эмоционального интеллекта у респондентов достаточно высок. Высокий и средний уровни в группе психологов показали 19% и 52% опрошенных. В группе социальных работников этот показатель выше и составил 22% и 54, respectively.in иными словами, можно констатировать, что эти специалисты умеют вести себя в различных жизненных ситуациях и чувствуют себя свободными от различных ситуационных требований. Выбор поведения, соответствующего ситуации, осуществляется без чрезмерных волевых усилий.
2.3.Сравнительный анализ особенностей эмоционального интеллекта у представителей профессий «человек-человек»
Чтобы ответить на вопрос, существуют ли статистически значимые различия в уровне развития эмоционального интеллекта у двух наиболее распространенных профессий "человек-человек": психологов и социальных работников, мы провели вторичную обработку данных эмпирического исследования с использованием метода математической статистики – сравнение двух выборочных средних арифметических по критерию Стьюдента. Критерий Стьюдента определяется по формуле: Где, , – среднее арифметическое значение первой и второй выборки; mx, m y – ошибка среднего арифметического значения первой и второй выборки. Таблица 5. Результаты статистически значимых различий между
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение роли эмоционального интеллекта в системе личностных ресурсов и профессионального развития специалистов сферы профессий "человек-человек" является, на наш взгляд, перспективным направлением исследований и требует дальнейшего эмпирического подтверждения. Профессиональная деятельность как предмет психологического исследования, место и роль эмоционального интеллекта в современной психологии с анализом работ отечественных и зарубежных исследователей было обосновано и уточнено понятие "эмоциональный интеллект", под которым мы понимаем сложное интегративное образование, включающее совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Анурин В.Ф. Интеллект и социум: Введение в социологию интеллекта. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ун-та, 2016. - 436 с. 2.Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. Психологии - 2016. - № 3. - С. 78-86. 3.Бачурина А.В. Профессии «человек-человек» в контексте компетентностного подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2019. - №4. - С. 211217. 4.Белова С.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ методик измерения – М.: Институт психологии РАН, 2016.- 265с. 5.Васильева И.А. Социальный интеллект как интеллектуальная способность // Проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 3-3. - С. 171-175. 6.Вайсбах X. Эмоциональный интеллект. – М.: Лик Пресс, 2016. – 160с. 7.Горчакова О.Ю. Исследование социального интеллекта: проблемы, понятия и подходы // Психология когнитивных процессов. - 2020. - № 2. - С. 44-55. 8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2018. - 254 с. 9.Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Букс, 2015. - 189 с. 10. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. - М.: АСТ, 2017. - 476 с. 11. Есипова М.Е. Эмоциональный интеллект как фактор разрешения конфликтов // Психология сегодня - 2018. - № 5 - С. 180-183. 12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: "Питер", 2016. - 752 с. 13.Карпов А.В, Влияние эмоционального интеллекта на деятельность. // Вестник интегративной психологии. - 2019. - №3 - С. 106-115. 14.Кете де Врис М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. - 311 с. 15.Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. - М.: Институт психологии РАН, 2016.- 236 с. 16.Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн. // Психологическая диагностика - 2016.- № 4. - С. 3-22. 17. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта // Социальный интеллект - 2018. - № 6 - С. 113 - 140. 18.Мещерякова И.Н. Эмпатия как один из компонентов структуры эмоционального интеллекта - Воронеж: Истоки, 2015. – 102 с. 19.Профессии «человек-человек»: научное обоснование / Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. – 865 c. 20.Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Методологический семинар - 2017 -№1(6) – С. 30-38 21.Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 176 с. 22.Ушаков Д.В. Социальный интеллект - М.: РАН, 2017. – 128 с. 23. Фетискин Н.П. Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) - М., Изд-во Института Психотерапии. 2017. – 559 с. 24.Хернон П. Эмоциональный интеллект: наиболее ценные черты. // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2018. -№ 4. - С. 56-59. 25. Холодная М. А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. - 2020. - № 2. - С. 121–128. 26. Шабанов С. Эмоциональный интеллект. – М.: Манн, 2017. – 429 с. 27.Шнайдер М.И. Основные направления исследования эмоционального интеллекта // Гуманизация образования. – 2019 - №4. –С. 42 - 48
8
28. Шнайдер М.И. Эмпатия как форма отражения другого человека// Гуманизация образования. – 2016 -№2. - С. 60 - 64 29. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. - М.: МОСУ, 2017. - 256 с. 30. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. - 2017. - №3 (4). - С. 4 – 10.