Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Организация безопасности в образовательном учреждении основана на концепции безопасности образовательного пространства, главной целью которой является обеспечение безопасности образовательного пространства, в целях поддержания здоровья и уменьшения дезадаптации в социуме растущего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных ЧС. Безопасность можно обеспечить исключительно путем осуществления единых действий всеми субъектами образовательного процесса, а также смежных с ним сфер.
Отметим, что процесс социализации личности и воспитания безопасного поведения формируется под влиянием опыта группы. При этом каждая личность формирует свой собственный "Я" - образ на основании восприятия того, что и как о ней думают другие. Как другие относятся к безопасности. Для того чтобы восприятие безопасного поведения было успешно, личность может принимать на себя роли других и смотреть глазами этих других на свое поведение и свой внутренний мир. При этом формируя свое собственное "Я", образ, личность. Но во все времена не существовало, ни одного одинакового процесса социализации и, ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» свободное развитие личности является одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов.
Известно, что человек живет в нескольких жизненных сферах, в том числе семейной, экологической, производственной, культурной и общественной. И насколько эти сферы будут безопасны для него, зависит от той информации, которую ребёнок получает в семье или в детском саду.
Используя результаты личностного опыта и развития человека, эти сферы одновременно могут, а с нашей точки зрения, и должны выступать и как гаранты, и как условия его развития безопасного поведения. В соответствии с этим необходимо пересмотреть отношения образования к социальным институтам, включенным в данные сферы; изменить как структуру, так и содержание учебно-воспитательной работы. И главное - образовательному учреждению следует стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению его взаимодействия со всеми социальными институтами: семьей, предприятиями, культурно-художественными учреждениями, общественными организациями, органами власти и т.д. Именно такое образовательное учреждение создает все необходимые условия для личностного развития ребенка.
Актуальность исследования. Помочь сформировать безопасный образ жизни предпочтительно в дошкольном возрасте, когда особенности ребѐнка, такие как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой и пр. вызывают множество проблем.
Ребёнок развивается с первых дней жизни и осуществляет не только действия с помощью организованного воспитания, но и действия производимые в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений. Следовательно, непреднамеренные воздействия воспитателей, приводят к самоизменениям дошкольника в организации целенаправленной деятельности и создаст реальные предпосылки для полноценного развития девочек и мальчиков в соответствии с их половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями, т. е. для эффективного воспитания безопасного поведения дошкольников, способствующего упорядочению процесса полоролевой социализации.
Объект исследования - социализация дошкольников в аспекте воспитания безопасного поведения.
Предмет исследования - воспитание безопасного поведения дошкольников в процессе социализации в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования – выявить уровни формирования безопасного поведения дошкольников, способствующего позитивной социализации в семье и дошкольных образовательных учреждениях в том числе и информационной безопасности для взаимодействия родителей и детского сада.
Задачи исследования:
Теоретически обосновать содержание воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации.
Разработать и апробировать методику воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации в целостном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.
Определить содержание методов эффективного воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации.
В исследовании необходимо исходить из гипотезы о том, что воспитание безопасного поведения дошкольников будет эффективно способствовать позитивной социализации при условии, если:
- социализация будет рассмотрена как педагогическое явление, состоящее из стихийной социализации и целенаправленного воспитания, способствующего позитивным изменениями личности дошкольника/дошкольницы;
- концепция воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации, основанная на принципах природосообразности, культуросообразности и др., позволит эффективно использовать воспитательный потенциал социализации;
- при реализации содержания воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации в целостном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений будет осуществляться на основе методики, состоящей из системы ситуаций («организации», «структурирования» и «упорядочения» педагогических ситуаций);
Методология исследования:
- междисциплинарный подход в исследовании безопасного поведения дошкольников,
- целостный подход к исследованию родителей и детей,
- ролевой подход к решению проблемы воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации.
Глава 1. Теоретические основы воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации
При проведении анализа зарубежной литературы можно сделать вывод о том, что существует ряд теорий воспитания в процессе социализации:
- традиционная психоаналитическая теория,
- теория социального научения,
- теория когнитивного развития,
- новая теория пола,
- теория самоактуализации,
- теория полоролевого воспитания.
Проблема воспитания в отечественной педагогике как мальчиков так и девочек дошкольного возраста исследовалась в русле дифференцированного и полового воспитания такими авторами как Т. Ю. Абаева, Л. А. Арутюнова, Л. В. Градусова, В. Е. Каган, Д. Н. Исаев, Д. В. Колесов.
Изменения, которые происходят в обществе, требуют поиска инновационных подходов к развитию и воспитанию дошкольников, при этом необходимо учитывать половозрастные и индивидуальные особенности детей и их социализацию, непреднамеренные социальные влияния на развитие дошкольников, способствующие упорядочению процесса полоролевой социализации .
Рассмотрев разные подходы к пониманию сущности воспитания безопасного поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста в процессе социализации, в качестве методологической основы исследования определены междисциплинарный, целостный и ролевой подходы таких авторов как Е. В. Бондаревская, А. Н. Вырщиков, В. С. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, В. Е. Каган, И. С. Кон, А. В. Мудрик, Л. И. Столярчук, В. М. Шепель. На основе анализа литературы была разработана концепция полоролевого воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Анализ данных других исследователей, таких как А. А. Абраменковой, П. П. Блонского, В. Е. Кагана, Д. В. Колесова, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Т. А. Репиной, Л. И. Столярчук, А. Г. Хрипковой и др., позволил выделить основные принципы воспитания безопасного поведения дошкольников в процессе полоролевой социализации и, исходя из специфики дошкольного детства, определить задачи полоролевого воспитания в ходе социализации младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с учетом половозрастных и индивидуальных особенностей.
Рассмотрим задачи воспитания, которые стоят перед воспитателями и должны быть направлены на формирование половой дифференцированности детей:
- в процессе социализации дети младшего дошкольного возраста (3–4 года):
• уметь дифференцировать себя от представителей другого пола, принять свой физический облик;
• сформировать систему представления о маме и папе, мужчине и женщине, особенностях их поведения;
• усвоить модели мужского/женского полоролевого поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов;
• развить умение заботиться о внешнем виде, чистоте, безопасности.
- в процессе полоролевой социализации детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет):
• развить способность идентификации себя с представителями своего пола;
• развить умения соотносить свое полоролевое поведение с поведением других, адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное;
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айзенк Г. Ю. Структура личности, М.: КСП+, 2003.
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание //Педагогические вести /Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
4. Безопасность жизнедеятельности / Волощенко А.Е., Прокопенко Н.А., Косолапова Н.В.; Под ред. Арустамова Э.А., - 20-е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 448 с.
5. Безопасность жизнедеятельности. Защита территорий и объектов экономики в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / М.Г. Оноприенко. — М. : ФОРУМ : ИНФРАМ, 2014. — 400 с.
6. Безопасность жизнедеятельности : учебник / И.С. Масленникова, О.Н. Еронько. — 4-е изд., перераб. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
7. Вершинин В. Трудный путь к гармонии: Воспитательные парадоксы высокообеспеченной семьи //Народное образование. 2002. № 8.
8. Волжина О.И. Аксиологическая концепция семьи//Мир образования - образование в мире. 2001. № 4.
9. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2018.
10. Грани педагогики безопасности [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 23 ноября 2018 г. / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. В. В. Гафнер. – Электрон. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018.
11. Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
12. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2016.
13. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. Минск, 2016.
14. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2017.
15. Загвязинский В. И. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики / В. И. Загвязинский, Т. А. Строкова. – Тюмень: ТюмГУ, 2016. – 176 с.
16. Кадинская Т. В. Исследование отношения индивида к опасности / Т. В. Кадинская, В. А. Евдокимова, Л. Г. Хает // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. – С. 41-46.
17. Карандашев Ю.Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие. - М., Владос, 2018.
18. Кистяковский Б.А. Общество и индивид // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 103-114.
19. Конягина Л.Н. Положение семьи и детства в современной России // Неизвестный Макаренко / Сост. С.С. Невская. М., 1999. Вып. 13.
20. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие / Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. — Москва: КноРус, 2018. — 155 с.
21. Кошель Э. А. Специфика работы педагога-психолога с родителями по профилактике насилия в семье / Э. А. Кошель, Е. В. Моцовкина // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей XV международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 255-258.
22. Латкин В. Н. Личная безопасность школьника: памятка / В. Н. Латкин, Б. И. Мишин, С. В. Петров. — 2-е изд., перераб. — М.: ЭНАС, 2009. — 64 с.
23. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев, 2017.
24. Николаева Е.И. Тоталитаризм в семье // Ребенок и семья. Самара, 2002.
25. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга /Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.
26. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
27. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания //Дошкольное воспитание. 2002. № 8.
28. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
208 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
29. Тягунов, Г.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Тягунов Г.В., Волкова А.А., Шишкунов В.Г., Барышев Е.Е. — Москва: КноРус, 2018. — 274 с.
30. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Владос, 2000.