Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В российском и мировом бизнесе последние десятилетия проявляется яркая тенденция к росту количества руководителей-женщин. Несмотря на многие стереотипы и предрассудки в органах власти, на разных уровнях топ-менеджмента женщины отлично справляются со сложными управленческими задачами и достигают большого успеха.
Особое значение вопрос о роли и месте женщины в системе управления компаниями имеет для таких быстро расширяющихся видов деятельности, как гостиничное и ресторанное хозяйство, туризм, оптовая и розничная торговля, консалтинг, где доля женщин в общем числе работающих достигает до 90%.
Таким образом, вопросы гендерных различий в управлении не теряют свою актуальность и исследователи продолжают заниматься анализом особенностей женского и мужского стиля управления, оценивать и сравнивать эффективность их работы и формулировать дальнейшие прогнозы и тенденции развития ситуации.
Цель данного исследования - анализ особенностей управления мужчин и женщин.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить ряд исследовательских задач:
- рассмотреть гендерный аспект управления;
- выделить отличия в стилях руководства мужчины и женщины;
- проанализировать особенности женского стиля управления;
- привести примеры женского руководства в современных Европе и России.
Предметом исследования являются теоретические и практические основы развития гендерного аспекта в управлении.
Объект исследования – методы и стиль управления, используемые мужчинами и женщинами.
Степень изученности данной проблемы достаточно глубокая, что обусловлено активным вниманием исследователей к гендерным проблемам управления. Теоретическую основу исследования составляю научные труды российских и зарубежных авторов, таких как Варжина А., Данилова Н.И., Карловец С.С., Хохлова Т.П., ЧириковаА.и других.
Сложность исследования обуславливает его структуру в виде трех глав, семи параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КОМПАНИИ
1.1 Гендерный подход в управлении
Гендерный подход в управлении, опираясь на данные исследований, стал ориентирован в отношении позитивного восприятия женщин в управлении и устранения негативного воздействия стереотипов на восприятие женщин в топ-менеджменте компаний.
Для представительниц прекрасного пола отношения внутри коллектива являются одним из самых важных условий продуктивности. Дело в том, что они более эмоционально интеллектуальные, и это, в первую очередь, связано с особенностями развития мозга. Наши эволюционные роли оснастили нас различными навыками для выживания. Женщины лучше понимают язык телодвижений, интонации и оснащены лучшей интуицией. Женский мозг запрограммирован различать меняющийся тон в голосе, что испокон веков позволяло им делать выводы о самочувствии ребенка по его плачу. По этой причине девушки более восприимчивы к перемене интонаций, что часто связывают с так называемой женской интуицией.
За редким исключением они в общей массе не любят выстраивать стратегии, но любят им следовать. Дело в том, что им свойственно больше использовать правое полушарие мозга, которое контролирует левую часть тела, а мужчинам — левое полушарие, которое отвечает за правую часть тела. Правое полушарие отвечает за креативность, интуицию, воображение, понимание общей картины взаимоотношений. Левое полушарие — за анализ, логику, дедукцию, факты, порядок, математические решения. И обсуждение, скажем, маркетинговой стратегии или KPI в дамском коллективе может выглядеть достаточно сумбурно, если в этом коллективе не присутствует стратег, который всегда будет направлять этот самый коллектив на путь истинный. Зато идей будет много и подхватываться коллективом они будут мгновенно, а главное, в таком коллективе как правило не будет желания показать свое превосходство над другими коллегами. До тех пор пока на горизонте не появится представитель сильного пола, конечно.
Глядя на женский коллектив ему будет сложно понять иерархию, за исключением случаев, когда есть один явный лидер, потому что со стороны это будет выглядеть как сборище подружек. То, как начальник-мужчина доносит информацию в женской команде, не менее важно чем то, что он говорит. Говорить с подчиненной в плохом настроении — не самая лучшая идея, потому что даже если это настроение не имеет с качеством ее работы ничего общего, она будет долгое время после разговора анализировать причины и пытаться читать между строк.
В мужских коллективах все обстоит по-другому — иерархия всему голова. При наблюдении за мужскими встречами всегда ясно, кто есть кто. Стоит только обратить внимание на того, кому дается слово и кто имеет право подводить итоги. Расстроить мужчину тоном будет настолько же сложно как и с помощью интонации или намеков донести до него, что что-то пошло не так. Как и в личных отношениях, говорить все нужно в лоб.
Что интересно, очень часто у представителей обоих полов на топ-уровнях более развиты качества противоположного пола по сравнению с подчиненными того же пола — мужчины умеют лучше считывать эмоции, а женщины являются хорошими стратегами. Мозг — штука пластичная и адаптируется к поставленным задачам с целью выживания.
Как мужчины и женщины выражают свои эмоции по-разному, и точно так же они нуждаются в разных способах мотивации.
По статистике, мотивированные команды приносят на 33% больше выручки. Мотивация и понимание цели так же уменьшает текучку кадров на 44%. Компании, занимающие лидирующее положение на рынке, не скупятся на экзальтированные тимбилдинги, изощренные офисные дизайны, развитие своих сотрудников, и главное, регулярное просвещение этих сотрудников о целях и ценностях компании, и ради чего они там находятся. Любой хороший руководитель знает, что денежное поощрение является очень кратковременной мотивацией и особенно бездейственно в отношении профессионалов высокого класса и работников креативных сфер. Конечно же, вклад любого сотрудника должен быть адекватно оценен, но отсутствие мотивации — это то, что зачастую остается в тени при анализе показателей и, тем не менее, является одной из главных составляющих успеха компаний.
Мотивация как и критика не может быть стандартизирована, и разными людьми может восприниматься по-разному. Поэтому женщины и мужчины различаются и вопросах восприятия мотивации. Компания Peacon провела исследование в более 20 странах и выяснила, что женщины чувствуют себя гораздо более мотивированными по сравнению с мужчинами, если они следуют четкой стратегии и хорошо вписываются в коллектив, в то время как лучшей мотивацией для мужчин являются достижения и карьерный рост, отношение в коллективе на их продуктивностью не влияет.
Эта статистика как раз указывает на те традиционные модели поведения, сформировавшиеся тысячи лет назад. Мужчины — добытчики, и получают удовольствие от достижения цели, женщины же как существа более тонко чувствующие, которые ждали своих добытчиков в окружении других дам, детей и стариков, нуждаются в сбалансированных отношениях в коллективе и ощущении себя неотъемлемой его частью.