Фрагмент для ознакомления
2
накопление не только разнообразных впечатлений, ребёнок не только расширяет круг общения, но и начинает формировать свой «эмоциональный капитал».
2.2 Механизмы развития эмоциональной отзывчивости
В качестве основных механизмов развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания можно обозначить механизм эмоциональной идентификации и механизм эмоциональной трансляции. Ребёнок стремится идентифицировать себя зачастую с кем-то из родителей, порой копируя манеру и стиль эмоционального реагирования. Как бы примеряя желательный образ, ребёнок выбирает эмоциональный формат проявления отзывчивости, выражения чувств и состояний. Если взрослый проявляет эмоциональный отклик в определенной ситуации или по отношению к кому-то, то и ребёнок будет стремиться делать так же. Для него это возможность быть как значимый взрослый, поступать заведомо правильно, прогнозировать социальное одобрение со стороны окружающих. Эмоциональная трансляция выступает как своеобразный канал передачи переживаний, состояний, различных эмоций. Если этот механизм функционирует успешно и в нем доминируют положительные эмоциональные отношения, то у ребёнка не будет возникать эмоционального вакуума или эмоционального дефицита. И как следствие ребёнок не будет искать источники и способы удовлетворения своих эмоциональных потребностей. При эмоциональном дефиците, который может возникать в результате различных причин (стиль воспитания, модель семейных отношений, социально-воспитательные установки, полоролевые стереотипы, ролевое распределение, семейные традиции, индивидуальные особенности и т.п.), ребёнок будет стремиться его компенсировать. Это может создать угрозу возникновения эмоциональной зависимости от кого- то или чего-то, что будет давать ребёнку необходимую «порцию» эмоций, проявлять по отношению к нему эмоциональную отзывчивость [21].
Также возможна ситуация, когда эмоциональная трансляция функционирует, но преобладает негативный характер эмоциональных проявлений по отношению к ребёнку. В этом случае можно предположить, что у ребёнка могут возникнуть защитные механизмы. Эмоциональная защита может проявляться по-разному. Наиболее распространены два вида эмоциональной защиты – активный (агрессия) и пассивный (депрессия). Оба варианта не способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, они обладают деформирующим влиянием на процесс становления личности ребёнка. В таких условиях как раз эмоциональная отзывчивость со стороны взрослых к ребёнку, его проблемам, его устремлениям может снизить уровень негатива, повлиять на изменение знака и характера эмоциональных проявлений ребёнка в положительную сторону. Маленький ребёнок через эмоциональную отзывчивость родителей и близких ищет подтверждения их любви к себе. Ребёнок-дошкольник, стараясь доказать свою самостоятельность, через эмоциональную отзывчивость близких ожидает признания его успехов, достижений, заслуг, подтверждения его статуса, принятия его как личности. Уникальным является тот факт, что с возрастом потребность в эмоциональной отзывчивости со стороны близких не исчезает. Даже будучи взрослым, состоявшимся во всех отношениях человек все равно ожидает, что близкие всегда будут эмоционально откликаться на его интересы, состояния, проблемы. На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка усложняются, видоизменяются, возникают новые формы выражения чувств, передачи эмоционального состояния и отношения. Они приобретают социальную направленность, на их содержание влияют ценностные ориентиры и установки микросоциума. Эмоциональная отзывчивость также претерпевает изменения, которые проявляются в избирательности, содержательности, прогнозируемости, стабильности ее проявлений ребёнком-дошкольником.
Эмоциональный отклик ребёнка на действия взрослого может рассматриваться как показатель принятия и доверия. При положительном характере взаимоотношений со взрослым у ребёнка эмоциональная отзывчивость будет возникать чаще, так как доброжелательность со стороны взрослого выступает как условие ее развития. А эмоциональная отзывчивость взрослого по отношению к ребёнку может восприниматься им как знак успешности выполнения социальной роли, социального принятия, поддержки, одобрения. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни, не всегда умеют распознавать эмоции и выражение чувств другого человека, особенно, когда речь идет об эмоциональной отзывчивости на эмоции и чувства другого – взрослого или сверстника. Вопросам восприятия и понимания детьми эмоционального состояния другого человека посвящены исследования разных авторов. В исследовании А.М. Щетининой были изучены и выделены типы восприятия эмоций детьми дошкольного возраста 4-5 и 5-6 лет: - довербальный тип - эмоция не обозначается словами, ее опознание можно обнаружить через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации («он, наверное, мультики смотрит»); - диффузно-аморфный тип – дети называют эмоцию, но воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко («веселый», «так нарисовано», «он веселится», «посмотрел и узнал, что он грустит»), составляющие элементы эталона не дифференцированы; диффузно-локальный тип – воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии; - аналитический тип – дети опознают эмоциональное состояние благодаря выделению элементов экспрессии, в подавляющем большинстве случаев указываются экспрессивные признаки выражения лица, а не позы; - синтетический тип – обобщенное, целостное восприятие эмоции, дети не дифференцируют элементов экспрессии, а воспринимают их в совокупности, целостно; - аналитико-синтетический тип – дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое – глаза веселые и рот») [61]. А.М. Щетининой были выделены особенности восприятия экспрессии детьми двух возрастных групп и обозначены возрастные различия понимания эмоционального состояния человека: 1) к старшему дошкольному возрасту уровень понимания детьми эмоционального состояния повышается; 2) различия в понимании разных эмоций у старших дошкольников становятся все менее значимыми; 3) к старшему возрасту восприятие экспрессии становится более дифференцированным, что сказывается на точности оценки переживания человека; 4) с возрастом увеличивается активный, а также пассивный словарь обозначений эмоционального состояния [61]. Восприятие и понимание детьми эмоционального состояния человека выступают важными составляющими процесса развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников. От того насколько точно, правильно ребёнок может определить эмоциональное состояние другого зависит адекватность и результативность адресного проявления эмоциональной отзывчивости.
Эмоции и чувства наиболее интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре. Игра для дошкольников является не только ведущим, но и наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности. Игра - наиболее доступный для ребёнка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомиться с ним. Потребность выражать в игре свои впечатления и переживания - характерная особенность детей дошкольного возраста [24]. Успешность развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников именно в игровой деятельности связана с тем, что с одной стороны, в игре обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Игра выступает пространством демонстрации и трансляции проявлений эмоциональной отзывчивости в рамках ролевого поведения детей. Эмоциональная отзывчивость может «вписываться» в роль и в то же время реально проявляться ребёнком по отношению к сверстнику как игровому партнеру.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2004. – 544 с.
a. Венгер А.Л. К проблеме опосредствования эмоциональных оценок. Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1983.
2. Вербовская В.С. Особенности развития эмоциональной отзывчивости современного ребёнка. // Журнал Омский научный вестник, 2015, № 2 (134) – С. 127-129.
3. Вербовская В.С. Эмоциональная отзывчивость: содержание и структура понятия. // Журнал Вестник Нижневартовского 59 государственного университета, 2013, № 4. [источник: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-otzyvchivost-soderzhaniei-struktura-ponyatiya]
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. – 512 с.
6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореферат дис. …. канд. псих. наук / Т.П. Гаврилова – М., 1977. – 23 с.
7. Груздова И.В. Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста. [источник: http://www.arteducation.ru/electronic-journal/emocionalnaya-otzyvchivost-na-muzykuu-detey-doshkolnogo-vozrasta]
8. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис – пресс, 2014. - 160 с.
9. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия / Монография – М.: Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
10. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2005. – 125 с.
11. Дорошенко С.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста на музыку. [источник: http://festival.1september.ru/articles/530585/]
12. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учетом рациональности эмпатии // Фундаментальные исследования. – 2010. – № 12. – С. 11-19 [источник: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=17424] 60
13. Житная И.В. Эмоция как знак и символ внутреннего мира ребёнка. // в кн. Ребёнок в мире культуры. / под общей ред. Р.М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - С. 226-253.
14. Житная И.В., Лосева И.И. Позитивная социализация ребёнка: источники и риски. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - №3. - С. 40-53.
15. .Житная И.В., Лосева И.И. Эмоциональное благополучие как условие сохранения психосоматического здоровья ребёнка. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2015. - № 10. - С. 47-53.
16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. т.1. - М.: Педагогика, 1986. – 320 с.