Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что осуществление надзора Верховного Суда РФ за судебной деятельностью в процессуальной и организационной формах представляет центральное звено в обеспечении руководства отправлением правосудия в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. При этом, теоретическое понятие термина «надзор за судебной деятельностью» не аутентично понятию «судебный надзор». Надзор за судебной деятельностью - сложный и многообразный комплекс полномочий, институтов, регулируемых нормами ряда отраслей права. Судебный надзор распространяется в основном на процессуальную деятельность вышестоящих судов в контрольных стадиях судопроизводства.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с производством в надзорной инстанции.
2
Предметом данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие производство в надзорной инстанции, практика их применения, а так же научная и учебная литератра по теме работы.
1. Основы производства в надзорной инстанции
1.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора
После обращения к исполнению приговора суда все же не исключается возможность судебной ошибки. Выяснение новых обстоятельств укладывается в один из двух вариантов процессуальной формы (во-первых, возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, во-вторых, пересмотр судебных решений в порядке надзора). В основном это возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Согласно статьи 412.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ единственным судом надзорной инстанции по уголовным делам в России с 1 января 2013 года является Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Судебно-надзорное производство в нашем уголовном процессе больше не является многоинстанционным.
1.2. Надзорные жалобы
По смыслу статьи 412.2. УПК РФ надзорные жалоба, представление могут быть поданы (внесены) в течение одного года со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного решения независимо от того, какой поворот - к худшему или к лучшему - для осужденного, оправданного инициируется и предполагается. Это законоположение заслуживает пристального внимания. Оно вводится впервые и отменяет правило о различных сроках допустимости поворота к худшему и поворота к лучшему в уголовном судопроизводстве, которое до сих пор считалось высоконравственным, само собой разумеющимся требованием, объективно сформировавшимся в историческом процессе развития уголовного судопроизводства. Такое различие выражалось в ограничении срока поворота к худшему и отсутствии такого ограничения при повороте к лучшему, прежде всего, конечно, к реабилитации невиновного. На определенном этапе развития нашего общества это правило сыграло выдающуюся роль в восстановлении исторической правды и справедливости. Достаточно напомнить о «двух волнах» реабилитации многомиллионных жертв массовых политрепрессий. Не последняя роль в этой деятельности отводилась и принадлежит уголовно-процессуальной надзорной деятельности высших судебных инстанций вплоть до Пленума Верховного Суда СССР. Причем вторая волна реабилитации прокатилась уже в годы, непосредственно предшествовавшие распаду СССР, т.е. спустя полвека со времени расправы с ни в чем не повинными людьми, большинства из которых к тому времени уже не было в живых.
1.3. Отмена, изменение пересмотр приговоров в надзорной инстанции
Статья 412.9. УПК РФ регламентирует основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора. Как и в кассационном судопроизводстве, основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного или уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
3
Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора в принципе не допускается, а в виде исключения он возможен лишь в тех же случаях, что и в кассационном производстве. Рассмотрим подробнее этот вопрос.
Часть 2 ст. 401.2 УПК РФ предусматривает возможность обращения соответствующих должностных лиц прокуратуры с представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения в суд кассационной инстанции. Это третий элемент правовой конструкции процессуального порядка, определяющего пределы компетенции государственного обвинителя (прокурора) в части ухудшения положения осужденного лица в кассационном порядке.
Такое обращение с целью пересмотра судебного решения в кассационном порядке по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, возможно независимо от того, что соответствующее судебное решение участниками со стороны обвинения в апелляционном порядке не оспаривалось. Ограничениями в данном случае выступали срок, не превышающий одного года со дня вступления решения в законную силу; допущение в ходе судебного разбирательства повлиявших на исход дела нарушений закона, искажающих саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия (ст. 401.6 УПК).
2. Порядок впроизводсва в надзорной инстанции: правовое регулирование и актуальные вопросы
2.1. Порядок производства в надзорной инстанции и Полномочия Президиума Верховного Суда Российской
Надзорное производство состоит из двух относительно самостоятельных этапов.
1. Судья Верховного Суда РФ единолично рассматривает надзорную жалобу, представление и решает вопрос о наличии оснований для передачи их на коллегиальное рассмотрение суда надзорной инстанции либо об отсутствии таковых.
2. Производство в Президиуме Верховного Суда РФ.
Председатель Верховного Суда РФ и его заместители осуществляют в соответствии с законом судебный контроль правильности решений судей Верховного Суда РФ. Они вправе своим постановлением отменить постановление судьи об отказе в передаче жалобы, представления и передать их на рассмотрение суда надзорной инстанции.
Статья 412.10 УПК РФ устанавливает порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Президиум Верховного Суда РФ в надзорном порядке вправе прекратить уголовное дело по любому реабилитирующему и нереабилитирующему основанию, предусмотренному УПК, за следующими исключениями.
Истечение сроков давности обвинительного приговора, а равно наличие акта амнистии, изданного после вступления в законную силу судебного приговора, прекращения уголовного дела в порядке надзорного производства не влекут, потому что ни приговор, ни последующие вступившие в законную силу судебные решения, на основании которых уголовное дело окончательно разрешено по существу, не ревизуются, для этого нет оснований. При возникновении указанных обстоятельств применению подлежат нормы, регламентирующие стадию исполнения приговора, с соответствующими разъяснениями, которые, как правило,
4
содержатся и в самом акте об амнистии, т.е. в постановлении Государственной Думы и в документах Минюста России и Верховного Суда РФ.
Смерть осужденного является основанием для прекращения уголовного преследования и уголовного дела судом надзорной инстанции лишь в том случае, если кончина наступила до вступления судебного приговора в законную силу, например, когда суду, постановившему приговор заочно (часть седьмая статьи 247 УПК), не было известно, что подсудимого к этому моменту уже нет в живых, когда осужденный скончался вскоре после провозглашения приговора, который, никем не обжалованный, вступил в законную силу по истечении апелляционного срока, или когда суд апелляционной инстанции, будучи осведомлен о смерти осужденного, после вынесения приговора, вместо того чтобы самому прекратить уголовное преследование, оставил обвинительный приговор без изменения. Смерть осужденного после вступления в законную силу судебного приговора уголовно-процессуальных правоотношений не порождает.
2.2. Проблемные аспекты проверки вопросов факта судами кассационной и надзорной инстанций
Одной из важных черт реформированной системы пересмотра судебных решений по уголовным делам является недопустимость оценки обоснованности и справедливости приговора судами кассационной и надзорной инстанций, чья деятельность с 2013 г. ограничена лишь проверкой законности судебных актов. Установление же фактических обстоятельств дела должно осуществляться на ординарных судебных стадиях: при рассмотрении дела по существу и в апелляционном производстве.
Перечень оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном и надзорном порядке ввиду существенного нарушения уголовного закона (неправильного его применения) и (или) существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в суде апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела.
Установление указанных ограничений предмета проверки обусловлено исключительным, резервным характером пересмотра приговоров, вступивших в законную силу, что в свою очередь объясняется преодолением в кассационном и надзорном производствах неопровержимости окончательных судебных актов. Кроме того, эти процедурные правила призваны исключить возможность злоупотребления процессуальными правами со стороны участников и превращения экстраординарных производств в ординарную судебную инстанцию, не нарушая при этом базовые конституционные принципы справедливости и равенства. В то же время, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, особый предмет судебного разбирательства в указанных производствах, как и иные их особые основания и процедуры, направлен не на ограничение, а, напротив, на обеспечение прав участников уголовного судопроизводства, поскольку все формы пересмотра вступивших в законную силу судебных решений являются дополнительными способами обеспечения их законности и исправления возможной судебной ошибки.
Вместе с тем из запрета проверки обоснованности и справедливости приговоров имеются исключения. Однако объем этих исключений, условия выхода суда за рамки проверки законности на исключительных судебных стадиях носят дискуссионный характер.
5
Заключение
Производство в надзорной инстанции - самостоятельная стадия уголовного судопроизводства, предназначенная (как и кассационное производство) для выявления и исправления судебных ошибок по уголовным делам, судебные решения по которым вступили в законную силу. Эта стадия по своей сути очень близка к кассационному производству: общим у них является предмет производства, основания отмены или изменения судебного решения, виды принимаемых решений, процессуальный порядок рассмотрения жалобы, представления.
Имеются следующие полномочия суда надзорной инстанции (ч. 1 ст. 412.11 УПК РФ), в соответствии с которыми суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения уголовного дела вправе:
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
5. Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Собрание законодательства РФ, 27.04.2015, N 17 (часть IV), ст. 2542.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Республики Узбекистан Б.Т. Гадаева и запросом Курганского областного суда» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2013, N 28, ст. 3881.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 марта 2017 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Е. Певзнера» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 марта 2014 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 401.3, 401.5, 401.8 и 401.17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.С. Агаева, А.Ш. Бакаяна и других» // СПС «КонсультантПлюс».
6
9. Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. N 347-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Габова Вячеслава Сергеевича на нарушение его конституционных прав статьями 412.1, 412.4 и 412.5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2764-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суховского Дмитрия Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 2800-О «По запросу суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности положений части четвертой статьи 37, части седьмой статьи 246 и части первой статьи 389.13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2018. N 2.
12. Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2764-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Суховского Дмитрия Анатольевича на нарушение его конституционных прав статьей 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Постановление Верховного Суда РФ от 9 августа 2017 г. N 18-УД17-73 // СПС «КонсультантПлюс».
14. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2017 г. N 5-УД17-36 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Президиума Верховного суда Республики Коми от 17 июня 2015 г. N 44у-35 // СПС «КонсультантПлюс».
16. Постановление Президиума Московского городского суда от 30 октября 2015 г. по делу N 44у-268/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление Президиума Магаданского областного суда от 3 августа 2015 г. по делу N 44у-13/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Частное определение Судебной коллегии по уголовным делам Омского областного суда от 16 декабря 2010 г. по делу Пахтеева О.О. // СПС «КонсультантПлюс».
19. Постановление президиума Нижегородского областного суда от 11 мая 2016 г. N 44у53/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
20. Постановление президиума Нижегородского областного суда от 7 июня 2017 г. N 44у69/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
21. Постановление президиума Нижегородского областного суда от 9 августа 2017 г. N 44-у116/2017 // СПС «консультантПлюс».
22. Постановление президиума Нижегородского областного суда от 6 сентября 2017 г. N 44у125/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
23. Постановление президиума Нижегородского областного суда от 26 июля 2017 г. N 44-у108/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
7
24. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. С. 412.
25. Бородинова Т.Г. Институт пересмотра приговоров в современном уголовнопроцессуальном праве Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. М., 2016. С. 259 - 263.
26. Вилкова Т.Ю. Принципы уголовного судопроизводства в системе принципов национального права: общеправовой и межотраслевой аспекты. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. С. 83.
27. Дикарев И.С. Надзорно-кассационная форма пересмотра судебных решений в уголовном процессе. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. С. 40;
28. Ковтун Н.Н. Об «извращенном» предмете надзорно-кассационной формы проверки: законодательство, теория, практика // Уголовное судопроизводство. 2016. N 4. С. 37 - 44.
29. Козявин А.А. Особенности процессуальной деятельности адвоката в кассационном и надзорном производствах по уголовному делу // Библиотека криминалиста. 2017. N 2(31). С. 89 - 90.
30. Кудрявцева А.В. Создание апелляционных и кассационных судов повысит авторитет судебной власти // Уголовный процесс. 2019. N 2. С. 478 - 500.
31. Лупинская П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 123.
32. Панокин А.М. Сравнительная характеристика апелляционного и кассационного порядка рассмотрения уголовных дел // Lex Russica. 2017. N 9(130). С. 100.
33. Пашин С.А. 2018 год стал годом двух с половиной отсроченных революций в процесс // Уголовный процесс. 2019. N 2. С. 28;
34. Ярцев Р.В. Пересмотр приговоров в сторону ухудшения // Мировой судья. 2019. N 11. С. 39.