Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена теме «Методика подготовки выпускников к ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию (блок экономика) на примере конкретной темы».
С активным внедрением ОГЭ и ЕГЭ в российскую образовательную систему учителю необходимо перестроить и переориентировать подготовительную систему учащихся к итоговой аттестации, и более того, скорректировать свою педагогическую деятельность. Новый формат экзаменационной работы отчётливо отражает интегральный характер обществоведческого курса, что и проявляется во всеохватности основных разделов курса обществознания как дисциплины, начиная с базовых заданий и заканчивая упражнениями повышенной сложности. Экзаменационная работа позволяет проверить широкий спектр предметных умений, видов познавательной деятельности и знания в обществе и единстве сфер и социальных институтов в целом, о социальных качествах личности и условий их формирования, о немаловажных процессах и явлениях в экономической области, политике и праве, духовной жизни общества и социальных взаимоотношениях. Все вышеизложенные процессы непосредственно обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является методика подготовки сдачи выпускников ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию на примере упражнений конкретной темы блока экономика.
Предметом – совокупность методических рекомендаций по подготовке выпускников к сдаче ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию на примере упражнений конкретной темы блока экономика.
Цель данной работы заключается в изучении теоретического аспекта методики подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ по обществознанию, а также в проведении практического анализа упражнений на тему «проявления и пути экономического роста» и разработки методических рекомендацию по их решению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
− изучить методические рекомендации для учителя по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ/ОГЭ;
− определить особенности экзамена ЕГЭ/ОГЭ по обществознанию;
− изучить методические рекомендации для учителя по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ/ОГЭ;
− провести практический анализ упражнений в блоге экономика на тему «проявления и пути экономического роста» в контексте ОГЭ/ЕГЭ;
− разработать методические рекомендации по подготовке к выполнению упражнений на тему ««проявления и пути экономического роста».
Методами исследования являются:
− описательный метод;
− метод компонентного анализа;
− дескриптивный метод;
− анализ научного материала;
− компаративный метод.
− метод целенаправленной выборки материала.
Теоретическую базу исследования составили труды таких известных исследователей как: М.Е. Ганюшин, А.Ю. Лазебникова, В.Б. Дерюжко, Е.С. Нурбекьян, С.В. Шевченко, Т.Е. Лискова и другие.
Материалом для исследования послужили тренировочные упражнения и упражнения по обществознанию блока «экономика» экзаменационных вариантов прошлых лет, размещённые на таких электронных ресурсах, как «Решу ЕГЭ/ОГЭ»; сайт «ФИПИ».
Практическая значимость работы заключается в повышении профессионального уровня учителя. Конечные результаты могут быть использованы на практических занятиях по обществознанию, на дополнительных и элективных курсах по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ. Полученные исследования являются хорошей подоплекой для дальнейших разработок методических рекомендаций в системе педагогической деятельности.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К СДАЧЕ ОГЭ/ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1.1. Понятие «методика подготовки к сдаче экзамена»
Развитие образовательной системы в России требует от преподавателя выработки новых и усовершенствованных подходов к образовательной деятельности. Новые принципы и требования личностного ориентированного образования, проявления субъективности в процессе обучения требуют новых методов обучения. Именно поэтому в базисном учебном плане обозначено основное направление такого вида деятельности: проектно-исследовательское ориентирование. Бесспорно, такая деятельность должна носить организованный характер и осуществляться целенаправленно, систематически.
С введением в образовательную систему таких экзаменационных процедур, как проведение ОГЭ и ЕГЭ, преподаватель сталкивается с рядом определённых трудностей по переориентированию системы подготовки к итоговой аттестации и преподавательской деятельности в целом.
Трансформация методики подготовки обучающихся к внедрённому новому формату государственной аттестации и экзаменов связана с глубоким анализом педагогического опыта, попытками извлечь из него то, что может быть применено в современных условиях и избавиться от того, что устарело [1,].
В результате данного процесса удалось сформировать определённую систему работы. Следует обратить внимание на то, что формирование методических рекомендаций по подготовке сдачи ОГЭ и ЕГЭ не является единственной и основной целью преподавания обществознания. Кроме того, как показывает практика, что даже при максимально интенсивной и систематичной подготовке выпускника к экзамену и при наличии ярой заинтересованности в успешной сдаче ОГЭ или ЕГЭ, вызванной, как принято, поступить в нужный вуз, результат не будет достаточно высоким, если учащийся не заинтересован и не увлечён предметом в целом. Естественно, формирование такого интереса является другой задачей, которая стоит перед преподавателем. Однако стоит учитывать один факт, что ОГЭ и ЕГЭ проводятся в формате теста, и чтобы данные тестовые задания решить, необходимо определёнными навыками. Если человек, который никогда не решал аналогичные тестовые задания в той модели, в которой они предложены в заданиях ОГЭ и ЕГЭ, то «не набивший руку» ученик, может получить низкий балл [3, с.109].
Раскрывая понятие «методика подготовки к сдаче экзамена», следует уточнить все технические особенности и подводные камни данного экзамена. Так, методика подготовки к сдаче ОГЭ или ЕГЭ охватывает тех, кто проходит обучение в общеобразовательных классах. Бесспорно, что в рамках базового курса (2 академических часа в неделю), подготовить учеников к сдаче ОГЭ или ЕГЭ на достойном уровне практически невозможно. Поэтому помимо школьной программы, руководство общеобразовательных учебных заведений вводит внутренние дополнительные занятия или элективные курсы. Многие задаются вопросом: «Как проводятся отдельные занятия в рамках отдельных курсов подготовки учащихся?». Структура занятий, их содержание, формы проведения занятий, способы оценивания знаний учащихся, всё это определяет учитель в соответствии с этапом прохождения учебной программы, уровнем подготовленности учеников, уровне их мотивации, своим стилем общения с учащимися. Однако существуют профессиональные принципы, которым желательно следовать.
Во-первых, методика подготовки должна ориентироваться на уровень трудности –выше среднего. Это означает следующее, что не нужно пренебрегать включением таких вопросов, которые выходят за рамки стандартной школьной программы. Принцип «Повышенного уровня трудности» определил Л.В. Звонков, считавший, что данный принцип «характеризуется не только тем, что повышает «абстрактную норму трудности», но и тем, что максимально раскрывает духовные силы ребёнка, предоставляет ему простор и направление» [4].
Исходя из этого, задания должны выстраиваться так, чтобы учащиеся смогли, в первую очередь, применить накопившиеся знания в процессе учёбы, но и применить свою конструктивную логическую цепочку. Тандем этим двух факторов приведёт к достижению высоких результатов и получению максимально высоких баллов сдачи экзамена. Безусловно, что для сдачи таких экзаменов, как ОГЭ и ЕГЭ, необходимо развивать логическое мышление. Если учащийся научится рассуждать, то даже в ситуации, когда материал плохо знаком, то на экзамене такое задание не покажется «смертельным». Логические размышления приведут его к ответу, ученик сможет «выжать» максимально возможный балл из данного задания. Поэтому, не нужно избегать вопросов о причинах, о следствиях, о последствиях общественных явлений и т.п. [5, с.218].
Необходимо обратить внимание на так называемые «мелочные» вопросы, которые входят в категорию трудных заданий. Как правило, содержание ОГЭ или ЕГЭ не включает вопросы данного типа. Например, «Назовите фамилию экономического философа» и т.п. Следует сказать, что подобные здания не проверяют знания основ обществоведческой науки как таковой. Однако в учебных целях, подобные задания очень даже уместны. Если существует определённая система работы с учащимися, то такая система закладывает уровень знаний, «планку», нижу которой ученики при подготовке к сдаче экзамена не должны опускаться. Преподаватель, как специалист, не должен бояться перезагрузить память учащихся, нужно бояться недодать необходимое.
Второй пункт, важнейшим моментом подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ является усиленная работа над усваиванием и пониманием формулировки вопроса и умением отвечать на строго поставленный вопрос. В процессе выработки данного умения рекомендуется использовать различные задания,