Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Историей развития общества убедительно доказано, что семья и школа имеют общую цель – воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, способную реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах. Именно в семье ребенок усваивает основные нормы морали, осваивает навыки совместного труда, формирует собственные жизненные планы, эстетические вкусы, гражданскую позицию. Родители – первые и главные воспитатели, которые отвечают перед собственной совестью, народом, государством за качество воспитания своих детей.
Взаимодействие семьи и школы - сложная проблема, прошедшая в своем развития длительное время, приобретая различной направленности, характеризуясь разными подходами к ее решению на разных этапах развития общества.
Однако и сегодня взаимодействие этих двух социальных институтов не теряет своей актуальности, наполняясь новым содержанием, что обусловлено процессами, которые происходят в системе образования в целом и в семье в частности.
За тысячелетней историей человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Между тем, современная наука имеет в своем распоряжении многочисленные данные, свидетельствующие о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимы укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.
Степень изученности проблемы. Теме взаимодействия школы с семьей посвящены труды многих ученых.
Значительный вклад в исследование проблемы роли семьи в обучении детей сделали современные исследователи. Ими изучались такие аспекты данной проблемы: русские народные воспитательные традиции как формы воспитательного воздействия на молодое поколение (Н.В.Бордовская, Т.А.Куликова, М.Н.Недвецкая); особенности воспитательного потенциала семейной педагогики (И.С.Ганишина, А.В.Мудрик); подготовка к выполнению отцовских и материнских функций (А.Кочетова, В.М.Целуйко, Н.Е.Щуркова); формирование педагогической культуры современных родителей (Т.М.Титаренко); психологические основы семейного воспитания (Л.Б.Шнейдер); основные направления сотрудничества семьи и школы (М.Р.Земская); формы организации работы с родителями в образовательном учреждении (Л.В.Мардахаев); воспитательная работа семьи и школы с трудновоспитуемыми детьми (О.М.Бурим, В.Н.Дружинин); педагогические проблемы молодой семьи (С.Ж.Бадараева); общение родителей и учителей с детьми (Т.А.Куликова, А.С.Белкин).
Объект исследования – воспитание личности ученика в семье и школе.
Предмет исследования – содержание, формы, методы и педагогические условия воспитания школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимодействие школы и семьи в решении педагогических проблем.
В соответствии с целью исследования сформулированы его основные задачи:
- определить роль семьи в воспитании детей; раскрыть содержание, средства и трудности семейного воспитания;
- осветить взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности ребенка;
- охарактеризовать взаимодействие школы и семьи в воспитании детей с особыми потребностями;
- проанализировать пути повышения педагогических знаний родителей учащихся школы № 7, г. Москвы;
- выявить виды и методы работы с родителями учащихся школы № 7, г. Москвы.
Для достижения цели были использованы такие методы исследования: теоретические: анализ педагогической литературы по теме исследования; классификация, систематизация и обобщение теоретических данных; эмпирические: педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента; методы статистической обработки данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Объем исследования: 31 страница печатного текста.
ГЛАВА 1. Семья как фактор формирования личности
1.1 Роль семьи в воспитании детей. Содержание, средства и трудности семейного воспитания
Семья - важнейшая составляющая микроокружения, незаменимый социальный институт для развития ребенка, где в процессе его социализации закладываются основы нравственности и мировоззрения, ценностно-мотивационная сфера личности .
Цель воспитания ребенка одинакова как для семьи, так и для школы как представителя интересов общества в области воспитания подрастающего поколения. Ее достижение возможно в совместном поиске идеалов, ценностей в воспитании школьников семьи и школы, которые руководствуются, прежде всего, интересами детей и семьи.
Поэтому надо ориентироваться не на общие усилия школы и семьи в воспитании учащихся, а на их учебное сотрудничество в этом процессе. Ее реализация предполагает взаимодействие во взаимосвязанной деятельности в системе взаимоотношений родителей и учителей начальных классов.
Содержание семейного воспитания: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Реализуя данные направления содержания, особое внимание следует уделять воспитанию школьников:
- любовь к родителям, родной язык, культура народа;
- уважение к людям;
- забота о младших и старших, сострадание и милосердие к тем, кто переживает горе;
- уважение к традициям, обычаям, обрядам, знаниям предков, истории народа.
Средства семейного воспитания:
а) влияние атмосферы семейной жизни, ее трудовой жизни, гражданской зрелости, культуры взаимоотношений;
б) использование семейных трудовых традиций;
в) организация жизни ребенка в семье: режим, обязанности, требования, участие детей в домашнем труде, уход за воспитательной деятельностью студента;
г) организация детского досуга.
Трудности и недостатки воспитания детей в семье:
- неполная семья;
- плохие жилищные условия;
- недостаточное финансовое положение;
- неспособность родителей найти адекватный возраст ребенка методами и методами воспитания;
- непоследовательность воспитательного влияния взрослых членов семьи.
Семья играет особенно важную роль в воспитании чувств ребенка. Повседневной жизни ситуаций, возникающих в семье, многообразие отношений между членами семьи, искренность чувств в различных формах их проявления, интересна реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это создает благоприятные условия для эмоционального и нравственного развития, подготовка детей к самостоятельному выполнению в будущем функций отца или матери, которые ни при каких других обстоятельствах, кроме семьи, не может быть создана.
Проблема формирования личности волнует людей на протяжении многих веков. Известный философ Гельвеций отметил, что люди не рождаются, а становятся теми, кем они являются. Главной основой для развития ребенка как личности является воспитание в семье. Если семья заинтересована в воспитании личности, воспитательное влияние школы
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с англ. А. А. Валеева и Р. А. Валеева. – Ростов н/Дону: Феникс, 2015. – 448 с.
2. Афанасьева Т. М. Семья / Т. М. Афанасьева. – М.: Просвещение, 2017. – 225 с.
3. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Издательство «Питер», 2014. – 304 с.
4. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Деловая книга, 2016. – 176 с.
5. Зятева Л.А. Социокультурная среда как основа социально-ориентированной деятельности образовательной организации // Вестник Брянского государственного университета. – 2018. - № 1. – С. 351-355.
6. Калинина Г. Трудные вопросы воспитания / Г. Калинина. – М.: Лепта-Книга, 2015. – 96 с.
7. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 232 с.
8. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – К.: Совет. шк., 1982. – 286 с.
9. Макаренко А.С. О родительском авторитете / А.С. Макаренко. – М.: 1981. – 244 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 608 с.
11. Пашукова Т.И. Влияние факторов семейного воспитания и особенностей общения на эгоцентрическую направленность подростков / Т.И. Пашукова // Проблемы современной психологии. – 2017. - Вып. 9. – С.275-284.
12. Пеньковская Н.А. Семья формирует самооценку ребенка / Н.А. Пеньковская // Дошкольное воспитание. – 2016. - №6. – С.16-19.
13. Рацул А. Сухомлинский В.А. Семейно-школьное и семейное воспитание / А. Рацул // Научные записки. – 2018. - Выпуск 78 (1). – С. 276.
14. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В. А. Сухомлинский. – К.: Советская школа, 1978. – 263 с.
15. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковская. – М.: Наука и знания, 2012. – 224 с.
16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка / Г.Т. Хоментаускас. – М.: Педагогика, 2015. – 160 с.
17. Целуйко В.М. Настольная книга для родителей о воспитании счастливых детей / под ред. В.М. Целуйко. – Екатеринбург: Хранитель, 2017. – 430 с.
18. Цуркан Л. Формы работы с родителями / Л. Цуркан // Директор школы. – 2016. - №5. – С.56-59.
19. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2013. – 349 с.
20. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. – М.: Деловая книга, 2014. – 768 с.
21. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л. Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2015. – 512 с.