Фрагмент для ознакомления
2
деятельности в игровой ситуации, вариативность игр, разнообразие моделей позволяет детям дошкольного возраста осваивать различные функции моделирования – средства познания, фиксация, контроль, оценка правильного выполнения заданий.
Психолого-педагогические основы моделирования в развитии математических представлений позволяют учитывать закономерности развития познавательных процессов детей дошкольного возраста и эффективно развивать предпосылки математических способностей.
Были подобраны и описаны поэтапно упражнения, которые можно проводить с детьми дошкольного возраста для того, чтобы развивались математические представления.
Вся деятельность при моделировании должна сопровождаться взрослыми, и все действия, которые совершаются детьми, должны целенаправленно корректироваться для того, чтобы дети могли усвоить и соотнести изучаемые понятия.
Глава 2. Методические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня математических представлений у детей дошкольного возраста
Цель диагностики: выявить у обследуемой группы детей дошкольного возраста уровень соответствия сформированности математических представлений.
В рамках данной работы проведена диагностика сформированности количественных представлений.
Организация диагностики предполагает решение следующих задач:
§ выбор критериев и показателей уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
§ выбор диагностических методик для выявления уровня сформиро¬ванности математических представлений у детей старшей группы;
§ обработка полученных результатов работ детей старшей группы и распределение их по уровням.
Критерием уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста может служить сама Программа воспитания и обучения в детском саду.
Показателями уровня сформированности количественных представлений являются следующие:
ü Считать (отсчитывать) в пределах 10.
ü Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
ü Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
ü Уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
Для диагностики математических представлений подобрала следующие методики: методика исследования количественных представлений, тест исследования представлений о величине, методика исследования представлений о геометрических фигурах.
Исследование проводилось в МКДОУ № 3 детский сад, с детьми 5-6 лет. Всего в исследовании приняло участие 15 человек.
Тест: Методы исследования количественных представлений
Диагностическое задание № 1 – игра-тест «Сосчитай себя»
Цель: выявить умение составлять множества, выделять части из целого, сравнивать два множества, считать в пределах 10.
Материал: не требуется.
Условия проведения: индивидуально, с каждым ребенком.
Задание 1. Перечислить части тела, которых по одной (голова, нос, рот, язык, живот, спина или др.).
Задание 2. Перечислить парные части тела (уши, виски, брови, глаза, щеки, руки, ноги, коленки или др.).
Задание 3. Показать те части тела, которые можно сосчитать до 10 (пальцы рук и ног, зубы, веснушки или др.).
В результате выполнения оценивается правильность составления множества, количество найденных ответов, количество допущенных ошибок, готовность и способность самостоятельно выполнить задание.
2 субтест: «Зажги звёзды».
Стимульный материал: лист бумаги голубого цвета - модель ночного неба; кисть, жёлтая краска, числовые карточки (до пяти).
Инструкция: с помощью кончика кисточки попробуй зажечь звезды на небе. Их должно быть столько же, сколько на карточке.
Я будут бить в бубен, а вы считайте и запоминайте количество ударов, а потом запишем всю сумму на листе ватмана.
3 субтест: «Помоги Буратино».
Стимульный материал: игрушка Буратино, монеты (в количестве 8-10 штук).
Инструкция: давайте поможем Буратине и вместе с ним отсчитаем количество монет, которое Карабас Барабас ему подарил.
Тест выявление представлений о величине.
1 субтест: «Ленточки».
Стимульный материал: полоски бумаги разной длины - модели лент. Набор карандашей.
Инструкция: самую длинную «ленточку» нужно закрасит красным карандашом, покороче «ленточку» закрасьте желтым карандашом и т.д.
А теперь сравним эти ленточки.
2 субтест: «Разложи карандаши».
Инструкция: с помощью ладошки, с закрытыми глазами ощупайте предметы и разложите их в порядке возрастания или убывания.
3 субтест: «Разложи коврики».
Инструкция: разложите «коврики» от большего к меньшему.
Методы исследования представлений о геометрических фигурах.
1 субтест: «Какой формы?»
Стимульный материал: набор карточек с изображением геометрических форм.
Инструкция: 1. Воспитатель называет предмет, который есть в комнате, а ребенок ищет карточку, обозначающий этот предмет.
Воспитатель называет предмет, а дети математическими словами называют этот предмет.
Например, шкаф – квадратный; крышка стула – квадрат, аквариум – круг и т.д.
2 субтест: «Мозаика».
Игровой материал: набор геометрических форм.
Инструкция: с помощью геометрических форм детям нужно сложить сложные картинки.
3 субтест: «Почини коврик».
Стимульный материал: карточки, с изображением порванных ковриков.
Инструкция: найти заплатку к каждому коврику, для того, чтобы ты смог подчинить его.
Ребенок накладывает нужную заплатку на карточку с ковриком.
Методы исследования пространственных представлений.
1 субтест: «Исправь ошибки».
стимульный материал: 4 больших квадрата белого, жёлтого, серого и черного цветов - модели частей суток. Картинки с сюжетом, где дети изображены в различных действиях в течении дня.
Нужно исправить ошибки, которые допустил Незнайка, расположив деятельность детей по времени суток.
2 субтест: «Найди различия».
Игровой материал: набор иллюстраций с противоположным изображением предметов.
Инструкция: на картинках есть различия, нужно найти их и сказать, куда они относятся.
На основе описанного диагностического материала было проведено исследование и качественным методом описано.
Все результаты были оценены по десятибалльной системе:
1. Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т.д. Выделение одновременно трёх свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
2. Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
3. Классификация предметов по одному, двум признакам. Число как показатель количества, итог счёта; порядок следования и место в общей последовательности чисел.
4. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх моделирующего характера, как по образцу, так и по собственному замыслу.
Баллы:
8-10 баллов (высокий уровень) – дети выделяют свойства, понимают зависимость и изменения после группировки. Могут устанавливать связь при увеличении и при уменьшении предметов по длине, толщине, высоте. Может самостоятельно все делать, проявлять творчество.
4-7 баллов (средний уровень) – дети могут различать, выделять свойства, обобщают предметы, могут воссоздавать предметы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Антоненко Т.Е. Приемы занимательности // Начальная школа. 2009. № 5.- С.25.
2. Аргинская И.И. Математика / И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина. Самара: Учебная литература, 2002. - 196 с.
3. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание - 2005. -№4. - С.58-60.
4. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями// Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.- С.13
5. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 240 с.
6. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. Томск: Пеленг, 2005. - 411 c.
7. Венгер Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 336 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Смысл, 2001. - 233 с.
9. Гончар В.В. Модульное оригами. М.: Айрис-пресс, 2008. - 233 с.
10. Гурвиц В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию // Преподаватель ХХI век. 2010. Т. 1. №4. - С.112-114.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 2007. -159 с.
12. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева. Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2010. -290 с.
13. Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира. // Дошкольное воспитание, 2005. № 3. – С. 24-30.
14. Елжова Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова. Изд. 2-е, перер. и дополн. Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 250 с.
15. Елжова Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения / Н.В. Елжова. Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 245 с.
16. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 220 с.
17. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М.: Школа-Пресс, 2000. - 112 с.
18. Запорожец А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста. М., Владос, 1985. - 148 с.
19. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 120 с.
20. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе. М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 64 с.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2005. - 211 с.
22. Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 328 с.
23. Маркова Л.С. Управленческая деятельность руководителя социального учреждения. М., 2013. – 268 с.
24. Михайлова З.А. Носова Е.А., Столяр А.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 220 с.
25. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, 2014. – 300 с.
26. Общая психология: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. А.В. Петровского. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 462 с.
27. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студентов учрежд. сред. профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 368с.
28. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования // Дошкольное образование. 2008. №18. - С.33.
29. Розин С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб.: Речь, 2006. - 365 с.
30. Роль педагога в процессе формирования познавательной активности детей дошкольного возраста / Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.- Балашов: Изд-во БФ СГУ 2001. - С. 27-30.
31. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание №1, 2006. - С.21.
32. Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 190 с.
33. Сапогова В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992. - 206 с.
34. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1991.- 220 с.
35. Федоренко Е.Ю. Возможности развивающей системы образования для гиперактивных детей. М., Речь, 2007. - С.232-236.
36. Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. -Волгоград: издательство «Учитель», 2012 . - 85 с.
37. Хоменко И.Н. Психологическая диагностика, игровые технологии. Волгоград: издательство «Учитель», 2009 . - 85 с.
38. Хрестоматия по детской психологии: Сост. и ред. Г.В. Бурменская: - М: Институт практической психологии, 1996. - С. 133.
39. Чутко JI.C. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2004. -112 с.
40. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974 . - 64с.