Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов и фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие.
Многочисленными исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой. Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др. было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е. Левиной и P.M. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие — несформированность навыков фонематического слуха.
Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является актуальной, так как общее количество детей с нарушениями процессов фонетического анализа и синтеза с каждым годом только растёт. Поэтому очень важно своевременно обнаружить наличие данной проблемы у ребёнка и как можно быстрее приступить к коррекции нарушения, чтобы избежать появления других расстройств на фоне ФФНР.
Объект исследования – процесс обследования состояния фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР.
Предмет исследования - особенности фонематического анализа и синтеза у дошкольников с ОНР .
Целью исследования является выявление особенностей фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить основные методики работы
3. Провести исследование и выявить особенности компонентов фонематического анализа и синтеза у детей с ОНР
4. Провести качественный и количественный анализ полученных данных по теме экспериментального исследования.
Гипотеза исследования. Обследование состояния фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи будет проходить успешнее при условии использования педагогических средств, способствующих развитию моторики артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи и фонематического слуха.
Методы исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы. Эмпирические методы: наблюдение, беседа; констатирующий эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе № г. Ростова-на-Дону. В диагностике принимало участие 10 детей дошкольного возраста в возрасте 5,5 – 6 лет с диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР 2, 3 и 4 уровня).
Этапы исследования. Работа была поделена на 4 основные этапа:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования(октябрь- ноябрь 2019 г.);
2. Проведение диагностики на базе исследования по зараннее отобранны методикам (декабрь-январь 2019-2020г.) ;
3. Анализ полученных данных в ходе исследования ( февраль 2020г.)
4. Написание и оформление курсовой работы ( март- июнь 2020г)
Данная курсовая работа состоит из введения,двух глав, первая из которых включает в себя три параграфа, а вторая- два, заключения, списка литературы и приложения.
1 ГЛАВА.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР
1.1 Характеристика детей с ОНР
Языковые трудности могут повлиять на способность ребенка воспроизводить звуки речи, понимать язык или произносить слова и предложения. Задержка речи может быть основной трудностью, с которой сталкивается ребенок, или быть частью более широкого нетипичного профиля. Когда язык затрагивается в первую очередь, это называется задержкой основного языка. Языковая задержка с сенсорными нарушениями или когнитивной задержкой называется вторичной (например, при аутизме).
При значительных различиях в скорости изучения языка у детей бывает трудно определить, когда у ребенка возникают трудности, требующие внимания. Это еще более сложно, потому что языковые профили детей могут измениться; в то время как примерно 70% детей, у которых выявлена задержка языкового развития в дошкольные годы, улучшаются, другие начинают хорошо, но позже отстают.
У детей с проблемами понимания (восприимчивый язык), как правило, дела хуже, чем у тех, кто хорошо понимает, но изо всех сил старается создать слова и предложения (выразительный язык). 2 Хотя дети из неблагополучных семей с большей вероятностью будут проявлять задержку, у многих будет хороший язык, в то время как некоторые дети из более состоятельных семей сталкиваются со значительными трудностями.
Точно так же дети, изучающие русский как дополнительный язык (EAL), могут казаться задержанными, но те, кто хорошо владеет родным языком, обычно догоняют своих одноязычных сверстников.
Это изменение означает, что важно знать, на что обращать внимание в разном возрасте, и наблюдать за детьми, у которых могут возникнуть трудности, чтобы увидеть, как со временем развиваются их навыки.
Прогноз для детей с ОНР зависит от характера их задержки и поддержки, которую они получают. Нарушение развития языка диагностируется обычно через три или четыре года. Эти дети испытывают трудности с языковыми навыками, такими как формирование предложений, понимание устных инструкций, изучение значений слов и рассказывание простых историй.
У детей, как правило, у всех есть незрелые образцы речи в ранние годы. Проблемы с речью выявляются через два-три года и могут быть разделены на три основные категории:
Фонологическая задержка или расстройство развития - ребенок медленно усваивает диапазон речевых звуков, так что сохраняется незрелый характер речи. Речевые звуки опущены или заменены на более простые звуки. 6 Проблема, вероятно, сохранится, если ребенок не будет понятен взрослым за пределами семьи к 38 месяцам и должен быть направлен в службы речевой и языковой терапии.
Речевые ошибки - ребенок издает ограниченное количество речевых звуков необычным образом (. Речевые ошибки обычно разрешаются без вмешательства и обычно не связаны с негативными социальными последствиями. Однако ошибки речи, которые сохраняются до школьного возраста, могут потребовать вмешательства.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. ( Волкова Л.С. Логопедия) У детей с ОНР наблюдается отсутствие активного развёрнутого словаря, различного рода аграмматизмы, нарушение связной речи, трудности в процессах фонематического анализа и синтеза. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Первый уровень речевого развития (или неречевой) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь оказывается уже полностью сформированной.
У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители чаще всего не употребляются вовсе, а для обозначения лишь конкретных предметов и действий дети показывают пальцем на нужный им объект. Дети широко пользуются пара-лингвистическими средствами общения - жестами, мимикой. В речи отсутствует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна лишь в конкретной ситуации. Конечно же, дети с первым уровнем ОНР не в состоянии различать формы мужского и женского рода, времён глаголов, единственного и множественного числа существительных, не понимают значения предлогов.
Описывая второй уровень речевого развития, Р. Е. Левина обращает наше внимание на возрастание речевой активности детей по сравнению с первым уровнем. У них появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Имеется минимальный словарь. Фразовая речь скудная, чаще всего это простые предложения с огромным количеством лексико-грамматических ошибок. Дети с трудом могут ответить на вопросы по картинке, связанные с семьей, знакомыми явлениями окружающего мира, они не знают многих слов, обозначающих животных и их детенышей, части тела, одежду, мебель, профессии и т. д.
Характерным остается резко выраженный аграмматизм. Понимание обращенной речи остается неполным, так как многие грамматические формы
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Алексеева, М. М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2000. - с. 344 - 351.
2. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
3. Бабина, Г.В., Грассе, М.А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с ОНР // Чтение и письмо. Трудности обучения и коррекция // под ред. О.Б. Иншаковой. - М.: 2001. - 122-134 с.
4. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками / Борисова Е.А. - М.: Сфера, 2010. - 213 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский - изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М.: 1999. - 352 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2001. - 456 с.
7. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка
/А.Н. Гвоздев. - М.: Академия, 2009. - 302 с.
8. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. / Г.Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000. - 249 с.
9. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. - М.: Аквариум, 1995. - 261 с.
10. Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи / А.М. Горчакова // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 - с.70-83
11. Гревцева, Е.В. Логопедический тренинг / Е.В. Гревцева. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 144 с.
12. Грибова, О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология. - 2008. - №3 - с.3-9
13. Дошкольная логопсихология: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Селивёрстова. - М., 2003, -153 с.
14. Жинкин, Н.И. Нарушение речи у дошкольников / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 2002 - 198 с.
15. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичива. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998 - 320 с.
16. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2013. - 250 с.
17. Ишимова, О.А. Развитие речемыслительных способностей детей: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. образования, воспитателей и родителей / О.А. Ишимова, Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская. - М.: Просвещение, 2009 - 111 с.
18. Казанская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д. Шматко // Дефектология. - 2002.
- №6 - с. 67-87
19. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств / И.Б. Карелина // Дефектология. - 2000. - № 1. - с. 24 - 26.
20. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
21. Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи / Р.А. Кирьянова. - СПб.: Премиум, 2002. - 368 с.
22. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - в 3 ч / В.В. Коноваленко, С.В.
Коноваленко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. - 207 с.
23. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно- методическое пособие / А.Н. Корнев - СПб.: МИМ, 1997. - 286 с.
24. Курицына, А.М. Формирование связной речи у детей 5-6 летнего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А.М. Курицына
//Дефектология, 2008. - №6. - с. 42-56.
25. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева - М., 2004. - 344 с.
26. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.
27. Левина, Р.Е. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / Р.Е. Левина //Специальная школа. 1963. - №1. - с.62-66
28. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. / НИИД АПН РСФСР. М., 1961
29. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р.Е. Левина / Ред.-сост. Г.В.Чиркина, П.Б. Шошин - М.: АРКТИ, 2005.- 244 с.
30. Левина, Р.Е. Нарушения слоговой структуры слова у детей / Р.Е. Левина //Специальная школа - 1959. - №4. - с.15-21.
31. Левина, Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи / Р.Е. Левина //Журнал: «Вопросы логопедии». - М., 1959, - с. 207-252.
32. Логопедическое обследование ребёнка.- М.: АПО, 2005 - 30 с.
33. Логопедия: учебник для пед. вузов дефектолог. фак.: доп. М-вом образования и науки РФ /Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2010.
34. Логопедия. Коррекционная педагогика. - М.:ВЛАДОС,2009. - 704с.
35. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия; под ред. Е.Д. Хомской - М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
36. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
37. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева - Спб.: Детство-пресс, 2004. - 528 с.
38. Оскольская, Н.А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи / Н.А. Оскольская // Дефектология, 2001. - №2. - с. 67-73
39. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; под ред. Т.В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
40. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. - 368 с.
41. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селивёрстова. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. - 400 с.
42. Большакова, С.Е. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения) / С.Е. Большакова - М.: АПО, 2006.- 123 с.
43. Рожденственская, В.И., Радина, Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников / В.И. Рождественская, Е.И. Радина. - М.: Академия, 2009 - 319 с.
44. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А.В. Нарушения речи у детей / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 2007.- 363 с.
45. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет. Приложение к комплекту пособий «Учим говорить правильно» / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.
46. Трубникова, Н.М. Технология обследования речи: Учебно- методическое пособие, для логопедов и студентов, обучающихся по специальности «Логопедия» / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург, 2010