Фрагмент для ознакомления
2
Введение В настоящее время примерно 60% населения земного шара не проявляют достаточной физической активности. Многочисленными исследованиями, проведенными в 15 странах Евросоюза, было показано, что около 41% населения проявляют недостаточную для сохранения и укрепления здоровья
2
двигательную активность. В разных странах доля такого населения была различной. Так, в Финляндии этот показатель составляет 14,0%, в Португалии – 70,0%. В европейских странах более 30,0% взрослого населения испытывают недостаток физической активности, и уровень двигательной активности населения имеет тенденцию к снижению [7, 9, 12]. На долю гипокинезии приходится 9,8% всех известных факторов риска. Это выше, чем смертность в результате профессиональной деятельности (2,2%), от табакокурения (6,0%), употребления алкоголя (1,5%), загрязнения атмосферного воздуха (1,1%) и артериальной гипертензии (5,8%), неудовлетворительного состояния водоснабжения, несоблюдения личной и бытовой гигиены (5,3%). Гипокинезия у детей часто связана с ростом учебной нагрузки и информационных потоков, стрессами, связанными с обучением. Поступление в школу сопровождается снижением двигательной активности примерно на 40-50%, дефицит движений по мере перехода из класса в класс увеличивается. Введение в школах трех уроков физической культуры в неделю не может обеспечить полное удовлетворение биологической потребности детей в движении. В дни проведения уроков физической культуры учащиеся могут удовлетворить до 40,0% естественной потребности в движениях, а в дни отсутствия урока дефицит двигательной активности у большинства школьников составляет 80%. Глава 1. Физическая нагрузка – специфический компонент физического воспитания 1.1. Величина физической нагрузки Одним из понятий, характеризующих средства и методы физического воспитания, является понятие «нагрузка». В некоторой степени оно совпадает с понятиями «упражнение», «работа» и т.п., но не является
3
тождественным им. Понятием нагрузки характеризуется преимущественно величина запросов, которые предъявляются организму упражнениями. Нагрузка представляет собой дополнительную по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимую выполнением упражнения. Эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых нагрузок. Отсюда необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок [5]. При выполнении физических упражнений показателями нагрузки являются, с одной стороны, величины, которые характеризуют совершаемую работу (продолжительность упражнения, преодолеваемое расстояние, скорость движения и т. д.); с другой стороны определяет функциональные и связанные с ними сдвиги в организме, вызываемые упражнением (степень увеличения легочной вентиляции, частоты сердечных сокращений, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.). 1.3. Оценка двигательной нагрузки Двигательная нагрузка может оцениваться по плотности воздействия или реакции сердечно - сосудистой системы. Плотность воздействия представляет собой временное соотношение в учебно-тренировочном занятии фазы нагрузки и отдыха. Ее определяют задачи учебно-тренировочного занятия, интенсивность и длительность воздействия. Показатели плотности воздействия применяются в основном в целях характеристики качества уроков по физическому воспитанию. Выделяется общая и моторная плотность урока. Общая плотность урока в современной теории и методике физического воспитания определяется как отношение времени, которое педагогически оправданно используется, ко всему времени продолжительности урока. Стремясь к оптимальной плотности, следует неоправданные простои сводить до минимума [11, 12]. Общую плотность занятия вычисляют в процентах отношения суммы времени, рационально израсходованного на все виды деятельности, ко всему времени урока. Общая плотность не позволяет оценить двигательную деятельность. Поэтому отношение затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений времени занятия ко всей его продолжительности оценивается как его моторная плотность. Моторная плотность является одним из показателей продуктивности занятия. Однако необходимо помнить, что главным в уроках физической культуры
4
является качество решения учебных, воспитательных и оздоровительных задач. У разных занимающихся будут различными интервалы работы и отдыха на одном занятии, что зависит преимущественно от тренированности, возраста и некоторых других факторов. Это требует дифференцированного подхода к выбору средств, объему и интенсивности нагрузок, программирования для каждого ученика индивидуальной моторной плотности урока [5]. Педагог должен стремиться достичь 100% общей плотности урока. Моторную плотность оценивают следующим образом: 80-75% – как очень высокую, 74-70% – высокую, 69-65% – среднюю, 64-60% – низкую, 59-60% – очень низкую. Вместе с тем необходимо учитывать, что моторная плотность не является самоцелью педагога и не всегда представляет собой определяющий фактор эффективного занятия, поскольку эффективность определяется адекватностью нагрузок к уровню функциональной работоспособности обучающихся. Основной способ управления двигательной нагрузкой в физической культуре – это физиологические изменения в организме, которые определяются по реакции сердечно-сосудистой системы. Мощность работы сердца определяют два показателя: ударный объем, т.е. количество крови, выталкиваемое в аорту за один удар; минутный объем, который представляет собой произведение ударного объема и частоты сердечных сокращений [3, 12]. Теоретическая основа применения ЧСС для дозирования физической нагрузки – наличие линейной зависимости изменения мощности физической работы и пульса. До тех пор, пока интенсивность не приближается к критической мощности, после чего она становится нелинейной, сохраняется линейный характер связи ЧСС и мощности нагрузки. У детей и подростков в возрасте 6-16 лет линейная зависимость может определяться вплоть до пульса 180-185 уд/мин. Высокая чувствительность к малейшим изменениям интенсивности мышечной деятельности сердечного ритма делает ЧСС важным параметром оценки влияния на организм физической нагрузки. При использовании ЧСС в качестве критерия интенсивности физической нагрузки рекомендуется определять три критических значения данного показателя: пиковую (характеризует предельно допустимую интенсивность физических нагрузок, оказывающих оздоровительный эффект); пороговую (отражает минимальную интенсивность нагрузки, после которой
5
наблюдается заметный оздоровительный эффект) и среднюю ЧСС (характеризует оптимальную интенсивность урока). ЧСС выражается через пульс. Контролируя пульс до урока, во время нагрузки (или сразу после ее окончания) и в конце урока можно проверить эффективность учебно-тренировочного процесса. Оценка двигательной нагрузки по ЧСС осуществляется преимущественно в три подхода: по зонам интенсивности; по разности между исходной ЧСС и конечной после нагрузки; по процентному отношению увеличения ЧСС после нагрузки по сравнению с исходным значением [8, 12]. Наиболее жестким компонентом нагрузки является реакция ЧСС по зонам интенсивности, поэтому учебные упражнения можно проводить только в 1-4 зонах интенсивности (восстановительная ЧСС 110-130 уд/мин, поддерживающая ЧСС 130-150 уд/мин, развивающая ЧСС 10-170 уд/мин, экономизирующая ЧСС 170-180 уд/мин) и в их различных сочетаниях. Об индивидуальной реакции организма занимающегося на физическую нагрузку можно судить по ЧСС непосредственно в конце занятий. ЧСС увеличивается до 12% по сравнению с исходным уровнем при незначительной нагрузке после заключительной части занятий, при средней – до 30% , при большой свыше 30%. Такая оценка влияния нагрузки по разности между ЧСС исходной и конечной применяется преимущественно для оценки нагрузки, которая длится более пяти минут (бег, подвижные и спортивные игры и т.д.). Разность оценивают следующим образом: 25-30 уд/мин - отлично, 31-40 уд/мин- хорошо, 41-55 уд/мин -удовлетворительно, 56-75 уд/мин –плохо, свыше 76 уд/мин- очень плохо.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы 1. Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя. - М.: Академия, 2001. 3. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
6
4. Вовк, С.И. Диалектика спортивной тренировки / С.И. Вовк. - М.: Физическая культура, 2007. - 297 c. 5. Готовцев, Е.В. Методика обучения предмету «физическая культура». Школьный спорт. Лапта. Учебное пособие для СПО / Е.В. Готовцев. - М.: Юрайт, 2017. - 486 c. 6. Евдокимов, В.И. Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов. - М.: Советский спорт, 2010. - 442 c. 7. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Н.Н. Кожухова. - М.: Владос, 2008. - 700 c. 8. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 416 с. 9. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Кузнецов В.С. - М.: Академия (Academia), 2014. - 134 c. 10. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Физическая культура, 2005. - 544 с. 11. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М.: Фонд "За экономическую грамотность", 2001. - 666 c. 12. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 4-е изд., стер. - М.: Лань, 2004. - 160 с. 13. Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. 14. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с. 20. Физическая культура: учебник / под ред. М. Я. Виленский. – М.: КноРус, 2013. – 424 с. 21. 15. Физическая культура и здоровье: учебное пособие / под ред. А. В. Тимушкина. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 120 с. 16. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 4 - изд. – М.: Издат. Центр «Академия», 2006. – 480 с.