Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стремительная перестройка социальной сферы жизни требует кардинальных изменений в отрасли последипломного образования, ориентированного на новые ценности и результат. Настоящий период развития образования ставит значительные требования относительно качественного уровня профессионального усовершенствования учителей. Процессы реформирования отечественной системы последипломного образования определяют приоритетное направление – организацию самообразовательной деятельности как обновление и совершенствование знаний и умений специалистов в условиях реализации концепции новой школы. Самообразовательная деятельность обеспечивает личное развитие человека согласно его индивидуальным способностям, потребностям на основе обучения на протяжении жизни. Самообразование, являясь необходимым условием эффективности педагогического труда, способствует духовно-интеллектуальному росту педагога, появлению новых творческих идей и технологий обучения, развития процессов самосовершенствования и тому подобное.
Как справедливо считал К. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
С. Змеев подчеркивает, что главной особенностью самообразования педагога является роль личности, постоянно растущей в организации своего обучения. Специалист обладает достаточным уровнем самосознания, жизненным опытом, пониманием обучения и путей реализации полученных знаний для того, чтобы принимать активное участие в диагностике своих образовательных потребностей, планировании, создании благоприятных условий для самообучения, самореализации, самооценке и самокорректировке.
ГЛАВА 1 Теоретические основы самообразования будущего педагога
1.1 Сущность понятия «самообразование педагога» в научной литературе
Современные социально-политические и экономические изменения в России предопределяют необходимость в повышении качества профессиональной подготовки педагогических кадров, рост социального запроса общества на подготовку специалистов, способных гибко реагировать на динамические изменения образовательной среды, быть готовыми к постоянному самообразования. Сущность самообразования заключается в формировании способности индивидуальности педагога к самореализации в глобализированном обществе, присущих черты инновационности, непрерывности.
М. Ксензенко утверждает, что непрерывность образования заключается в «пожизненном процессе приобретения знаний; постоянном обновлении его содержания; единства подготовки к жизни и самой жизни; перманентном характере изменения в образовании; непрерывном процессе превращения образования в самообразование» .
Модернизация системы последипломного педагогического образования выдвигает новые критерии качества организации самообразования как приоритетного направления получения системы универсальных знаний, умений, навыков, которые помогут современному учителю успешно адаптироваться к новым требованиям рынка труда; овладеть высоким уровнем критического мышления, творчески решать профессионально-педагогические задачи.
1.2 Особенности самообразования будущего педагога в ВУЗе
«Профессиональный рост специалиста, его социальная необходимость, как никогда, зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности планировать и прогнозировать результаты своих самостоятельных действий. Это переориентирует самостоятельную работу с традиционной цели – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста». Л. Арчажникова рассматривает самообразование как обусловленную самой личностью систематическую познавательную деятельность с целью развития образованности .
Глава 2 Методика самообразования будущего педагога-музыканта в ВУЗе
2.1 Формы самообразования будущего педагога-музыканта в ВУЗе
Эффективность процесса самообразовательной деятельности специалиста зависит от построения и организации индивидуальной программы, поэтому обоснована необходимость поиска новых организационных приемов, усвоение инновационных направлений, проектирование и реализация индивидуальных программ самообразования, что играет весомую роль в процессе профессионального совершенствования современных специалистов, которые должны обладать основательным запасом профессиональных знаний, умением проектировать собственное саморазвитие. М. Клариным определены следующие условия формирования и развития потребности в самообразовании :
- расширение объема познавательной информации и источников, способов ее получения;
- переход от репродуктивной к творческой деятельности;
- учет познавательных возможностей;
- осознание личной и общественной значимости самообразования.
Направленность и сущность индивидуальной программы самообразовательной деятельности остаются неизменными ориентирами педагогических инноваций в системе последипломного педагогического образования. Хорошо организованная развивающая среда способствует профессиональному развитию учителя. При таких условиях он становится активным, проблемно относится к себе и миру, находится в постоянном процессе самопознания и самосовершенствования.
2.2 Анализ личного опыта самообразования
Анализ самообразовательной деятельности показывает, что большинство педагогов музыки понимают значимость и необходимость профессионального совершенствования, самообразования. Это свидетельствует о высоком уровне педагогического мышления большинства учителей, т.к. самообразование является одной из форм познавательной активности, сознательного саморазвития. Хотя при этом выявляются проблемы, которые типичны, вероятно, для многих учебных заведений. Определенное внимание уделяется подведению итогов самообразовательной деятельности .
Следует отметить то, что презентация результатов самообразовательной деятельности педагогов ведется не на должном уровне, чаще всего заслушиваются устные сообщения педагогов в форме отчета по работе над темой самообразования, при этом практически не представляются материалы из опыта работы педагогов. Поэтому нужны творческие отчеты учителей по самообразовательной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование проблемы организации самообразования будущего педагога-музыканта позволило сформулировать такие общие выводы:
В работе выявлено, что общественно-исторические условия развития теоретических практических основ организации самообразования учителя конца ХІХ-первой трети ХХ века складывались на фоне развития образования в целом и повышения образовательного уровня педагогического контингента в том числе и определялись социально-политическим состоянием страны, характером официальной политики в области науки и образования. К основным предпосылкам организации самообразования учителя в отечественной теории и практике исследуемого периода отнесены: развитие философской и психолого-педагогической науки; возникновение и развитие общественно-педагогического движения; насущная потребность в перестройке системы народного образования и повышении профессионального уровня подготовки учителей; определение высокой миссии педагога в обществе.
Доказано, что в своем историческом развитии самообразование прошло путь от выдвижение отдельных идей к разработке научно обоснованных фундаментальных исследований педагогической теории и практики, направленность и проблематика которых в каждый из исторических периодов определялись конкретными обстоятельствами и согласовывались с практическими задачами. Обобщено содержание основных дефиниций исследования: образование, самообразование, организация самообразования, самостоятельная работа.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арчажникова Л. Профессия – учитель музыки / Л. Арчажникова. – М., – 1984. – 111 с.
2. Безниско О. Самообразование как условие личностно-професионального роста учителя : автореф. дис. на соискание научн. степени канд. педаг. наук : спец. 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" / О. Безниско. – Ростов- на-Дону, 2007. – 24 с.
3. Берулава Г.Инновационная сетевая парадигма обучения и воспитания студентов в условиях современного информационного пространства / Г. Берулава // Гуманитаризация образования. – 2010. – № 4. – С. 5
4. Бондаревская Е. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПИ, – 2000. – 352 с.
5. Брагина Г. Стили педагогического общения воспитателя с детьми [Электронный ресурс] / Г. Брагина, Н. Шевцова // Проблемы современного педагогического образования: педагогика и психология : зб. научных трудов / [Кримськ. гуманіт. ун-т]. – Ялта, 2003. – Вып. 5. – С. 118-121.
6. Вершловский С. Становление андрагогики как науки / С. Вершловский // Педагогика. – 2012. – №5. – С. 42
7. Вишпінська Я. Роль самообразования в профессиональном становлении учителя музыки / Я. Вишпінська // Вестник Львовского ун-ту. (Серия: Педагогика). – Львов, 2012. – №28. – С. 43-53.
8. Вертилецкая И.Г. Активизация самообразования учителей в системе повышения квалификации : дис. … кандидата пед. наук : 13.00.08 / Вертилецкая Инга Геннадиевна. – Новокузнецк, 2007. – 242 с.
9. Владиславлев А. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А. Владиславлев. – М.: Молодая гвардия, 1978. – 175 с. 232
10. Войскунский А. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде / А. Войскунский // Тезисы 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 240-245.
11. Воронов М. Закономерности, тенденции и противоречия в системе современного образования / М. Воронов, Г.Письменский // Инновации в образовании. – 2012. – №4. – С. 10.
12. Выготский Л. Психология искусства / Л. Выготский. – М. : Педагогика, 1987. – 344 с.
13. Галузинская Н. Самообразование – один из путей повышения профессионального мастерства педагога: учебно-методическое пособие / М. Галузинская. – Черновцы: Зеленая Буковина, 2004. – 92 с
14. Гергуль С. Проблема самообразования учителя в истории педагогической мысли / Сек. Гергуль // Родная школа. – 2003. – № 7. – С. 56-61.
15. Гиро А.И. Мотивация и стимулирование самообразования учителей в системе повышения квалификации : автореф. дис. на соискание науч. степени кандидата пед. наук : спец. 13.00.01 "Общая педагогика" / А.И. Гиро. – Минск, 1994. – 24 с.
16. Елканов С. Основы профессионального самовоспитания будущого учителя : учеб. пособие [для студентов педаг. ин-тов] / С. Елканов/ – М. : Просвещение, 1989. – 189 с.
17. Жукова Е. Самостоятельная работа педагогов: учебное пособие для преподавателей и педагогов высшей педагогической школы [Текст]. / Е. Жукова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. – 164 с.
18. Кларин М. Инновации в мировой педагогике : обучение на основе исследования, игр, дискуссии : анализ зарубежного опыта / Н. Кларин. – Рига : Эксперимент, 1998. – 180 с.
19. Ксензенко М. Самовоспитания учителя как неотъемлемая часть его профессионального самосовершенствования / М. Ксензенко / / Научная казна образования Донеччини. – №1(8). – 2011. – С. 84-87.
20. Самовоспитание и саморегуляция личности: учебное пособие / уклад.: О. Шевчук. – Умань: ПП Желтый, 2010. – 160 с.
21. Чорна Н.Б. Сущность и структура готовности к профессиональному саморазвитию будущих учителей искусства / Н. Чорна //Винницкий государственный педагогический университет имени Михаила Коцюбинского, Украина. – 2012. – № 1(17). – С. 192 – 196.
22. Харченко П. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у будущего педагога-музыканта: Автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Харченко. – К., 2004. – 20 с.