Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При изучении биологии учащиеся не только знакомятся с разнообразными природными процессами и объектами, но и учатся определить свою роль и место в окружающем мире, определять характер того воздействия, которое человек оказывается а живую природу.
Воспитание познавательной культуры школьников в процессе учебно-познавательной деятельности является очень важным для развития уважения к природе, к сохранению экологического равновесия, что является залогом ответственного отношения к окружающей среде.
Актуальность. Одной из главных задач на уроках биологии является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы, повышение мотивации к обучению. Современный образовательный процесс нуждается в более эффективных технологиях, которые будут содействовать развитию творческих способностей детей, формировать навыки саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения на уроках биологии, которая обеспечивается, прежде всего, связью индивидуальным опытом учащихся, развитием интеллекта в самостоятельной исследовательской деятельности.
Объект исследования. Проектная деятельность школьников на уроках биологии.
Предмет исследования. Методика организации проектной деятельности школьников на уроках биологии.
Цель. Анализ методики организации проектной деятельности школьников на уроках биологии.
Задачи:
1. Раскрыть понятие метода проектов, используя педагогическую и методическую литературу.
2. Рассмотреть методику организации проектной деятельности.
3. Показать специфику применения проектного метода на уроках биологии.
4. Показать возможности организации проектной деятельности на уроках биологии.
Проблема включения проектной деятельности в образовательный процесс является прогрессивной и давно назревшей. В ней содержится огромный потенциал. Это особенно важно в условиях современного развития. А тенденции, проявляющиеся в организации проектной деятельности школьников на уроках биологии, свидетельствуют о необходимости корректировки складывающегося опыта.
Одной из задач является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
Глава 1. Особенности проектного метода обучения
1.1 История возникновения проектного метода обучения
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях прагматической педагогики, основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был направлен на нахождение путей развития самостоятельного мышления ребенка, научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.
Считалось, что путь стихийных поисков характерен и наиболее естественен для ребенка, что познавательной активности, любознательности ребенка вполне достаточно для полноценного интеллектуально развития и образования. Опыт и знания ребенок должен приобретать путем «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы, и в целом - восхождения от частного к общему, т.е. использования индуктивного метода познания.
Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию. Ребенку в процессе самостоятельного исследования необходимо открыть для себя свойства и закономерности предметов и явлении, а педагог может только ответить на его вопросы, если таковые будут, он должен помогать в познании только того, что спонтанно заинтересовало ребенка, а не предлагать для изучения что-либо сверх того.
В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
• усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
• ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Дьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребенка;
• связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Почти одновременно с педагогическими исканиями Дьюи, в России появились первые разработки проектов. Основателем считают С.Т. Шацкого, который в 1905 году организовал группу исследователей, учёные проводили первые работы с детьми и учителями. В дальнейшем, большое значение методу проектов уделяла Н.К. Крупская. Но в 30-е годы прошлого века, как и многие другие технологии, метод проектов был запрещён.
Целью естественных наук является, получение исследовательским новых данных о природе. В отличие от исследовательского подхода методика изучает закономерности педагогического процесса обучения обучающихся основам наук о природе, а не сами закономерности развития природы.
Таким образом, цель предмета биологии в школьном изучении состоит в том, чтобы сообщить учащимся различные сведения о фактах и закономерностях, и на основе их изучения вырабатывать у обучающихся простейшие навыки исследовательской работы в рамках курса биологии.
Необходимо отметить, что при этом информация очень тщательно отбирается с учетом различных возрастных особенностей учащихся. Структура знаний, а также форма их изложения в учебнике по естествознанию «непосредственно определяются общепедагогическими и различными специфическими принципами, которые свойственны методике биологии» [6, c. 21].
Методика преподавания биологии — это, прежде всего, наука об организации системы процесса обучения и развития. Исходя из этой цели, методика преподавания биологии призвана решать очень важные задачи, а именно:
«- Правильно выделять цели начального естественно-научного образования;
- Определять принципы отбора материала и содержание учебного предмета;
- Разрабатывать эффективные методы, формы и средства его преподавания;
- Выявлять оптимальные условия развития младших школьников в процессе изучения начального курса биологии» [6, c. 17].
Решение данных задач требует особой интеграции знаний из различных наук, с которыми непосредственно связана методика преподавания биологии и содержание учебников.
Главные требования, которые стоят перед любым методом познания, базируются, прежде всего, на объективности, то есть способности давать достоверный и надежный материал, который должен быть свободным от искажений, а также субъективного толкования и преждевременных выводов.
Второе ключевое требование это надежности, то есть однозначности результатов, которые были получены при проведении повторных исследований, а также сходство одинаковости результатов разных исследователей.
Третье важное требование, это требование обоснованности, то есть способности выбранного метода изучать особенности процесса обучения, которые важны для исследователя [15, с. 67].
Четвертое требование состоит в точности передачи информации, которое определяется точной дифференцировкой, а также индивидуальным подходом. Все данные методы педагогического исследования подразделяется на несколько групп.
Теоретические методы, прежде всего, основаны на применении таких мыслительных операций как:
«- сравнение,
- анализ
- синтез,
- обобщение
- конкретизация.
Кроме того, к теоретическим методам относятся следующие виды работы с источниками информации, такие как:
- сравнительно-исторический анализ источников научной литературы,
- анализ школьной документации,
- непосредственное изучение массового опыта учителей» [15, c. 19].
Данные методы помогают определить ключевую проблему исследования, затем поставить цели и задачи, и выдвинуть гипотезу.
Эмпирические методы исследования основаны на чувственном восприятии объектов и поэтому служат для накопления фактического материала. К этим методам относятся педагогическое наблюдение учебного процесса, личное преподавание, проведение эксперимента.
Социологические методы сегодня применяются с целью изучения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, 2014, №1.
2. Аквилова Г.Н. Клепинина З.А «Методика преподавания биологии в начальной школе» Москва Владос 2012.
3. Асмолов А. Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2012.
4. Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2014. – 160 с.
5. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2014. – 240 с.
6. Григорьева Е.В. Методика преподавания биологии Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования». — М.: ВЛАДОС, 2013. — 253 с.
7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004
8. Методика преподавания биологии в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. - М., 2012 – 240с.
9. Методика преподавания биологии// Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. . - М., 2014. – 280 с.
10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005. – 280 с.
11. Суматохин С.В. Научно-методические основы школьного учебника биологии: Дис…д-ра пед.наук. - М. 2015. – 180 с.
12. Современные технологии обучения. Под редакцией Г. В. Борисовой Санкт-Петербург 2002. - 280 с.
13. Тяглова Е.В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии». Москва Глобус 2008. – 120 с.
14. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов/ Материалы проекта «Стандарт общего образования». – М.:2002
15. Ярыгин В.Н. Преподавание биологии в профильных классах. Москва 2008. – 280 с.