Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы формирования экологической культуры младших школьников заключается в том, что экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в целом поставила перед человечеством такую важную задачу, как достижения устойчивого развития общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит начальной школе.
29 декабря 2012 года в нашей стране был принят Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ. Именно этот документ стал главным регулятором отношений в сфере преподавания и обучения. В статье 3 настоящего Закона представлены «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», один из которых сформулирован следующим образом: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [1]. Таким образом, необходимость экологизации образования в нашей стране осознается на государственном уровне.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой ею самостоятельно (статьи 12 и 28
2
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») [1].
1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников
1.1. Понятие экологического образования
На протяжении долгих лет в России формировалось образование в области экологии. Начиная со второй половины XIX века выдающиеся русские просветители Добролюбов Н. А., Белинский В. Г., Герцен А. Г., Чернышевский Н. Г., Писарев Д. И. и другие высказывались против формального и словесного изучения природы, узкого прагматизма в отношении к ней. Они считали, что в формировании нравственных качеств личности человека экологические знания играют важную роль и отвечают за его поведение в природе. Русский писатель Толстой Л. Н. также отмечал важность общения с природой при обучении и воспитании ребенка, ему необходимы яркие впечатления и эмоции. Ушинский К. Д. считал, что необходимо как можно больше уделять внимания общению детей с природой. Он никогда не понимал почему столь мало оценено в педагогике воспитательное влияние природы на ребенка.
Натуралисты России XVIII века И. Г. Гмелин, Г. В. Стеллер, С. П. Крашенниников, И. И. Лепехин, П. С. Паллас, В. Ф. Зуев и многие другие внесли большой вклад в становление экологического образования. Они собрали множество фактов экологического содержания.
С 50-х годов во все учебные учреждения России внедрялись знания в сфере экологии. В основном это были высшие учебные заведения, а потом средние и начальные. Знания биологического направления в изучении природы активно внедрялись в учебные заведения. Сторонниками этого направления были Бекетов А. Н., Вернадский В. И., Кайгородв Д. Н., Ковалевский А. О., Морозов Г. Ф., Рулье К. Ф. Северцов Н. А., Сукачев В. Н.
Они рассматривали живые и неживые предметы и явления природы в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости. Внедрение в школьную программу естествознания экологического направления стало начало реализации экологического образования в учебных заведениях России. На начальном этапе сторонники биологического направления создавали научный аспект экологического образования, основанный на развитии познавательного отношения к окружающей среде [5].
По мере усвоения обучающимися знаний в области экологии, в экологическое образование входило воспитание нравственного, эстетического и бережного отношения к окружающей природе. Педагоги второй половины XIX - начала XX вв. (Бунаков Н. Ф., Вахтеров В. П., Каптерев П. Ф., Корф Н. А., Тихомиров Д. И., Семенов Д. Д.) рассмотрели и отразили вопросы экологического образования в собственных трудах.
Таким образом, экологическое образование обрело соответствующие требования к содержанию материала по экологии, были разработаны дидактические основы преподавания курса естествознания, строящиеся на необходимости бережного и нравственного отношения к природе.
Ученики земских школ получали больше экологических знаний, так как в них преобладала учебная литература прогрессивно настроенных педагогов. И лишь в начале XX в. подобная литература стала появляться в министерских школах. Дети, обучающиеся в церковно - приходских школах получали меньше всего естественнонаучных знаний, но в таких школах много внимания уделялось формированию бережного отношения ко всему живому на земле [20].
Содержание понятия «экологическая культура» в литературе трактуют разнообразно.
3
Так, Вербицкий А. А. утверждает, что под «экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности.
1.2. Формы и методы формирования экологической культуры младших школьников
Предпосылкой формирования экологических знаний, умений и навыков, обучающихся становится целостный педагогический процесс. Организация деятельности обучающихся в учебное и внеурочное время, а также влияние социума на сознание детей за пределами школы - это звенья целостного и целенаправленного воздействия на обучающихся при формировании экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем.
Для формирования экологической культуры младших школьников выделяют следующие педагогические условия:
1. Внеурочная деятельность, которая включает в себя систематическое проведение классных часов, празднование дня народов севера, проведение познавательных игр (викторин), кружковая деятельность, участие в детской телевизионной передаче экологической направленности, посещение экологической станции и музея, беседы с писателями Ямала, участие в олимпиадах;
2. Экскурсия, направленная на знакомство учащихся с достопримечательностями родного города и поход в лес.
Глава 2. Экскурсия как форма экологического образования младших школьников
Современное начальное образование одной из главнейших задач ставит формирование личности обучающихся младшего школьного возраста. Экологическому образованию принадлежит важная роль, потому что именно в детстве воспитывается понимание того, что на планете все живые существа самоценны. В начальной школе обучающиеся приобретают первоначальный опыт защиты природы.
Младший школьник в силу своего возраста любознателен и более близок к природе.
Всем экскурсиям свойственны определенные принципы: - конкретные объекты и явления изучаются в их естественных условиях или созданной специально обстановке; - биологические объекты или явления изучаются непосредственно в природе, на производстве, в музее, на выставке и др.; - в обучении важнейшее место занимают наблюдения, самостоятельная работа обучающихся по заданиям; - обучение происходит вне класса, школы, а объяснение могут давать другие люди, в зависимости от места экскурсии [25].
Важную роль при ознакомлении с окружающей средой родного края отводят экскурсиям в лес, к реке или пруду, в парк.
В процессе ознакомления с окружающей средой среди организационных форм работы, кроме урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, к реке или пруду, парк [19].
Экскурсии должны носить сезонный характер. Рекомендуется проводить экскурсии на один и тот же природный участок, для того чтобы школьники могли увидеть происходящие природные изменения в жизни растений в различные времена года [23].
Экскурсии помогают школьникам наблюдать за природой воочию, видеть всю красоту и величие матушки природы, учатся правильно вести себя на природе, получают новые знания. Таким образом, можно сделать вывод, что экскурсии носят еще и воспитательный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологическом образовании нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на среднем уровне. Улучшить ситуацию можно за счет использования эффективных средств и форм в урочной и внеурочной деятельности, которые позволят комплексно воздействовать на личность ребенка и его уровень знаний в данной области. В первой главе были рассмотрены теоретические подходы к проблеме экологического образования младших школьников.
Истинное экологическое отношение к окружающей нас природе связано с развитием чувств и эмоций в личности человека и требует усовершенствования навыков в практических действиях. Эти действия реализуются при правильно подобранных и педагогически созданных условиях взаимодействия детей, как с природной средой, так и с людьми, осуществляющие разные виды природопользования.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс]: принят Гос. думой 12 декабря 2012г. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения 24.04.2020).
2. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 24.04.2020).
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение. – 2013. – С. 60-89.
4. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города // Начальная шк. – 2011. – №. 8. – С. 46-48.
5. Власова Г. И. Экологическое воспитание младших школьников // http://festival.1september.ru/articles/608573/ (дата обращения 24.04.2020).
6. Гаршина Н.Н. Экологические экскурсии в современной жизни туристической России / Н.Н. Гаршина, В.М. Зайцев, Е.В. Хон // Мир экскурсий. - 2012. - № 19. - С. 5-10.
7. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. – 2013. – С. 87-93.
8. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 2017. – №4. – С. 14.
9. Дорошко О.М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев. – 2018. – С. 98.
10. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. М: Просвещение. – 2015. – С. 102.
11. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // Начальная школа. – 2019. – №10-11. – С. 26.
12. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. – 2013. – С. 30-35.
13. Климцова Т.А. Экология в начальной школе. // Начальная школа. – 2000. – №6. – С. 75-76.
5
14. Ковалев Р.С. Экскурсия как эффективная форма экологического образования / Р.С. Ковалев, Е.В. Тарасова // Соврем. проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 45
15. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2018. – №6. – С. 50-52.
16. Лукашевич О.Д. Эколого-краеведческие экскурсии в структуре экологического просвещения // Экол. образование и просвещение в Томской обл. – 2013. - № 1. – С. 41-44
17. Майорова М. Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения. // Начальная школа. – 2019. – №12. – С. 60-61.
18. Миронов А. В. Технологии изучения курса "Окружающий мир" в начальной школе. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – С. 8-15.
19. Мутин М. А. Растения лесотундры. // Начальная школа. – 2018. №6. С. 123-125
20. Мухамедьярова Р. Р. О работе экологической школы. // Начальная школа. – 2019. – №3. – С. 32-34.
21. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. // Начальная школа. – 2018. №6. С. 105-106.
22. Пазылова М. Методика подготовки и проведения экологических экскурсий / М. Пазылова, Р. Юлдашева // Современное экологическое состояние природной среды и научно-практические аспекты рационального природопользования : II Междунар. науч.-практ. интернет-конф. ФГБНУ «Прикаспийский НИИ аридного земледелия». – Соленое Займище, 2017. – С. 2128-2130.
23. Ситак Л.А. Реализация исследовательского развивающего потенциала экологических экскурсий / Л.А. Ситак, Р.Г. Абрамян, Е.Г. Побережная // Гуманитар. науч. журнал. – 2017. – № 1. – С. 55-57.
24. Троицкий Д.А. Экскурсия как важнейший компонент методики формирования экологической культуры // Мир экскурсий. - 2010. - № 11. - С. 63-69.
25. Эколого-краеведческие экскурсии : учеб.-метод. пособие для организации интерактивного обучения / Департ. природн. ресурсов и охраны окружающей среды Том. обл., ТРОО "Центр эколог. политики и информации", Общ. организация "Фонд Глобал Грингрантс" ; под ред. О.Д. Лукашевич. - Томск : Печатная мануфактура, 2012. - 121 с.