Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия можно наблюдать преобразования практически во всех сферах жизни общества, и образовательная сфера не является исключением.
Актуальность исследования. Своеобразность каждой возрастной ступени становится очевидной через анализ ведущей деятельности и социальных обстоятельств онтогенеза. У ученика начальной школы новая социальная ситуация развития наступает с поступлением в школу, с чем связано увеличение круга важных значимых лиц и выход за границы семьи.
Ребёнок занимает новое положение в обществе в статусе ученика. Его учебная деятельность становится обязательной, общественно значимой и общественно контролируемой. На ребёнка накладываются новые обязанности в качестве подчинения системе и её правил, вследствие чего приходится нести ответственность за их нарушения.
Цель работы: изучить особенности психического развития детей в младшем школьном возрасте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- провести диагностику психического развития детей в младшем школьном возрасте;
- проанализировать уровень психического развития детей в младшем школьном возрасте.
Объект исследования – психические процессы детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что если педагог будет знать особенности психического развития детей младшего школьного возраста, то сможет эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ и синтез научной и учебной литературы по рассматриваемой теме);
2) эмпирические (наблюдение, тестирование, анкетирование);
3) методы статистической и математической обработки результатов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования.
База исследования: МБОУ СОШ №. 5. В исследовании приняли участие ученики 3 класса в количестве 20 человек.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Физиологическая характеристика младшего школьного возраста
В жизненном цикле человека выделяют отдельные возрастные этапы, когда темпы развития и роста меняются. Одним из таких этапов является и младший школьный возраст. По периодизации Л. С. Выготского [7] данный возраст варьируется от 6-7 до 10-11 лет.
Также выделены положения о главных чертах детского развития:
- развитие совершается постепенно и последовательно;
- между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь, также как и между умственной, эмоциональной, волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;
- различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы, от разных причин развитие может ускоряться и тормозить.
Приступая к рассмотрению вопроса о физиологических особенностях младших школьников при организации внеурочной деятельности, выделим следующие основные приоритеты для педагогики:
- здоровый ребенок;
- оздоровление - не совокупность лечебных мер, а форма психофизиологических возможностей детей;
- индивидуально-дифференцированный подход как основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
Остановимся на третьем приоритете и рассмотрим его подробнее. Индивидуально-дифференцированный подход - это учет их индивидуальных, возрастных, личностных, половых, психосоматических особенностей детей и различение их по этим особенностям.
Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый темп роста и развития ребенка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм в этом возрасте становится чувствительным к неблагоприятным факторам и воздействиям внешней среды. В основном в этом возрасте дети идут в школу. Сама по себе учебная деятельность и процесс обучения в школе является новым, непривычным, трудным, что ограничивает двигательную активность, возрастают статистические нагрузки, психические напряжения.
Младший школьный возраст является периодом спокойного и равномерного развития. Это значит, что в данном возрасте нет резких перемен, все системы организма формируются спокойно.
Необходим учет особенностей памяти детей младшего школьного возраста. Память характеризуется непроизвольностью и зачатками произвольности, непосредственностью, небольшим объемом запоминания и затрудненным воспроизведением несложных движений, сходных по своей структуре. На запоминание и сохранение влияет интерес к информации, ее яркость, необычность, редкость. В связи с этим очень важно трудный материал делать простым, доступным, интересным.
Важно обратить внимание и на особенности личности младшего школьника, так как они имеют общие характерологические особенности. Ребенок в этом возрасте подчиняется авторитету, а это значит, что он доверчив, внушаем, впечатлителен, подражателен. Все это говорит о том, что данный возраст является сензитивным для воспитания и обучения, восприятия теоретических знаний о здоровье и о ЗОЖ.
Учет потребностей младшего школьного возраста также немаловажен, так как удовлетворение базовых потребностей, которые доминируют у ребенка в конкретный период созревания, является главным условием гармоничного развития. У ребенка этого возраста преобладают сложнейшие биологические потребности в саморазвитии, игре и подражании, а также вспомогательные потребности в свободе выбора и специфической информативности. Причем непременное условие состоит в том, чтобы предоставить детям свободу выбора средств удовлетворения своих потребностей в этих видах деятельности.
Младший школьный возраст имеет свою характеристику возрастных новообразований и основным из них является отвлечённое словесно – логическое и рассуждающее мышление, становление которого реорганизовывает иные познавательные процессы и дети становятся способными успешно осваивать научные понятия и пользоваться ими. Формирование способности к осознанию содержания своих действий и оснований приводит к началу развития теоретического мышления у детей младшего возраста.
Произвольная регуляция своего поведения и управление им является важнейшим новообразованием данного возраста и способствует благоприятному развитию личности ребёнка. Активное развитие мотивационно – потребностной сферы и самосознания также присуще этому возрасту.
В этом периоде важными оказываются стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, сверстников и родителей. В первую очередь это связано с учебной деятельностью. Иерархическая система побуждений, мотивов начинает формироваться в личности ребёнка.
Центральными новообразованиями у детей младшего школьного возраста являются: абсолютно новая качественная ступень пролификации произвольной регуляции поведения и инициативности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; пролификация нового когнитивного отношения к происходящему; направленность на группу сверстников. В течение этого промежутка на качественно новом уровне реализуется потенциал развития младшего школьника как активной личности, познающей самого себя и окружающий мир.
Младший школьный возраст является чувствительным и именно в этом возрасте формируются мотивы учения, развиваются устойчивые познавательные потребности и увлечения; развиваются полезные приемы и навыки учебной работы, умения учиться; раскрываются индивидуальные качества и
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аткинсон, Мэрилин Достижение целей. Пошаговая система / Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 288 c
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. М., 2010. - 672 с.
3. Братчикова, Ю. В. Методическое сопровождение взаимодействия младших школьников в процессе естественнонаучного образования как условия успешности в учении : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Братчикова Юлия Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 191 с
4. Венгер Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М., 2014. - 206 с.
5. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2018. - 367
6. Волков В.С. Психология младшего школьника / В.С. Волков, М., 2014. - 128 с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. — 1984. — 433 с.
8. Дарвиш О.В. Возрастная психология / О.В. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. М., 2014. - 264 с.
9. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 384 с.
10. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии / Ф.И.Иващенко. Мн., 2010. - 121 с.
11. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: детство, отрочество / В.С. Мухина. М.: Академия, 2015. - 456 с.
12. Нагорнова, А.Ю. Основы педагогики и психологии младшего школьника [Текст] / А.Ю. Нагорнова . – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 329 с.
13. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: Владос, 2018. Кн. 2. Общие основы психологии. 576 с.
14. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. — М.: Рос. пед. агентство, 2010.
1. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Под общ. редакцией А.Г. Шмелева – Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 544 с.
2. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста : практическое пособие / Е. И. Рогов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 412 с.
3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. М., 2001. 460 с.
4. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. - № 4. - С. 6-20.