Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Одной из основных проблем современной педагогической науки является активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. В стандарты и базовые программы входят требования к уровню подготовки школьников, их умениям приобретать знания и применять их.
С внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта перед учителями встал вопрос: как обучать и воспитывать личность, чтобы это идеально соответствовало новым требованиям, и ребенку было интересно на уроке? Новые стандарты образования требуют, чтобы ученик занимал активную позицию на уроке. Вместе с тем в условиях реализации учебного предмета «технология» предполагает изучение материала обобщенно: и девочки и мальчики учатся вместе готовить, вышивать, работать по дереву.
Не все школьники проявляют активный интерес к тому или иному разделу предмета. Тогда возникает главный вопрос: как сформировать мотивацию учебной деятельности школьников для реализации учебного предмета «Технология».
В психолого-педагогической литературе уделяется достаточно внимания познавательной активности и совершенствованию методических приемов работы учителя. Данной проблеме посвящены работы И.Ф. Харламова, Г.И. Щукиной, А.М. Матюшкина и др. Также развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихся педагогов: А.Я. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и д.р.
Вместе с тем, проблема формирования мотивации учащихся на уроках технологии является достаточно актуальной.
На уроках технологии многие учителя сталкиваются с проблемой низкой мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. Это может быть связано с резким ростом информированности детей и перенасыщением рынка товаров. А ведь устойчивый познавательный интерес школьников – один из основных критериев эффективности педагогического процесса. Необходимо выявлять характер мотивации учащегося к учебно-познавательной деятельности, для того чтобы эффективно использовать меры педагогического влияния.
Анализ литературных источников позволил выделить следующее противоречие: между необходимостью формирования мотивации у школьников к изучению технологии, с одной стороны, и недостаточной разработанностью проблемы использования разнообразных средств формирования мотивации при изучении кулинарии.
Проблема исследования: каковы способы развития мотивация учащихся на уроках технологии.
Указанные противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Развитие мотивации к обучению школьников в образовательной области технология (на примере изучения курса "Кулинария")».
Цель исследования: предполагает выявить и обосновать педагогические условия, определяющие эффективность процесса формирования мотивации учения школьников на уроках технологии.
Объектом настоящего исследования: является процесс формирования учебной мотивации школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: средства формирования учебной мотивации школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что формированию мотивации учащихся на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария» будут способствовать:
использование межпредметных связей для повышения у учащихся интереса, и как следствие мотивации к предмету;
использование метода проектов.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
изучить сущность развития мотивации учащихся;
выявить особенности развития мотивации на уроках технологии;
определить способы и методы развития мотивации на уроках кулинарии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены наиболее эффективные условия формирования мотивации учащихся на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в анализе способов и методов развития мотивации при изучении темы «Кулинария».
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития мотивации школьников к обучению в ОО «Технология»
1.1 Сущность развития мотивации школьников
Процесс обучения в современном образовании весьма сложен и рассматривается как взаимодействие педагога и учащегося. Эффективность такого взаимодействия во многом зависит от отношения к учению самих учащихся, а именно, насколько привлекательными становятся для учащихся знания и процесс их приобретения.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Изменения, происходящие в современном образовании, ориентируют на всестороннее развитие и раскрытие личности учащегося. Обновление содержания обучения, постановка задач формирования у учащихся самостоятельного приобретения знаний наряду с развитием активной жизненной позиции обусловили актуальность формирования учебной мотивации.
Проблема мотивации является, если не главной, то одной из важнейших в педагогике и психологии обучения и давно находится в поле зрения как отечественных, так и зарубежных психологов. Западные психологи изучают мотивацию тщательнее других проблем, считая ее верным путем к достижению успеха. Так, американский педагог, психолог, писатель, стоящий у истоков создания теории психологии общения, Д. Карнеги утверждает, что на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать – заставить его захотеть это сделать. По мнению современного американского педагога Х.Эбли, для обучения необходима мотивация и освобождение энергии. Успех же обучения зависит от трех факторов: интеллект обучаемого, его мотивация относительно цели обучения и техника обучения .
Под образовательной мотивацией подразумевается совокупность мотивов образовательной деятельности, центральным компонентом данного понятия выступает познавательный интерес, который, согласно теории Г.И. Щукиной, является избирательной направленностью личности, обращенной к области познания и к самому процессу овладения знаниями .
Согласно А. К. Марковой, формирование мотивации является продолжительным процессом, тесно связанным с формированием личности. Описывая две большие группы мотивов, а именно познавательные, связанные с содержанием и выполнением учебной деятельности, и социальные, связанные с социальными взаимодействиями учащегося, отмечается, что познавательные мотивы могут перестраиваться быстрее, чем социальные. Познавательные мотивы состоят из «всех видов активного отношения к учению как к познанию: наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов» .
На сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что путями формирования мотивационной среды являются:
умело подобранный и тщательно продуманный учебный материал;
трехэтапное изучение темы (мотивационное, операционно-познавательное, рефлексивно-оценочное);
появление интереса к учебной деятельности и выражение ярких положительных эмоций, которые существенно влияют на состояние как умственной, так и мышечной работоспособности.
В.В. Давыдов, предлагая оригинальную концепцию учебной деятельности, утверждает, что понятие «учебная деятельность» нельзя отождествлять с понятиями «учение» и «усвоение», так как и в других видах деятельности человек учится и приобретает определенный опыт. Следовательно, учебная деятельность будет осуществляться лишь при условии предметного или мысленного экспериментирования учащихся .
Усилить мотивационную среду учебной деятельности способны как разнообразные современные формы и методы организации учебной деятельности, так и формы взаимодействия педагога и учащегося. Формируя познавательную мотивационную среду школьников, необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся возник интерес не только к самим знаниям, но и к способу их получения. Вовлекая учащегося в разные виды деятельности, где он сможет проявить себя как личность, мы тем самым способствуем стимулированию его познавательной активности и создаем модель успешного поведения в образовательной среде.
Таким образом, создавая соответствующие условия на уроке, учитель сможет сформировать глубокие мотивы обучения, ведь для того, чтобы кого-нибудь научить, необходимо не просто передать ему знания и умения, но также и вызвать в нем познавательную активность, важным структурным элементом которой, и будет являться мотивация, в которой находит отражение отношение учащегося к учебе в целом.
Потребность, как и мотивация, также является движущей силой любой деятельности человека, поэтому формированию познавательных потребностей учащихся, реализующихся в общеучебных умениях и навыках, в образовательном процессе отводится большая роль.
Для эффективного развития у учащихся познавательных потребностей необходимо, чтобы они осознавали, какие знания, умения и навыки им понадобятся для выполнения профессиональных функций. Преподаватель, в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с. - ISBN 978-5-9963-3151-2
2. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. №7. С.12-18 - ISBN отсутствует
3. Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2. – C. 42-45. - ISBN отсутствует
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001. – 384 с. - ISBN 978-5-9770-0518-0
5. Ильин, Е. П. Мотивы человека (теория и методы изучения) / Е.П. Ильин. – Киев: Вища школа, 1998. – 263 с. - ISBN 978-5-272-00028-6
6. Курьина Е. Г. «Деловая игра «Ателье»» (разработка по дисциплине «Технология швейного производства или для урока технологии по профориентации) [Электронный ресурс] / Е. Г. Курьина // Педагогическая газета: эл. период. изд. – 2013.— № 2. – Режим доступа: http://pedgazeta.ru - ISBN отсутствует
7. Логвинова, О.Н. Технология ведения дома. 6 класс. Рабочая программа. УМК Синицы Н.В. ФГОС [Текст] / О.Н. Логвинова – М.: Вако, 2016. – 41 с. - ISBN. 978-5-408-02538-1
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. –– М.: Просвещение, 1983. – ISBN отсутствует
9. Молева, Г.А. Формирование умения учиться на уроках технологии (обслуживающего труда) [Текст] / Г.А. Молева, И.А. Богданова // Школа и производство. – 2000. – № 3. – С. 43-49. - ISBN отсутствует
10. Мотивация деятельности учащихся на уроках технологии / Шляхина С.А. URL: http://coozr1.narod.ru/snmo/seminar/2014_09_26_tech/2014_09_24_shlyahi na.doc - ISBN отсутствует
11. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М… Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. - ISBN 5-7695-0640-7
12. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 [Текст] // Вестник образования. - 2011. – № 4. – С.10-77. - ISBN отсутствует
13. Пасынков, И.А. Методика обучения учащихся творческой деятельности (Методические указания) [Текст] / И.А. Пасынков. – Владимир: ВГПУ, 2002. – 185-187 с. - ISBN отсутствует
14. Петунин, О.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС [Текст] / О.В. Петунин // Инновации в образовании. - 2014. - № 1. - С. 20-27. - ISBN отсутствует
15. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – ISBN отсутствует
16. Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования [Текст] / Романовская М.Б. – М.:АПК и ПРО, 2002. – 15-18 с. - ISBN отсутствует
17. Самородский, П.С. Основы разработки творческих проектов: книга для учителей технологии и предпринимательства [Текст] / П.С. Самородский. – Брянск: БГПУ, 1995. – 345 с. - ISBN 5-88543-081-0
18. Сараева, Е. В. Использование метода проектов на уроке технологии [Текст] / Е.В. Сараева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Уфа: Лето, 2014. – С. 125-127. - ISBN отсутствует
19. Саркеева, А.Н. Реализация метода проектов на уроках технологии [Текст] / А.Н. Саркеева // Педагогический вестник. – 2004 № 11, 74-78 с. - ISBN отсутствует
20. Сасова, И.А. Методическое пособие для учителя: Технология. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Технология. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / Сасова И.А. – М.: «ВентанаГраф», 2010. – 15 с. - ISBN 5-9252-0462-X
21. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1971. - ISBN отсутствует