Фрагмент для ознакомления
2
итоги исследования, в списке литературы представлена теоретическая база исследования.
Глава 1. Теоретические основы исследования влияния медиасреды
1.1 Формирование информационной культуры личности
Вне информационной среды жить невозможно. Но что необходимо предпринять для формирования информационной культуры личности младшего школьника, что бы минимизировать негативное влияние современных информационных ресурсов? В работе раскрывается актуальность формирования информационной культуры личности учащихся начальных классов в условиях развития информационного общества, заметную роль в котором играют средства массовой информации.
Детская картина мира как особая система ощущений, представлений, знаний, отношения ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в современной социальной ситуации развития, в отличие от прежних эпох, формируется в условиях интенсивного воздействия информационных потоков. Образуемая ими новая культурная среда, значительную роль в которой играют средства массовой информации (телевидение, радио, Интернет, печатные СМИ и др.), при формировании социального поведения, ценностных ориентаций, нравственно-волевых качеств личности ребенка нередко изменяет традиционные представления о морали, нравственном поведении, культуре отношений в обществе. Недостаточная сформированность познавательных и эмоционально-волевых процессов делает ребенка незащищенным перед влиянием интенсивных потоков информации. Дети довольно часто не видят разницы между явлениями, процессами реальной жизни и предложенной средствами массовой информации картиной мира. Многократное повторение эмоционально окрашенных сообщений безоговорочно принимается ребенком за истину. Скрытая реклама или красочно представленный спорный в нравственном отношении факт часто настолько искусно маскируются, что даже взрослому человеку, обладающему достаточным жизненным опытом, крайне сложно догадаться об их сути.
Негативный эффект воздействия средств массовой информации на детей заключается в навязывании оценочных суждений и манипулировании сознанием. Многие средства массовой информации пытаются выполнять обучающие и воспитательные функции, нередко предлагая противоречивую или спорную информацию. Находясь под воздействием стихийной информации, ребенок не всегда подготовлен к ее восприятию и личностной интерпретации. Некритичность и образность мышления — важные психовозрастные особенности учеников начальных классов, которые обусловливают их особую восприимчивость к воздействию средств массовой информации. Овладение умением адекватно, критично воспринимать информацию в этой связи приобретает очень важное значение для гармоничного развития личности.
Формирование у учащихся информационной культуры как неотъемлемой части общей культуры поможет детям адекватно воспринимать информацию, осмысливать ее и использовать для самореализации, а также минимизирует негативное влияние, которое могут оказывать средства массовой информации на детей.
В своем исследовании мы рассматриваем понятие информационной культуры личности как одну из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействие субъектов в информационном обществе. Это один из показателей воспитанности человека, характеризующий его духовно-нравственный выбор в повседневном отношении к информационному потоку и его целесообразному использованию для самосовершенствования.
1.2 Теоретические понятия исследования
В настоящее время имеет место несколько одностороннее понимание феномена информационной культуры личности. В некоторых исследованиях информационную культуру определяют в связи с обучением основам работы с книгой, в связи с культурой чтения, а также библиотечным делом. Но чаще можно встретить такое определение, которое ассоциируется с техническими аспектами, как результат информатизации и компьютеризации общественных отношений. Под информационной культурой в этом случае подразумеваются умения и навыки владения компьютерной техникой, знание основных программ персональных компьютеров. “Понятие информационной культуры часто подменяется понятиями компьютерной или информационной грамотности, которые входят в нее как начальные элементы. Компьютерная грамотность предполагает умение обращаться с компьютером и сетью, к которой он подключен, знание основных элементов операционной системы, прикладных программ, поисковых машин Интернета. Информационная грамотность достигается путем обучения поиску и использованию информации, ее защите, навыкам общения с использованием средств и методов информационно-коммуникационной технологии. Информационная культура — это, сверх всего, понимание внутренних информационных механизмов, управляющих поведением человека и развитием общества” [3].
В научных трудах понятие “информационная культура” рассматривается с различных точек зрения. С философской точки зрения оно раскрывается в работах В. М. Глушкова, Б. А. Семеновкера, А. И. Ракитова. Принимая во внимание философское осмысление, мы ориентируемся также на научно-методическое представление этого понятия, отраженное в трудах А. П. Ершова, И. М. Желдака, Н. Б. Зиновьевой, А. Н. Дулатовой, Н. И. Гендиной, И. А. Петровой и др.
При исследовании проблемы формирования информационной культуры важным представляется мнение Н. Б. Зиновьевой, которая считает, что под информационной культурой необходимо понимать социально-прогрессивную деятельность человека по формированию знаний, умений и навыков создания и использования информации в целях гармонизации личности, преодоления недочетов дисфункционального потребления информации, распознавания информационных манипуляций и умения противостоять им.
С точки зрения медиаобразования — направления в педагогике, которое активно развивается сейчас в мире, — понятие информационной культуры определяется как “совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области информации, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории информационная культура может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать информацию, усваивать новые знания в этой области”.
Информационная культура характеризует сегодня степень развития личности, ее способность усваивать наиболее общие методы и технологии, которые позволят овладевать знаниями, навыками поиска, передачи, обработки информации. В терминах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования это соответствует формированию универсальных учебных действий [3]. Технология медиаобразования направлена на формирование нескольких групп метапредметных результатов обучения: 1) анализировать и критически осмыслять полученную информацию; 2) определять источники медиатекстов и их контекст; 3) интерпретировать сообщения и ценность медиатекстов; 4) отбирать соответствующие медиаресурсы для создания собственных медиатекстов. И нескольких групп личностных результатов: 1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному информационному уровню развития общества; 2) формирование этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций. В школе уделяется мало внимания воспитанию культуры взаимодействия школьников со средствами массовой коммуникации. Хотя многие медиа по силе воздействия на ребенка составляют конкуренцию школе, младшие школьники все чаще остаются
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буторина, И. А. Роль медиаобразования в формировании информационной культуры учащихся начальных классов / И.А. Буторина //Пачатковая школа, 2013. — № 2. - С. 42-45
2. Баженова Л. М. Медиаобразование школьника (1–4 классы). Пособие для учителя. — М., 2004. — 55 с. Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования. — М., 1995. — 51 с.
3. Гутевич В. А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №3.1. — С. 53-54.
4. Гудилиной С. И. Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование. ОТ’13: сборник статей международной научно-практической конференции. — СПб., 2013. — 363с.
5. Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. –1993. — № 4. — C.22–23.
6. Рыжих Н. П. Использование медиаобразования в воспитании детей. — Таганрог, 2011. — 232 с.
7. Урицкий, Н. З. Кино во внеклассной работе. — М., 1954. — 120 с.
8. Фатеева, И. А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. — Челябинск, 2007. — 270 с.
9. Федоров А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. — Таганрог, 2010. — 64 c.
10. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. — Таганрог, 2004. — 340 c.
11. Челышева И. В. Методика и технология медиаобразования в школе и вузе. — Таганрог, 2009. — 71 с.