Фрагмент для ознакомления
2
Введения
Актуальность работы. В российском обществе наблюдается тенденция возрастания дефицита знаний и конструктивных идей, вызванная снижением доли активно читающего населения. Достаточно очевидно, что сегодня нужно продвигать чтение: в целях повышении интеллектуального потенциала нации, для развития страны в условиях построения глобального информационного общества, для повышения уровня общей образованности, формирования системы нравственных ориентиров. А также для преодоления системного кризиса чтения в России: снижения количества нечитающих людей, изменения содержания чтения, падения престижа библиотек. [25].
Чтение - процесс, посредством которого извлекается информация из письменного или печатного текста. [15].
Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями.
Ни для кого не секрет, интерес к литературе сильно упал. По данным современных исследований 35 % россиян не читают совсем. И это воспринимается как норма. Книгу заменили телевизор и компьютер – посмотреть проще, чем прочитать.
Главная роль в приобщении детей к чтению принадлежит родителям.
Учеными доказано: формирование практически всех видов чувствительности происходит еще до рождения. Ребенок начинает понимать, а значит, становится потенциальным читателем. Именно в этот момент мама уже может читать своему ребенку его первые книжки и в жизнь маленького читателя может войти его первая библиотека.
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Чтение – одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребенка учит в первую очередь – мама, а учитель в школе.
Семейное счастье, уважение, взаимопонимание между членами всей семьи, мир и согласие в доме, доброта - всё это залог хорошего воспитания юного гражданина страны. Однако полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения. И важнейшим звеном данной традиции является мама – материнское чтение. Именно мама в своих хрупких, но сильных руках держит благополучие семьи. В еѐ сердце есть любовь к каждому члену семьи. И, конечно, от материнской любви зависит дальнейшая жизнь еѐ детей.
В любом возрасте влияние мамы на ребенка огромно. Неслучайно в последние годы в нашей стране в конце ноября отмечается День Матери – праздник Женщины, дарующей жизнь и любовь своим детям. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу, сделать так, чтобы книга для него была и воспитателем, и учителем, и другом.
С начала 90-х годов ХХ в. активным направлением в библиотековедении становится изучение материнского чтения. Разработкой этой проблемы занимаются И. Н. Тимофеева, Е. А. Николаева, Т. В. Холодницкая, Л. М. Цыганкова, Л. В. Сокольская, Н. К. Сафонова, Е. И. Голубева, Е. Николаева. Более глубоко теоретические вопросы семейного чтения рассмотрены в трудах А. С. Павловой. И. Корчинская и Л. Н. Фомина в своих работах анализируют проблемы, сложившиеся во взаимодействии этих социальных институтов, выявляют причины неэффективности действий со стороны библиотеки.
В исследованиях М. И. Акилиной, З. В. Руссак рассматривается специфика работы библиотек материнского чтения, уточняются организационные вопросы обслуживания семей в специализированных библиотеках.
Отражают практику работы библиотек с семьей публикации Н.Е. Голубевой, Н. П. Ионовой, Т. Олампиевой, И. В. Толстоуховой, Т. В. Холодницкой.
Феномен читающего ребенка рассмотрен в работах В. Я. Аскаровой, Л. И. Беленькой, Л. В. Степановой, И. И. Тихомировой, В. П. Чудиновой.
Объект исследования: материнское чтение.
Предмет исследования: организация и методы материнского чтения.
Цель исследования: изучение школы материнского чтения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Выявить и проанализировать роль матери в образовании ребенка.
2.Рассмотреть понятие материнского чтения.
3.Разработать методические рекомендации по материнскому чтению.
Значимость исследования: состоит в возможности использования практических результатов материала воспитателями, классными руководителями при подготовке классных часов, родительских собраний., а также и родителями при воспитании детей.
1. Роль матери в образовании чтения
Драматург Виктор Розов считал: «Пока человек допускает порок в свои мысли, до тех пор ни счастье, ни смысл жизни не дадутся ему». На вопрос о смысле жизни и счастье человека отвечает вся классическая литература. Она учит не назиданиями — она вовлекает читателя в жизненные ситуации и взаимоотношения людей, предоставляя ему самому решить, что его радует и что отталкивает. В борении чувств и мыслей вырабатывается установка на эталон жизни, на выработку правильных человеческих отношений, которые становятся регулятором его поведения, закрепляются в памяти и действуют как рефлекс.
Материнское чтение начинается с выбора лучших книг для чтения ребёнку. Я как библиотекарь не советую родителям не браться сразу за толстые книги, а начинать чтение с рассказов. С простых рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Носова, В. Осеевой, В. Голявкина, В. Астафьева, В. Драгунского и др. К ним можно присоединить хорошие рассказы современных детских писателей – Сергея Махотина, Ольги Фадеевой, Эдуарда Успенского и других, имена которых маме подскажет школьный библиотекарь [11].
О рассказе говорят: «Словам тесно, а мыслям – просторно». В нём каждое слово более весомо, чем в повести или романе, в малом их количестве заключено большое содержание, которое и надо донести до ребёнка в процессе чтения. Поможет в этом читающей маме интонация речи, её оттенки, повышение или понижение голоса по ходу чтения, эмоциональная настроенность. Особенно важна смена модуляции голоса при передаче диалогов героев, для выражения индивидуальности каждого говорящего. Однако эффект материнского чтения не только и не столько в выразительности самого процесса чтения, сколько в разговоре с ребёнком по следам прочитанного текста, в обсуждении его. Именно это общение духовной направленности и остаётся в памяти ребёнка на всю жизнь. Оно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова, Д. Читать легко / Д. Алмазова // Семья и школа. - 2014. - № 9-10. - С. 20-23.
2. Артемьева, Ж. Читательские пристрастия нашей современницы: исследование на базе Областной универсальной научной библиотеки/ Жанна Артемьева // Библиополе. - 2005. - N 2. - С. 2-7.
3. Батшев, М. В. Женское чтение начала XIX века. Опыт прочтения источников / М. В. Батшев // Вестник РГГУ. - 2008. - N 4. - С. 191-202. - Библиогр. в примеч. - Примеч.: с. 201-202. Аннотация: Особенности женского чтения в России 19 века.
4. Богомолова, О.М. Как научить ребёнка любить книгу: практикум для родителей / О. М. Богомолова // Школьная библиотека. - 2011. - № 3. - С. 54-56.
5. Бочкарёва, Н.И. Чтение в семье. Эл ресурс. Режим доступа: ?an=vs408_d7
6. Бугынина, Е. А. "The Town & Country Magazine" как источник по истории гендерных представлений в английском обществе XVIII века / Е. А. Бугынина // Диалог со временем. - 2014. - Вып. 47. - С. 332-339. - Библиогр.: с. 339 (10 назв.).
7. Власов, И. Первая школа - родительский дом / И. Власов // Семья и школа. - 2013. - № 5-6. - С. 26-29.
8. Глухова, Л.В. Традиции чтения в семье. Эл ресурс. Режим доступа: rus/d4.htm
9. Голубева, Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов / Е. И. Голубева // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная библиотека, 2012. - С. 15-19.
10. Добрынина, Н.Е. Игры моего детства / Н.Е. Добрынина // Школьная библиотека. - 2011. - № 8. - С. 62-68.
11. Долматовская, Т. В. Феномен женского глянцевого журнала в российской культуре : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Татьяна Владимировна Долматовская; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. - Москва, 2013. - 29 с.
12. Жукова, Т. Д. Материнское чтение в России вчера и сегодня / Т. Д. Жукова, И. И. Тихомирова // Книга в информационном обществе = A book in the information society : материалы тринадцатой Международной научной конференции по проблемам книговедения, Москва, 28-30 апреля 2014 года : в 4 ч. Ч. 1. - Москва : Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Науч. изд. центр "Наука" Российской акад. наук, 2014. - С. 259-261.
13. Зубкова, М. Читаем, рассказываем, пересказываем / М. Зубкова // Читаем вместе. - 2013. - № 1. - С. 32.
14. Иванова, Л. Как приобщить ребёнка к книге / Л. Иванова // Семья и школа. - 2015. - № 1-2. - С. 48-49.
15. Кашкаров, А.П. Как избежать дислексии в школе и обществе? / А.П. Кашкаров // Школьная библиотека. - 2011. - № 8. - С. 69-72.
16. Кашкаров, А.П. Об инстинктах, отцовском опыте и необратимости привычек / А.П. Кашкаров // Библиотека. - 2014. - № 1. - С. 62-63.
17. Кашкаров, А.П. Проблемы семейного чтения / А.П. Кашкаров // Воспитание школьников. - 2012. - № 9. - С. 30-34.
18. Колесникова, Ю. Ю. Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения / Ю. Ю. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13598/ (дата обращения: 29.05.2020).
19. Копытин, С. Кто поможет ребёнку сделать выбор? / С. Копытин // Библиотека. - 2014. - №1. - С. 32-34.
20. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения / Ю.П. Мелентьева // Школьная библиотека. - 2011. - № 6-7. - С. 97-100.
21. Михайлова, Э. Великолепная пятёрка, или Семейное чтение - вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. - 2012. - № 5-6. - С. 12-15.
22. Петров, В. Что читают наши дети / В. Петров // Семья и школа. - 2013. - № 5-6. - С. 68-71.
23. Поршнева, А. С. Современное женское чтение: зарубежный "Роман о Золушке" / А. С. Поршнева, А. В. Бороненко // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2011. - № 4 (96). - С. 228-243. - Библиогр.: с. 243 (20 назв.).
24. Приказчикова, Е. Е. Русская женщина и книга в контексте библиофилического мифа эпохи просвещения / Е. Е. Приказчикова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - N 17. - С. 56-63. - Библиогр. в примеч.
25. Рудова, Л. Гламур и постсоветский человек/ Л. Рудова // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. - 2009. - N 6 (68) (ноябрь-декабрь). - С.168-179. - Библиогр. в сносках. Аннотация: Мнение литературоведа о российской гламурной прозе на постсоветском культурном пространстве.
26. Рюткёнен, М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткёнен // Филологические науки. 2000. - № 3. - С. 5-17.
27. Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки…: семейное чтение как духовное развитие ребёнка / Ю. Скуридина // Библиополе. - 2011. - № 11. - С. 32-35.
28. Сметанникова, Н. Н. Чтение, которое объединяет / Н. Н. Сметанникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 1 (37). - С.14-19. - Библиогр.: с. 18-19 (13 назв.).
29. Сметанникова, Н. Н. Чтение, которое объединяет: (начало) / Н. Н. Сметанникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 4 (36). - С. 15-19. - Библиогр.: с. 19 (13 назв.).
30. Сокольская, Л. В. Библиотека - ведущее учреждение в сфере информационно-методической поддержки материнского чтения / Л. В. Сокольская // Библиотека в эпоху перемен. - 2008. - N 3. - С. 97-107. - Библиогр. в сносках.
31. Сокольская, Л. В. Женщины как читательницы в "зеркале" моды: на материалах ХVIII-ХIХ веков / Л. В. Сокольская // Библиотечное дело. - 2010. - N 17. - С. 18-23 : фот. - Библиогр.: с. 23 (30 зап. ).
32. Сокольская, Л. В. Материнское чтение : научно-практическое пособие / Л. В. Сокольская. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. - 80 с.
33. Сокольская, Л. В. Создадим культ материнского чтения / Леся Васильевна Сокольская // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - N 1. - С. 13-23.
34. Степичева Т.В. К вопросу о традиции семейного чтения / Т.В. Степичева // Библиотековедение. - 2010. - № 5. - С. 59-62.
35. Тимофеева, И. Чтение современных детей в свете отечественной педагогики / И. Тимофеева // Семья и школа. - 2015. - № 1-2. - С. 62-67.
36. Тихомирова И.И. Как синяя птица помогает детям с книжных страниц взлететь. //Школьная библиотека. – 2018. — №1. – С.35-40
37. Тихомирова, И. В. Библиотечная педагогика, или Воспитание книгой: учеб.-метод. пособие для библиотекарей, работающих с детьми / И.В. Тихомирова. - Санкт-Петербург: Профессия, 2011. - 384 с.
38. Тихомирова, И.В. Подарите детям сказку / И.В. Тихомирова // Семья и школа. - 2013. - № 3-4. - С. 48-50.
39. Угланова, Н. Век детского чтения / Н. Угланова // Семья и школа. - 2015. - № 3-4. - С. 64-65.