Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Глобальные изменения в разных сферах жизнедеятельности, динамичность и глубина преобразований окружающей действительности, расширение информационного пространства влияют на рост активности человека в осознании личностно-значимых и мировых процессах. Реальная ситуация существования человека в современном мире требует его качественных изменений. Поэтому актуальной является проблема развития творческих качеств личности, формирования креативности, воспитания духовности, самореализации и саморазвития. Ученые разных стран придают большое значение не только в художественно-эстетическом, но и в общем развитии личности. Накопленные отечественными и иностранными исследователями факты позволяют предположить, что художественно-эстетическая деятельность ребенка положительно влияет на развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Таким образом, приобщение к искусству является мощным средством влияния на становление и развитие личности.
Повышение качества эстетического воспитания младших школьников в современных условиях в значительной степени зависит от изучения, обобщения и творческого переосмысления историко-педагогического опыта по названной проблеме и дальнейшего использования его отдельных положений в учебных заведениях.
Различным аспектам проблемы эстетического воспитания детей посвящено историко-педагогические труды П.Борисовой, В.Ворожбит, Л.Жербиной, И.Зарудной, А.Калениченко, А.Котиковой, Е.Марченко, А.Овчарук, А.Омельченко, Т.Тюльпи, А.Федоровой.
Вклад выдающихся отечественных педагогов прошлого в решение отдельных проблем эстетического воспитания подрастающего поколения раскрыты в работах Н.Демьянко, А.Джус, Л.Ивановой, С.Морозовой, Ш.Рзаевой, В.Сергеевой, А.Соколовой, Е.Федотовой, И.Фрайта и других.
Проблеме совершенствования содержания эстетического воспитания детей и молодежи в современных учебных заведениях, поиска новых нетрадиционных форм, методов и приемов посвящены научные исследования и методические разработки Л.Артемовой, А.Богуш Е.Белкиной, Л.Коваль, С.Колесникова, В.В.Кена, Н.Лысенко, Н.Манжелий, Л.Масол, Т.Науменко, В.Пабат, Ю.Полянского, А.Рудницкой, Г. Сухоруковой, А.Шевчук.
Вопросы образования младших школьников в истории отечественной педагогики, а также эстетической подготовки будущих учителей и воспитателей отражено в исследованиях М. Евтуха, И.Зязюна, И.Лариной, К.Лысяка, С.Мельничука, Г.Падалки, В.Поповой, Т.Слободянюк, и других.
Однако историографический обзор научных работ позволяет сделать вывод о том, что на сегодня в педагогической науке недостаточно полно проанализирована проблема формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста средствами разных видов искусства и природы в исторической ретроспективе.
Объектом нашего исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста, а предметом - влияние системы творческих заданий на процесс активизации художественно-эстетических навыков.
Цель исследования: изучить особенности формирования эстетической культуры младших школьников.
Для реализации цели исследования мы выдвигаем следующую гипотезу: процесс эстетического воспитания младших школьников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- обеспечение программно-дидактическим материалом;
- создание эмоционально-комфортной атмосферы обучения детей.
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
- раскрыть сущность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
- охарактеризовать возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
- проанализировать особенности развития эстетической культуры у детей 6-9 лет;
- предоставить рекомендации педагогам для развития творческой личности младших школьников средствами эстетического воспитания.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по школьному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию.
Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены педагогические условия успешности формирования эстетической культуры.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Список литературы содержит 19 источников.
Объем работы: 33 страницы печатного текста.
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В условиях переходного периода образования новых креативных технологий личностно-ориентированного воспитания возрастает роль личности как творца социокультурной реальности, ее художественно-эстетической направленности, способности к познанию многообразия окружающей среды и культуры, возможности самореализации в высокохудожественной деятельности. Личностно-ориентированный подход к художественному развитию детей младшего школьного возраста заключается в формировании основ художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, от которой зависит творческая направленность личности.
В связи с тем, что основы художественной культуры закладываются в детстве, когда осуществляются первые шаги в мир прекрасного, важно, чтобы ребенок находился в атмосфере культуры, искусства и творчества, взяла в дальнейшей жизни приоритеты настоящих культурных ценностей и идеалов, от которых зависит успех работы на следующих возрастных этапах становления личности .
Важной составляющей всестороннего гармоничного развития личности является эстетическое воспитание. Общеизвестно, что эстетическое воспитание – последовательное формирование у детей эстетического отношения к жизни, развитие восприятия и понимание прекрасного в искусстве, природе, взаимоотношениях людей, художественных потребностей и способности к художественному творчеству; составная часть воспитательного процесса, непосредственно направленная на формирование способности воспринимать и преобразовывать действительность по законам красоты во всех сферах деятельности человека.
Существует множество определений понятия эстетическое воспитание, но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно назвать сущность и составляющие понятие: процесс целенаправленного воздействия; формирование способности воспринимать и видеть красоту искусства и жизни, оценивать ее; формирование эстетических вкусов и идеалов личности; развитие способности к самостоятельному творчеству и созидание прекрасного .
Эстетическое воспитание - это:
- влияние на развитие личности всей окружающей действительности, ее эстетической значимости для человека;
- приобщение человека к художественной культуре;
- специальная система мероприятий в структуре художественной жизни общества, направленных на распространение знаний об искусстве, развитие художественной самодеятельности.
Т. Фокина считает: «Эстетическое воспитание – воспитание целостной гармонично развитой личности, для которой характерными является сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».
Конечной целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек: в которой присутствует желание творить, понимать красоту жизни и красоту искусства. Эта цель также отражает состояние и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Важно воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в любой деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Существуют различные определения понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить основные положения, указывают на его сущность. Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задачи эстетического воспитания заключаются в формировании художественного вкуса. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты творчества.
Успешное эстетическое развитие детей обусловлено соблюдением ряда методических принципов, это, в частности, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста; учета национальных, культурных, региональных традиций. Педагогу нужно ощущать психологическую атмосферу в группе: уметь наблюдать за детьми; воспринимать выражение глаз ребят, обращать внимание на их поведение и настроение; видеть себя со стороны глазами детей; стремиться поставить себя на место ребенка; признавать свои ошибки; быть щедрым на одобрение, поощрение; обращать внимание на взаимоотношения детей в коллективе .
Художественно-эстетическая деятельность является важным элементом педагогического процесса. Через эту деятельность осуществляется знакомство ребенка с национальными и мировыми достижениями культуры, которые
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ветлугина Н.А. Общие вопросы художественного творчества ребенка. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 2012. – 48 с.
2. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему: Основы педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика,1990. – 200 с.
3. Давидчук А. Детство: Творчество без удержу / А. Давидчук // Воспитание. – 2015. - №3-4. – С.6-7.
4. Езикеева В.А. Творчество в рисунках детей 4-5 лет под влиянием произведения искусства // Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2014. – 155 с.
5. Езикеева В.А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности детей с 4 до 7 лет. Пособие для воспитателя детского сада / В.А. Езикеева. – 2009. – 122 с.
6. Каневская Н.Е. О связи успешности художественного творчества с направленностью личности у детей / Н.Е. Каневская, Л.М. Фирсова // Вопросы психологии. – 2010. - №3. – С.69-75.
7. Кириченко Н.Т. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства / Н.Т. Кириченко. – Научный мир, 2010. – 50 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 2012. –144 с.
9. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания младших школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
10. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Знание, 2013. – 96 с.
11. Программа развития детей младшего школьного возраста «Уверенный старт» / Под ред. Б. М. Жебровский. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 155 с.
12. Сакулина Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью. – В кн.: Умственное воспитание младших школьников / Под ред. Н.Н.Поддьякова. – М.: Гардарики, 2012. – 188 с.
13. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2016. – 206 с.
14. Система эстетического воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугино. – К.: Сов.школа, 2013. – 256 с.
15. Струнинг А.М. Развитие творческого воображения младших школьников на занятиях по изобразительной деятельности / А.М. Струнинг. – Обнинск, 2016. – 230 с.
16. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание младших школьников / Е. А. Флерина. – М.: Просвещение, 2011. – 215 с.
17. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Высь, 2014. – 167 с.
18. Шевчук А. Организация творческих видов деятельности детей / А. Шевчук // Воспитание. – 2015. - №1. – С.7-9.
19. Шульга Л.М. Когда оживают вещи: развитие творческих способностей младших школьников на занятиях по рисованию / Л.М. Шульга // Воспитание. – 2013. - № 6. – С.16-17.