Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения считается одной из вечных социальных проблем. Перед людьми на всем протяжении существования разумного человеческого общества стоял очень волнующий вопрос: как воспитать настоящего гражданина, истинного патриота и просто хорошего человека?
На сегодняшний день эта проблема не потеряла своей актуальности и является предметом научных исследований, профессиональных споров и дискуссий, а также обыденных разговоров. В процессе духовно-нравственного воспитания у младших школьников складываются правила нравственного поведения, а также формируются основы нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, то есть совести. На сегодняшний день, анализируя факты, отображенные в средствах массовой информации: публикациях, видеосюжетах, - мы можем констатировать тот факт, что подрастающее поколение, зачастую, не способно следовать моральным нормам и осуществлять нравственный самоконтроль.
Актуальность исследования. Произошедшие изменения в нравственной сфере и ценностных ориентациях обучающихся свидетельствуют о правильности наших предположений. К таким изменениям мы можем отнести агрессию, жестокость, безответственность за совершаемые поступки, нарушение норм морали, принятых в обществе. Также мы можем отметить, что такое поведение появляется уже у младших школьников.
Особая роль в коррекции педагогической запущенности у школьников отводится социальному педагогу. Это связано с тем, что средства предупреждения педагогической запущенности способствуют устранению многих проблем в развитии, обучении, поведении и нравственном самосознании школьников.
К таким проблемам мы можем отнести: постоянные пропуски учебных занятий, невыполнение домашнего задания, недисциплинированность, невоспитанность, табакокурение, наркоманию, употребление алкогольных напитков и, что самое страшное, совершение противоправных действий, за которые обучающийся может понести уголовную ответственность. В связи с этим, именно социальный педагог должен уделять огромное внимание воспитанию совести у младших школьников, так как именно это качество обеспечивает обучающимся способность контролировать свое поведение, совершать поступки, следуя моральным нормам, принятым в обществе.
В литературе в отношении таких детей, которые имеют асоциальные (девиантные) и антисоциальные проявления в своем поведении, общении, поступках, существует выражение «педагогическая запущенность». Отражение проблемы педагогической запущенности обучающихся мы находим в трудах М.А. Алемаскина, В.Г. Баженова, С.А. Беличевой, С.Ю. Головина, Э.С. Заседателевой, Л.В. Мардахаева, И.А. Невского, Р.В. Овчаровой, А. Пьерона, Л.С. Шубиной. М.А. Алемаскин, В.Г. Баженов определяют несколько степеней педагогической запущенности детей, отмечая тот факт, что необходимо раннее выявление детей, имеющих определенную степень педагогической запущенности. Это позволит более грамотно и быстро оказать необходимую помощь обучающимся, а также не допустить ситуации, в которой степень педагогической запущенности будет переходить в более сложную.
Раннее выявление педагогической запущенности будет способствовать организации работы образовательной организации по предупреждению педагогической запущенности у тех детей, у которых она не была выявлена.
Объектом исследования являются педагогически запущенные школьники младших школьников.
Предметом исследования являются психологические особенности педагогически запущенных детей.
Задачи исследования:
1. Изучить теорию и практику по теме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по теме исследования.
3. Провести исходное диагностирование и обработать результаты.
4. Разработать программу формирующего эксперимента с целью коррекции педагогической запущенности и реализовать ее в образовательном учреждении.
5. Провести итоговое диагностирование, проанализировать результаты.
Теоретическая значимость работы: обобщение существующих в научно-методической литературе подходов к изучаемым проблемам.
Практическая значимость работы: методические материалы, представленные в исследовании, могут быть использованы в практике работы социального педагога в общеобразовательных школах.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической и психологической литературы, анализ, синтез, сравнение и обобщение научнотеоретических данных.
2. Эмпирические: наблюдение, изучение работ обучающихся, анкетирование, эксперимент.
3. Статистические: количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление результатов диаграммами.
Экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Голдыревская средняя общеобразовательная школа» Кунгурского района Пермского края. В эксперименте приняли участие младшие школьники 3-4 классов в количестве 20 человек.
Глава 1. Педагогическая запущенность как социально-педагогическое явление
1.1. Подходы к определению сущности педагогической запущенности, ее классификация
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». В Российской педагогической энциклопедии понятие "педагогическая запущенность" рассматривается как устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания [27]. В Педагогическом словаре, под редакцией И.А. Кирова, это же понятие трактуется как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицательное влияние улицы и безнадзорность [26]. С.С. Гиль дает следующее определение: педагогическая запущенность - это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами и подвергающееся коррекции педагогическими средствами [3].
Общеизвестно, что психологический микроклимат семьи оказывает решающее влияние ребенка на его развитие, поведение и отношение к окружающим. Любая дисгармония в семье может проявиться на детях в виде педагогической запущенности. Педагогически запущенный ребенок – это отклонения норм развития и поведения ребенка, что возникает по педагогическим причинам: противоречивое воспитание, безнадзорность и бесконтрольность со стороны воспитателей и родителей, а также беспризорность, пренебрежительное отношение к индивидуальным правилам и особенностям ребенка, жестокое обращение воспитателей, применение безрезультатных методов обучения и воспитания малыша.
Рассматривая особенности поведения педагогически запущенного ребенка, следует сказать, что, в первую очередь, то или иное поведение зависит от степени запущенности. В педагогике данную проблему разделяют на три группы: Поведение первой группы детей выражается в слегка незначительном отклонении от нравственного развития. Такие дети не конфликтс воспитателями/учителями и сверстниками, они неустойчивы, легко внушаемы, и в основном неуверены в себе. Правда, дети этой группы весьма рассеяны, ленивы, неорганизованны, не самостоятельны и не склонны показывать свою инициативу. В учебном процессе они слегка отстают от своих одноклассников [16].
Дети из второй группы отклонения от норм поведения и развития, как правило, из неблагополучных семей. Им свойственна низкая успеваемость и конфликтность, как с учителями, так и со сверстниками. Поведения детей данной группы характеризуется показной грубостью. Их не интересует образование, впоследствии они не усваивают учебные действия. Весь их интерес направлен на внеобразовательную деятельность. Поскольку в таких детей отсутствует нравственная платформа, они очень легко подаются негативному влиянию. В большинстве случаев характер у ребят очень вспыльчивый, а отношение к окружающим — недоброжелательное. Они озлоблены, могут вести себя вызывающе. На этом этапе отклонения дети еще боятся делать откровенное хулиганство
Третья группа детей отклонившихся от норм поведения зачастую относятся к нравственно-правовым нормам категорически отрицательно. В большинстве случаев семейная обстановка детей неблагополучная. На этом этапе педагогической запущенности дети начинают сквернословить, курить и употреблять алкоголь. Они грубят всем вокруг, независимо или это учителя, или родители, или одноклассники. Как правило, образовательная успеваемость данной группы детей очень слабая. В социальном плане, они изолируют себя от сверстников с нормальным развитием и поведением, и пытаются поддерживать авторитет в таком коллективе при помощи силы. Компенсируют свое общение трудные дети с себе подобными индивидами.
Говоря о методах коррекции педагогически запущенных детей, то в научно-педагогической практике нет единого метода для решения этой проблемы. К примеру, теоретик И. А. Невский предлагает коррекционную программу, что состоит из четырех разделов. На первом этапе педагог знакомится лично с каждым трудным ребенком, узнает о его жизни и семье, при этом наблюдает за его поведением. На втором этапе, учитель выявляет достоинства и недостатки ребенка. Соответственно, он строит индивидуальную программу для работы с подростком. На третьем этапе, педагог определяет эффективность воздействия индивидуальной программы по отношению к ребенку. На последнем этапе, педагог включает ребенка в различные секции, в которых заинтересован сам ребенок [22].
Программу теоретика и педагога Л. М. Зюбина стоит также рассмотреть и взять во внимание. Л. М. Зюбин выделяет в своей методике 5 этапов пути ребенка к нормальному развитию и поведению. Первый этап основывается на установке дружеских отношений между ребенком и педагогом, второй этап изучает причины педагогической запущенности индивида. Уже на третьем этапе делаться диагностика и прогнозирование результатов. Четвертый этап предусматривает коррекционную, профилактическую и реабилитационную работу с трудным ребенком, а на последнем, пятом этапе специалист анализирует результаты своей работы и ее эффективности.
Весьма интересная программа коррекции поведения ребенка и у Р. В. Овчаровой. Она предлагает педагогическую методику, состоящую из трех направлений. По мнению педагога, в первую очередь педагогическое воспитание начинается с изменения семейного воспитания ребенка, а именно: поначалу педагог повышает педагогическую грамотность у родителей, активно включая их в воспитательный процесс. При этом
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология личности: Учебное пособие / В. А. Аверин - СПб.: Издво Михайлова В. А., 1999. - 89 с.
2. Башкова А. Ю., Данилова М. В. Анализ программ коррекции педагогически запущенных подростков // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 457-459.
3. Бернс, Р. Что такое Я концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: «Бахрах М», 2003. - С. 333393.
4. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 298 с.
5. Волшебные грани этической игры: методическое пособие / авт. – составитель. Т.П. Гаврилова; Перм. гос. Гуманит.-пед. Университет. – Пермь, 2014. – 46с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика–Пресс, 2002. – С. 263–269.
7. Гаврилова Т.П. Использование приемов эмоционального стимулирования в воспитании младших школьников. - Пермь, 2012. – 54с.
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - М.: Харвест, 1998. – 800 с.
9. Князева, Т. Н. Психология развития : учебное пособие / Т. Н. Князева, М. Б. Батюта. — 2-е изд. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 144 c.
10. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
11. Крылова, Н. Н. Самосознание: строение и взаимодействие структурных компонентов / Н. Н. Крылова.- Вестник Пензенского государственного университета, no. 1 (9), 2015, С. 36-40.
12. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1997. - 180 с.
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Основы курса: учебник / Л.В. Мардахаев – 5-е издание, перераб. и дор. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 376с. – Серия: Основы наук.
14. Мелков, С. В. Идеи В. С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическая основа изучения гендерной идентичности личности / С. В. Мелков. - Развитие личности, no. 4, 2017, С. 119-141.
15. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание / В. С. Мерлин. - Пермь, 1990. - 321 с.
16. Микшик, О. Методологические вопросы изучения личности и ее саморегуляции / О. Микшик // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - С. 3346.
17. Мухина,В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
18. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. - 2011. - №1.
19. Попов В.А., Миусская Я.И. Предупреждение педагогической запущенности у девушек-подростков в образовательном пространстве школы // «Молодой учёный». № 10 (69) Педагогика. Июль, 2014 г.
20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2013. — 223 с. — (Стандарты второго поколения).
21. Пыжова О.В. Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженной социально-педагогической запущенности. М., 2013.
22. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М.: Владос, 1995. - 529 с.
23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
24. Спиркин, А. Г. Сознание и Самосознание / А. Г. Спиркин. - М.: Перспектива, 1997. - 218 с.
25. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера. 2002. - 160 с.
26. Столин , В.В. Самосознание Личности / В. В. Столин. - М.: Изд-во Москва. Ун-та, 1983 - 288 с.
27. Тарасова,В.Н. Личностно-ориентированное обучение младших школьников / В. Н. Тарасова // Начальная школа. - №11. - 2005. - С. 39 - 42.
28. Ткачева М.С., М.Е. Хилько. Возрастная психология. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2013.
29. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии/ И. И. Чеснокова. - М., 1997. - 144 с.