Фрагмент для ознакомления
2
имеют разнообразную текстуру — от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. 7. Фантом — ощущение утраченной части тела 8. Галлюцинация — ложное восприятие реально отсутствующего объекта, возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах. [9, с.305].
В. Л. Ситников считает, что понятие «образ человека» в последнее время стало достаточно широко применяться для обозначения облика человека, характерного для той или иной культуры в целом или для определенных этапов ее развития. Также он полагает, что синонимами этого образа могут быть понятия «модель человека» и «парадигма человека» .[3, с.16].
Проанализировав все понятия этих авторов, можно отметить, что их мнения пересекаются в некоторых моментах. Они говорят о том, что образ - это некое идеальное отображение объекта, который воспринимается при помощи органов чувств.
Изучив труды А. Н. Леонтьева, можно отметить, что он рассматривает понятие образа как научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира, то есть мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают, а также как знание о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире. В своей работе А. Н. Леонтьев определяет восприятие как средство построения образа реальности. Важным моментом, на котором учёный акцентирует внимание, является недопустимость ограничиваться в исследованиях аналитическим подходом. Относительно психологии восприятия это проблема состоит в возвращении к тому целостному образу реальности, который строится в сознании субъекта. Защитникими словами, образ мира не может быть сведён к совокупности отдельных феноменов, характеристик и отношений, абстрагированных из реального процесса его функционирования в сознании субъекта. «В образ, картину мира входит не изображение, а изображенное (изображенность, отраженность открывает только рефлексия, и это важно!)». [1, с.11-18].
Ссылаясь на А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнов полагает, что: «Важным шагом на пути создания психологической теории образа, реализующей на конкретно-научном материале основные достижения марксистской методологии, явилось введение понятия образа мира в контексте деятельностного подхода к пониманию происхождения и функции психического». С. Д. Смирнов понимает картину мира как некоторую совокупность образов отдельных предметов и явлений. [2, с.1].
Итак, в данном разделе мы познакомились с понятием образа в научной психологии. Большинство авторов под образом понимают отображение объекта в сознании при помощи органов чувств. Наиболее полное определение дают Б. Г. Мещеряков и В. П. Зинченко, говоря о том, что образ это чувственная форма психического явления и что это важный компонент действий субъекта. То есть это отражение в идеальном плане внешнего объекта, воздействующего на органы чувств.
1.3. Искусственное прерывание беременности
Немаловажной в ряде проблем, связанных с деторождением, стоит проблема высокого уровня производства абортов. По числу абортов Россия занимает одно из первых мест в мире, совершается их более 3,5 млн. в год. Внебольничные аборты составляют 12,0 %. За год от абортов в стране умирает в среднем 260 женщин и полмиллиона приобретает осложнения [6].
Особую озабоченность вызывает высокий уровень абортов среди молодежи. Молодежь является одной из социальных групп, для которой, с одной стороны, аборт является наиболее опасным по своим последствиям для здоровья, с другой стороны, группой, на формирование мировоззрения которой еще можно повлиять [4].
Уровень абортов в России, исходя из данных, содержащихся в специальных статистических материалах, до сих пор является одним из самых высоких в мире. До настоящего времени аборт остается одним из основных методов регулирования рождаемости (6 из 10 беременностей заканчиваются абортом) [6], в то же время – одним из основных факторов ухудшения репродуктивного здоровья женщин Российской Федерации.
Значительное число абортов производится без учета современных технологий. Среди причин материнской смертности доля смертности по причине аборта составляет 19,0 ± 0,2 %, причем погибают женщины, умершие от кровотечений после прерывания беременности до 28 недель, после аборта по медицинским показаниям, криминального аборта. Из числа умерших от абортов более четверти умирает в возрасте до 25 лет [1].
Молодость – это определенная фаза развития человека. Отечественный исследователь И.С. Кон пишет, что молодость, как этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные границы четко не определены и имеют социально-историческую природу. Они также зависят от общества, в котором развивается человек, от закономерностей социализации этого общества. В зависимость от перечисленных характеристик попадают социальный статус и социально-психологические особенности. [13]
Как утверждает И.С. Кон, молодость не имеет четких возрастных критериев, но условные границы все же существуют. В отечественной социологии нижняя граница молодости определяется 14-16 годами, а верхняя – 25-29 годами. В отдельных случаях верхняя возрастная граница продлевается до 35 лет (молодые ученые, молодые семьи). [22]
При этом людей, находящихся на стадии развития молодости принято называть – молодежью.
В социологическом словаре Е.М. Бабосова молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, находящаяся в процессе становления и развития социальной, психофизиологической, социокультурной и гражданской зрелости, приспособленная к исполнению социальных статусов и ролей, свойственных взрослым людям. [2]
Наиболее конкретное понятие «молодежи» приводит И.С. Кон. Он говорит, что молодежь – это социально – демографическая группа, объединяемая на основе возрастных характеристик, социально – психологических свойств и особенностей социального положения. [13]
Наиболее ранее определение понятия молодежи было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». [23]
В данном определении употребляется понятие социализации – это важнейший этап жизни молодежи, в ходе которого индивид приобщается к культуре, обществу, становится полноценным участником социальной жизни. Социализация – это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных групп и социальных структур, в различные действия социальных норм посредством усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности. [7]
Социализация происходит на протяжении всей жизни человека. Самореализация в процессе социализации осуществляется в виде трудовой, учебной и профессиональной деятельности. Это не однонаправленный процесс, а процесс взаимодействия с окружающим социальным миром. Интенсивным этапом социализации является период молодости, а саморазвитие молодежи набирает обороты как раз во время студенчества, так как на данном временном отрезке происходит наиболее активное взаимодействие индивида с обществом в виде перечисленных типов деятельности. Следовательно, можно выделить часть или вид молодежи как социально – демографической группы – студенческую молодежь. Она характеризуется признаками, относящимися к молодежи, но при этом имеет ряд признаков, отличающих ее от молодежи в целом. Такими специфическими признаками студенческой молодежи являются:
• более конкретная возрастная принадлежность, связанная с моментом поступления и окончания высшего учебного заведения (приблизительно, 17 – 24 года);
• учебная деятельность и выбор профессии;
• психофизиологические особенности;
• своеобразное восприятие мира, связанное с возрастом, с социальной ситуацией. [21]
Как упоминалось выше, в период молодости одной из главных задач является самореализация и развитие самосознания. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. [1] Следовательно, это время для человека является наиболее «хрупким» и подверженным влиянию. В процессе самореализации у индивида формируются как значимые черты личности, так и отношение к себе, к объектам социального мира.
В последнее время растет интерес к проблемам родительства. В отечественной психологии проблеме родительства, образа родителя уделено внимание в работах О.В. Баженовой, О.А. Копыл, В.И. Брутман, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Лисиной, Г.Г. Филипповой.
В психологической литературе мало проработаны представления супругов о себе как о родителях, не уделяется должного внимания факторам, влияющим на адекватное формирование образа «я-родитель». Современные исследователи указывают на важность мотивационной основы родительского поведения. По мнению М.И. Лисиной, мотивационная основа родительского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние, как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Уровень психологической готовности к родительству определяется суммарным
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Акушерство. Национальное руководство // Под редакцией Э.К. Айламазена, В.И. Кулакова, В.Е. Радзинского, Г.М. Савельевой. – М.: Гэотармед, 2013. – 1200 с.
2. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.: Питер, 2003. 271с.
3. Баласанян В.Г. Роль гигиенической культуры и практики в формировании и сохранении репродуктивного здоровья девочек и девушек-подростков // Мать и дитя: Мат. IV Рос. форума. – М., 2002. – С. 10–12.
4. Белановская О.В. «Готовность к осознанному родительству: психологические проблемы» // Пергаменщик Л.А. (ред.) Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции - Минск, БГПУ им. М. Танка. 2011. С. 115-120
5. Берберян А.С., Дорошина И.Г. (ред.) Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы II международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012 года. – Пенза – Шадринск –Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – 300 с.
6. Бернс, Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 656 с.
7. Бодалев А. А. Личность и общение – М: Прогресс, 2000 - 325 с.
8. Бодяжина В.И., Жмакин К.Н., Кирющенков А.П. Акушерство. – М.: Гэотар-мед, 2012. – 496 с.
9. Вовчик-Блакитна Е.А. «Образ жизни семьи в родительских представлениях» // Пергаменщик Л.А. (ред.) Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции - Минск, БГПУ им. М. Танка. 2011. С. 34-45
10. Волкова С.А., Слепкова В.И. «Качественное исследовательское интервью как возможность исследования имплицитных теорий родительства» // Пергаменщик Л.А. (ред.) Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции - Минск, БГПУ им. М. Танка. 2011. С. 119-127
11. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Пермь: ПГПУ, 2002. – 247 с.
12. Гроза И.В. Исследовательские векторы изучения возможностей развития личности в контексте супружеского взаимодействия // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. Ростов н/Д. №5. 2012.
13. Гроза И.В., Котова И.Б. Личность в супружестве. Монография. Ростов н/Д: Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ПППРО. 2012. – 210 с.
14. Гуркин Ю.А. Факторы формирования гигиенической культуры современных девушек-подростков // Мать и дитя: Мат. IV Рос. форума. – Медицина, 2002. – С. 26–27 .
15. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. 576с.
16. Кон И. С. Дружба. Этико – психологический очерк. - М.: Издательство политической литературы, 1980. 108с.
17. Леонтьев А. Н. Психология образа. - М.: Педагогика, 1983. с. 11-18
18. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. 633с.
19. Ожегов С. И. Толковый словарь. – М.: ООО «А – ТЕМП», 2007. 944с.
20. Попов А.А. Искусственные аборты. – Москва, 2002. – 256 с.
21. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. 460с.
22. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). – СПб.: Химиздат, 2001. 288с.
23. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. - Вестник Моск. ун-та. Сер.14: Психология. 1981. №2. с.15-29.
24. Хухлаева О. В. Психология развития – молодость, зрелость, старость. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. 208с.
25. Юсупова А.Н. Аборты в Росии // Под редакцией В.Ю. Альбицкого. – М.: Гэотар-мед, 2004. – 208 с.