Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня в психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется задаче взаимодействия между учителем и учеником в профессионально-педагогической работе.
По мнению многих специалистов в основе эффективного и продуктивного образовательного процесса лежит общение как неотъемлемая часть труда учителя и уровень овладения учителем технологией этого педагогического общения.
Среди проблем, с которыми сталкивается педагог в общении с учащимися, особое место занимает неумение наладить контакт и управлять общением учащихся на уроке, непонимание внутренней позиции школьника, проблема с управлением своим собственным психофизическим состоянием в процессе общения, сложность в построении взаимоотношений и трудности в речевом общении.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на сегодняшний день общество акцентирует внимание на проблеме эффективного развития детей и смещении приоритета от знаниевой парадигмы образования к развивающей. Такая современная тенденция в учебном процессе предъявляет новые высокие требования к личности педагога и стилю педагогического общения.
Проблема общения затрагивалась учёными во многих отраслях: педагогике, психологии, социологии, философии. Такие исследователи, как А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, В.А. Канн – Калика, А.А. Леонтьев, А.Н. Мудрик, А. И Щербаков и другие доказали большое значение общения в труде педагога. Согласно основе исследований педагогов и психологов при условии, что ребёнок испытывает положительное отношение к тому, что в нём хочет воспитать педагог, воспитательный процесс будет эффективным. А отношение всегда формируется в деятельности, через механизм взаимоотношений, общения.
Педагогическое общение по своей сути является сложным процессом, который обладает определённой структурой, спецификой и технологией реализации. Поэтому педагогам необходимо учиться педагогическому общению, познанию самого себя в общении с детьми, освоению основ педагогического общения.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и анализе стилей педагогического общения с тем, чтобы определить психолого-педагогические ориентиры для разработки рекомендаций по оптимизации стиля педагогического общения учителей, нуждающихся в этом.
Объект исследования – стиль педагогического общения учителей.
Предмет исследования – объективные проявления стиля педагогического общения учителей и рекомендации по его оптимизации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие стиля педагогического общения
2. Рассмотреть особенности и виды педагогического общения
3. Проанализировать теоретический аспект проблемы педагогического общения, его структуры, функций, целей, содержания и средств
4. Дать рекомендации по оптимизации неконструктивных стилей педагогического общения с целью купирования конфликтных ситуаций
В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования:
– теоретические (анализ философской, педагогической, методической литературы по изучаемой проблеме)
– эмпирические (изучение педагогической практики; изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава I Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме педагогического общения
1.1 Сущность педагогического общения
Проблема взаимодействия педагогов и учащихся представляет собой одну из важных проблем современного образования. Многочисленные публикации в СМИ доказывают, что в настоящее время отношения между администрацией школы и родителями, педагогами и учениками стали более напряжёнными в силу ряда причин. Это, в свою очередь, подчёркивает необходимость изучения и решения проблемы педагогического общения.
Основу любой деятельности человека составляет общение. В профессиональной педагогической деятельности оно рассматривается как основа, необходимость. С помощью живого и эмоционального общения педагога с воспитанниками осуществляется главная цель педагогической работы – обмен информацией, организация совместной деятельности педагога и ребёнка.
Понятие "педагогическое общение" стало предметом специальных научно – педагогических исследований в 70 – 80-ее годы 20 века. Общение как явление представляет собой особый вид деятельности, в процессе которого происходит взаимный обмен мыслями, эмоциями, информацией при непосредственном межличностном или групповом контакте[4, с.18].
Что касается педагогического общения, то оно обладает рядом особенностей:
o профессиональное общение педагога и ребенка, целью которого является создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях и оптимизация отношений между педагогом и учащимися
o педагогическому общению свойственны свои правила и секреты, что выражается в творческом подходе педагога к организации взаимоотношений с коллективом учащихся[3, с.21]
По мнению А.А.Реана общение рассматривается как форма, вид деятельности, как процесс, который порождается потребностями в совместной деятельности[2, с.54].
В словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского под общением понимается многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга[1, с.21].
Многие работы таких авторов, как М.И. Лисина, Л.А. Харева, Т.С. Путиловская, А.К. Маркова, Т.А. Стежко, Л.Н. Никипелова посвящены изучению теме педагогического общения.
Согласно Г. И. Щукиной общение оказывает большое влияние на формирование и укрепление познавательных интересов учащихся[7, с.13].
По мнению К.Д. Ушинского, В.А. Кан-Калика, А.С. Макаренко, А.А. Леонтьева, А. И Щербакова общение представляет собой важный профессиональным инструментом педагогической деятельности[6, с.40].
Л. П. Буева считала, что общение является процессом взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (личностей, групп), для которого характерны обмен информацией, опытом, деятельностью, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности[7, с.108].
В педагогической деятельности общение оказывает значительное влияние на формирование активной позиции, творчества, самостоятельной деятельности школьников, на их результат овладения знаниями и умениями. Благодаря процессу общения происходит регулирование деятельности педагога и воспитанников, обеспечивается их взаимодействие.
В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров считали, что профессионально-педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога и воспитуемых, в основе которой находится обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия[19, с.32].
Согласно мнению А.А.Леонтьева педагогическое общение является профессиональным общением преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), которое обладает определёнными педагогическими функциями и направлено на создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях между педагогом и учащимися[8, с.12].
Л.Д. Столяренко в своих работах даёт следующее определение педагогического общения - это специфическая форма общения, которая наравне с определёнными особенности обладает и общими психологическими закономерностями, в которые входят коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты[3, с.10].
В многочисленных работах советских педагогов проблема оптимального педагогического общения считалась одной из важнейших проблем обучения и воспитания. Большинство исследователей считало, что помимо высокого уровня подготовки учитель должен обладать умением оказывать влияние на детей, создавать такие условия в обучении и воспитании, чтобы этот процесс проходил эффективно и дети демонстрировали уважение и доверие к педагогу. По мнению М.И.Калинина в основе процесса воспитания учеников лежит поведение учителя в классе, его отношение учителя к ученикам[23, с.101].
В зарубежной педагогике и психологии в основе педагогического общения лежит характерный для западной культуры принцип индивидуальности, для которого важно доминирование лидерства педагога в системе общения с учащимися. Также необходимо подчеркнуть, что во всех западных странах особо выделяется явление дистанцирования педагога от учащихся. Напротив, в восточной культуре доминирует большая открытость между учащимися и преподавателями[20, с.118]
Исследования многих педагогов ( Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, Т. И Гончаровой, Е.И. Ильина, С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шатолова, М.П. Щетинина) доказывали, что эффективное обучение возможно только на
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Амонашвили Ш А. Здравствуйте, дети. - М: Педагогика.,2010. -180с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М., 2012. - 228 с.
3. Анянова И.В. Модели профессионального поведения учителя // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.- с.26-31
4. Вавилов Ю.П. Психологический анализ стилей педагогического общения // Ярославский педагогический вестник. -2011. -№4.-с.15-19
5.Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., Педагогика, 2008. - 142с.
6.Ильин Е.Н. Искусство общения. - М.: Педагогика, 2011. - 110 с.
7.Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада // Вопросы психологии.-2013. - №5. - С. 65.
8.Кудимова Т. В. Модели педагогического общения в воспитательно–образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — № 23. — С. 494–496.
9. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 2011. - 32 с.
10.Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. - М., 2012. - 127 с.
11.Леонтьев А. А. Педагогическое общение / Под ред. М. К. Кабардова. 2–е изд., перераб. и доп. — М.; Нальчик, 2012. — 367 с.
12.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Под ред. А.Г. Рузской. М.: НПО МОДЭК, 2009.- 383с. .
13.Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Пед. соч.: в 8 т. - М.: Педагогика, 2009. - Т.4. - 577с. .
14. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 2009. - 254 с.
15. Модели педагогического общения / Акимова М. Н., Илькухин А. А.-Самара: Самопознание — путь профессионального становления учителя, 2011. — С. 36–41.
16.Осипян И. Ю. Педагогическое общение и его стили [Текст] / И. Ю. Осипян // Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 26–30
17. Подлиняев О.Л. Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. -2016. -№3 (32).
18.Сарбалаева, А. Д. Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся / А. Д. Сарбалаева, О. А. Белянкина. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14086/ (дата обращения: 12.05.2020)
19.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2012. - 256 с.
20.Скакун В. А. Основы педагогического мастерства.-М.:-Инфра–М, Форум, 2012. — 208 c.
21. Смирнова Е.О. Общественная деятельность и межличностные отношения в концепции М.И. Лисиной// Вопросы психологии.- №2.-2009.- С. 116-124
22. Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения.-М:Владос, 2010. — 432 c.
23. Шадриков В. Д. Качество педагогического образования. М.:Логос, 2012. — 200 c. 24.Яковлев С.В. Ценностные контексты педагогического общения // СИСП. 2012. №12.