Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Управление социальной сферой - это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности.
Проблемы развития регионов России стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией планирования на недостаточном уровне.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
Объект исследования ‒ управление социальной сферой в Российской Федерации.
Предмет ‒ деятельность органов власти в управлении социальной сферой.
Цель исследования – анализ управления социальной сферой на государственном и муниципальном уровнях.
Задачи исследования:
- определить понятие и сущность управления социальной сферой,
- исследовать систему управления социальной сферой на государственном и муниципальном уровне,
- определить факторы развития социальной сферы в регионе,
- выявить основные направления развития социальной сферы в современных условиях.
При написании работы мною были использованы такие, основные методы исследования как, аналитический, статистические методы, системный и сравнительный анализ, синтез.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, научная литература по исследуемой проблеме, статистическая отчетность и интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально – экономическим развитием региона и усовершенствовании деятельности региональных органов управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Понятие и сущность управления социальной сферой
Сущность управления социальным развитием территории состоит в качественном изменении жизни населения муниципального образования, которые вызваны целенаправленными действиями органов управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Рост которых, связан с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов муниципального образования, ростом качества, количества и ассортимента предоставляемых благ и услуг на территории.
Региональное управлениепредставляет практическое, организующее и регулирующее воздействие региональных органов власти на общественную жизнедеятельность населения территории в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала. Содержанием территориального управления являются все процессы управления социально - экономическими системами и объектами региона .
Субъект регионального управления - это население региона .
Объект регионального управления -это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами .
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием региона понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону .
Специфика регионального управления определяется, прежде всего, особенностями региона как объекта управления, включающего все стороны жизни людей методы регионального управления, по нашему мнению, можно определить как совокупность целенаправленных форм воздействия (нормативно-правовых, финансово-кредитных, налоговых и т.д.) на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью достижения максимального социально-экономического эффекта .
Главная цель управления социально-экономической ситуацией состоит в улучшении качества жизни населения местного сообщества, и увеличение его вклада в развитие всего общества .
Экономическое развитие региона является одним из первоочередных аспектов его конкурентоспособности и стратегического благополучия. Он включает в себя такие основные показатели:
- развитие производства,
- ВВП на душу населения,
- уровень дохода,
- уровень благосостояния населения,
- другое.
В России одной из сложнейших проблем является диспропорции регионального развития. Все регионы очень неоднородны, имеют разный экономический и социальный потенциал. Особенно сильно выделяются диспропорции регионального развития в Среднем Поволжье, на Юге России, в Северной части. Верхнее Поволжье т Центральная часть России достаточно стабильны и схожи по уровню развития.
Следует отметить, что особенно сильно выделяются регионы, в которых представлены мегаполисы, такие как Москва, Екатеринбург, Казань, Самара и т.п. В противовес им в России есть очень депрессивные регионы, требующие огромных дотаций только для поддержания достаточного для минимального обеспечения уровня жизни населения.
Следовательно, экономический фактор наряду с процессом демократизации является определяющим в стратегии становления и развития местного самоуправления .
Вопросы регионального развития затрагивают прежде всего жителей территории региона и поэтому в формировании системы управления (органов власти) должно участвовать население, которое посредством своего волеизъявления определяет структуру органов исполнительной власти регионального управления и принимает участие в согласовании региональных программ, оценке эффективности их реализации. .
Под управлением социальной сферой в на государственном и муниципальном уровне понимается, управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории - с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства .
Социально-экономическое развитие регионов отнесено к полномочиям региональных органов власти и управления не случайно, так как человек должен удовлетворять свои потребности и нужды, получать социальную поддержку там, где он живет и работает. На этом уровне должны быть
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. М:Юрайт, 2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.:Юрайт, 2015
3. Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях в Российской Федерации» ( в изм от 30 декабря 2015 г. № 460-ФЗ) // ИПО Гарант UPL:http://ivo.garant.ru/#/document/71296018/entry/3:2 (дата обращения 02.06.2020)
Литература
4. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. Учебное пособие. Спб: Питер, 2012- 336 с.
5. Братановский, С.Н. Основы местного самоуправления. Курс лекций: учебное пособие. – М.: Закон и право, 2012 - 336 с.
6. Васильев, А. Муниципальное управление. Курс лекций. Н.Новгород, 2013 – 762 с.
7. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров.- М.:Юрайт, 2013. - 378 с.
8. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. М:Институт экономики города, 2011. 443 с.
9. Государственное предпринимательство в региональной экономике. Учеб.пособ. /Савченко В.Е., - М.: ИНФРА,2012. 389 с.
10. Государственное регулирование экономической деятельности/ Агапов А., Балэкс М., Грехем К., Коршунова Т и др. М:Юрист, 2013. 531 с.
11. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Р/н-Д:Феникс, 2013. 432 с.
12. Копытова Е.Д. Современные методы в управлении развитием территории: анализ российского опыта // Вопросы территориального развития. 2018. №2 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metody-v-upravlenii-razvitiem-territoriy-analiz-rossiyskogo-opyta (дата обращения: 18.06.2020).
13. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015. 389 с.
14. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М:Кнорус, 2015. 448 с.
15. Редюхин, В.И. Местные сообщества и органы муниципального управления: понять, чтобы взаимодействовать. – М.: Центр «Социальное партнерство», 2012. – 176 с.
16. Рекомендации по реализации проектов государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. М.:Центрразвития ГЧП, 2013. 387 с.
17. Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А.Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования// Вестник Казанского технологического университета.–Казань.–2012.–No23.–С.207–214
18. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.06.2020).