Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в большинстве развитых стран поведенческая составляющая персонала в структуре той или иной организации является одним из основных факторов нормального социального функционирования каждого из сотрудников.
Безусловно, рабочий коллектив являет собой множество различных индивидов и, как следствие, поведение каждого из них играет свою роль в синергичном организме рабочего персонала организации.
С учетом того, что каждый сотрудник выполняет предписанные ему определенные функции, достаточную роль играет и внутренняя мотивация работников, включая поведение и удовлетворенностью работы. Несмотря на то, что представленные выше характеристики представляют собой особую важность в контексте работника как субъекта, они (характеристики) актуализируются лишь в процессе самого взаимодействия сотрудников друг с другом внутри организации.
Стоит отметить также и то, что, по результатам многочисленных научных исследований, удовлетворенность тем или иным трудом являет собой серьезную составляющую не только психологического, но и социального климата внутри коллектива, одновременно выступая как в качестве фундаментальной базы формирования и последующей реализации позитивной атмосферы в коллективе, так и следствием уже устоявшихся определенных положительных взаимоотношений между работниками организации. Говоря об эффективности деятельности, нельзя упустить из виду то, что для адекватного оценивания данного первоочередного параметра социальной активности группы и личности в целом в качестве необходимого условия выступает учет удовлетворенности трудом.
В современных, изменяющихся динамичным образом условиях нахождения и профессионального функционирования внутри организации персонал является ее основным активом, обеспечивающим ее устойчивое развитие и, что далеко немаловажно, конкурентоспособность. Удовлетворенность собственной работой сотрудниками самым прямым способом отражается на функционировании и ежедневной продуктивной работе организации. Наряду с этим понимание и удовлетворение имеющихся на данный момент и возникнувших в будущем потребностей и ожиданий работников является залогом процветания и долгосрочного успеха организации.
Актуальность. Несмотря на наличие огромного материала, накопившегося по теории социологии, который направлен на исследование поведения внутри коллектива и организации, а также удовлетворенность трудом, многие теоретические положения в этой социологической и психологической области еще мало изучены, и поэтому являются актуальными, что вполне закономерно на данном этапе развития исследований поведенческих факторов индивида в контексте профессионального самоопределения.
Более того, важно отобразить и тот факт, подтверждающий актуальность проведения данного научного исследования, заключающийся в том, что такие понятия как поведение индивида в организации и удовлетворенность многими учеными рассматривались в контексте обособленности друг от друга, равно как и не уделялось внимание факторам, способным деструктивно воздействовать на них.
Степень изученности темы в литературе: в отечественной литературе проблеме поведения и удовлетворенности посвящали свои исследования такие ученые, как Д.А. Аширов, Н.А. Камнева, Л.В. Карташова, Ю.Д. Красовский и т.д. В зарубежной литературе исследованию поведенческий стратегий персонала в учреждениях и их удовлетворенности работой также посвящены труды следующих ученых: Angelo S. Denisi, Ricky W. Griffin, L. Branham , C. J. Fombrun, M. Shanley и т.д.
Данную тему исследовали следующие авторы: Геталов С.С., Муменов Р.Р., Ежова М.И., Дугушева А.Д., Саракаева З.Х., Губанова Т.А.
Научная новизна же данного исследования обоснована недостаточной изученностью поведения индивида в организации и удовлетворенности трудом в контексте основополагающих проявлений внутренних мотивационных механизмов и с позиции влияния на них стрессогенов и эмоционального выгорания.
Цель научного исследования: выявить особенности развития потенциала человека через эффективное управление организационным поведением.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
провести теоретическое исследование основ управления организационным поведением;
провести анализ управления организационным поведением предприятия.
Объект исследования: предприятия.
Предмет исследования: социально экономические, организационно-экономические отношения возникающие по поводу развития потенциала человека через эффективное управление организационным поведением.
Методы исследования: в данной работе были использованы описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод исследования, метод дискурсного анализа, что способствовало углубленному анализу феномена поведения и удовлетворенности рабой в организации и правильности сделанных общих выводов.
Структура работы: данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1 Понятие и сущность групп в организации
Малая социальная группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений .
Референтная (от лат. referentis – сообщающий), или эталонная, группа – группа, нормы которой признаются личностью как наиболее ценные. Так, специалист ориентируется на определенную группу уважаемых коллег, спортсмен – на нормы ему известных рекордсменов.
Разные группы могут быть референтными в различных отношениях. Подросток может высоко ценить нормы поведения своих товарищей и родителей. Многие поступки человека в микросреде объясняются его стремлением к самоутверждению в референтной группе.
Социально положительная группа оказывает мощное воздействие на социально-психологическое развитие индивида. Включаясь в эти группы уже с рождения, ребенок черпает в них все необходимые ему компоненты социального опыта, человеческой культуры. В социальных группах реализуются различные способности индивида. В них он узнает цену себе, осознает свои сильные и слабые стороны .
Однако социальная группа может не только усиливать, но и подавлять возможности индивида (эффект группового подавления называется ингибицией). Асоциальная общность может оказать роковое воздействие на судьбу личности, не прошедшей социализацию. Особенно опасны для формирующейся личности случайные, ситуативно возникающие асоциальные общности. В таких общностях индивид деиндивидуализируется, обезличивается. Вступая на путь бездумного послушания криминализированному лидеру, личность сходит с пути социального развития, попадает в ловушку примитивных зависимостей и обязанностей, ее формирование начинает осуществляться по эталонам эрзац-культуры.
Наиболее эффективное развитие личности определяется ее ориентацией на элитарные социальные группы – группы социально высокостатусные, получившие всеобщее признание в качестве приоритетных групп в обществе.
Социальные группы могут занимать различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Их деятельность может быть социально ориентированной (производственные, учебные, общественно-культурные и т.п. объединения), асоциальной – ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы (хиппи, рокеры, брейкеры и т. д.) и антисоциальной (преступные группы) .
Жизнедеятельность антисоциальной группы осуществляется по жестким канонам, правилам рангового соответствия, закона силы, круговой поруки, гонения слабых и др. Криминальные, антисоциальные группы имеют принципиально иную, отличающуюся от социально положительных групп, организацию.
Наряду с социально развитыми выделяются примитивные группы (дворовые объединения, компания собутыльников и проч.).
В тюрьмах, армии некоторые неформальные группы приобретают особую власть, основанную на беспощадной жестокости к тем, кто оказывается на дне данной микросоциальной пирамиды. Поведение главарей отличается крайним эгоизмом, самоутверждением через неограниченную власть, упоением вседозволенностью .
Здесь власть основывается на грубой физической силе – наверху оказываются наиболее агрессивные типы, те, кто навязывает конфликты и умеет одержать верх в конфликтном противоборстве. Утверждение во власти приводит к дальнейшим деформациям – создается почва для высокомерия, чванства и самодурства.
В социально положительных неформальных группах лидерами становятся глубоко уважаемые, умные и высоконравственные личности, заботящиеся не о личной власти, а о развитии группы, обеспечивающие ей успех в межгрупповом отборе.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абрамов С.М., Чащегорова Н.А. Управление многонациональным персоналом организации как фактор формирования организационного поведения // В сборнике: актуальные вопросы управления персоналом и экономики труда Материалы V научно-практической конференции. 2019. С. 13-23.
2. Адер А.В., Павлова М.М. Изучение организационного поведения как обязательный фактор подготовки управленческих кадров компании // В сборнике: Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий Сборник материалов V Международной научно - практической очно - заочной конференции. Главный редактор А.В. Кирьякова. 2019. С. 310-312.
3. Андреева Е.В. Риски в процессе управления поведением людей в современной организации // Человек и мир: психология риска, инноваций, конфликта. - 2016. - С. 213-218.
4. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д.А. Аширов. - М.: Проспект, ТК Велби, 2015. - 360 c.
5. Балаханова Д.К., Астахова Т.Ю. Групповая динамика - важнейший аспект организационного поведения // В сборнике: Инструменты и методы коммерциализации инноваций в современной концепции менеджмента А.В. Колесников, В.В. Великороссов, М.Н. Кулапов, Ю.В. Коречков Москва, 2019. С. 79-82.
6. Геталов С.С. Трудовая мотивация: роль как детерминанты трудового поведения персонала организации и систематизация эволюции основных концепций // Форум молодых ученых. 2018. № 1 (17). С. 272-277.
7. Горелова А.Е. Типология личности и их роль в понимании, предвидении и управлении организационным поведением // Via scientiarum - Дорога знаний. 2019. № 1. С. 23-27.
8. Губанова Т.А. Материальная мотивация трудовой деятельности персонала // В сборнике: молодежь и наука: шаг к успеху сборник научных статей 2-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 3 томах. 2018. С. 55-59.
9. Дугушева А.Д., Саракаева З.Х. Интеллектуальный потенциал персонала как основной фактор инновационного развития организации // В сборнике: экономика, бизнес, инновации сборник статей IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 173-175.
10. Ежова М.И. Рекомендации по эффективной организации и проведению обучения персонала, основанные на опыте сбытовой компании // Управление развитием персонала. 2018. № 1. С. 64-79.
11. Колмыкова М.А., Летницкая Е.А. Влияние организационной культуры государственных служащих на их поведение // Форум молодых ученых. 2019. № 1-2 (29). С. 293-298.
12. Красовский, Ю.Д. Архитектоника организационного поведения / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 334 c.
13. Липатов С.А. «Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»: соотношение понятий // Организационная психология. - 2015. - №1 (5). - С. 104-110.
14. Майтаев М.З., Баяскаланова Т.А. Исследование корпоративной культуры как элемента управления организационным поведением (на примере ТЭЦ-10 - филиала ОАО "ИРКУТСКЭНЕРГО") // В сборнике: достижения вузовской науки 2019 сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. В 2 ч.. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. 2019. С. 53-55.
15. Михайлина А.В., Калянов А.В. Организационное поведение: поведение организации как системы. Курск, 2019. Том Часть 2.
16. Муменов Р.Р. Роль мотивации в поведении организации // Мировая наука. 2018. № 4 (13). С. 205-209. Михайлова А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // В сборнике: экономика, управление и право: инновационное решение проблем сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. 2018. С. 28-30.
17. Николенко Е.А. Методы изучения организационного поведения // В сборнике: прорывные научные исследования как двигатель науки сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 222-224.
18. Организационное поведение: определение трудоголизма, его плюсы и минусы / Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю., Волков С.А. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 4 (105). С. 1301-1303.
19. Организационное поведение: психические состояния работников организации / Азимов Т.А., Безнощук Л.Ю., Волков С.А. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 4 (105). С. 1256-1259.
20. Пастухова Л.А. Изучение организационного поведения курсантов военного института // В сборнике: Новый вектор в развитии гуманитарных и социально-экономических наук сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (с очным участием). Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации. 2019. С. 223-228.
21. Смирнов В.В., Запара С.И. Сущность, задачи и методы организационного поведения // В сборнике: актуальные вопросы теории и практики развития научных исследований сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 293-298.
22. Структуризация проблем стимулирования трудовой активности персонала методом морфологического анализа (на примере аутсорсинговых компаний) / Алдохина Т.П., Воробьёв Ю.Н., Пересекина А.А., Соклакова Ю.Г. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 3. С. 157-164.
23. Теория организации и организационное поведение / Моисеев А.В., Шангараев Р.Н., Змиенко М.Е. Учебник / Москва, 2019.
24. Целютина Т.В., Власова Т.А. Культура бережливого производства как социально-экономический регулятор организационного поведения персонала // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 301-309.
25. Шестакович К.С. Особенности организационного поведения персонала // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 5. С. 370-375.