Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В процессе изучения основных предметов важно шире применять такие методические приёмы активизации ИКТ-компетентности обучающихся:
- беседу, которая раскрывает возможности других предметов в обогащении лексического состава русского языка;
- создание проблемных ситуаций, которые требуют знаний из других дисциплин; сочетание индивидуальных и групповых заданий по коллективной учебной работой;
- сопротивления на внеклассную работу, способствует обобщению знаний обучающихся по различным предметам;
- межпредметные конкурсы, брейн-ринги, тесты, контрольные работы;
- мультимедийные технологии.
Развитие науки и техники даёт учителям и ученикам новые формы коммуникации, новые способы решения абстрактных и конкретных задач, изменяя учителя с авторитарного транслятора готовых идей в вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика.
Сегодня в образовательном процессе преобладает система обучения, которая укладывается в схему ученик – технология – учитель, при которой преподаватель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником учебного процесса [3].
Жизнь стремится нового слова и новых технологий.
Проектируя ИКТ на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, стоящей перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Во-первых, внедрение ИКТ в современное образование существенно ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде, к социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания новой системы образования, отвечающей требованиям современного информационного общества и процесса модернизации традиционной системы образования в системе требований образовательного процесса.
Таким образом, использование информационных технологий на уроках математики (алгебры и геометрии) способствует тому, чтобы найти пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные способности; создать доброжелательную творческую атмосферу на уроке постоянно обращаться к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности; искать и находить наиболее эффективные пути усвоения знаний; раскрывать и реализовывать личностные особенности ученика и учителя.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения математике обучающихся 10-11 классов.
Предмет исследования – методические аспекты формирования ИКТ-компетентности обучающихся 10-11 классов в процессе организации практических работ по геометрии.
Цель исследования – разработать рекомендации к организации деятельности по формированию ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: правильная организация учебной деятельности в курсе геометрии будет способствовать формированию ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля, если:
– в учебном процессе будут использоваться практические работы;
– будет продумана система заданий, реализующая принцип «от простого к сложному»;
– постепенно и целенаправленно изменятся функции педагога от организатора – наставника к позиции партнёра, а затем – консультанта.
Соответственно цели, перед нами были поставлены задачи, а именно:
- изучить и описать понятие и роль компьютеризации в обучении;
- рассмотреть основные аспекты типологизации практических работ по геометрии и их значение в процессе формирования ИКТ-компетентности обучающихся 10-11 классов;
- определить особенности организации учебной деятельности учащихся на уроке с использованием ИКТ;
- разработать комплекс заданий для практических работ по геометрии, способствующих формированию ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля;
- проанализировать процесс моделирования как элемент формирования ИКТ-компетентности в процессе решения задач;
- охарактеризовать методику организации практических работ по геометрии как средства формирования ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля;
- описать результаты экспериментальной работы по реализации методики организации практических работ по геометрии обучающихся 10-11 классов.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
– теоретический – анализ психологической и дидактической литературы по исследуемой проблеме, изучение учебников и учебных пособий по математике, изучение методик обучения математике;
– эмпирический – анализ педагогического опыта, его реконструкция, наблюдение за деятельностью обучающихся, беседы, опросы, опытно–экспериментальная работа.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках геометрии и позволят привести к развитию ИКТ-компетентности, творческого мышления, повышению эффективности обучения, систематизировать знания.
На защиту выносится: методические аспекты развития ИКТ-компетентности учащихся в процессе обучения математике.
Поставленные задачи работы предопределили её структуру, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1. Понятие и роль компьютеризации в обучении
Понятие «информационные технологии» появилось в последней трети двадцатого века и получило широкое распространение только в последние десять лет.
Следует отметить, что иногда они говорят не об «информации», а об «информационных и компьютерных технологиях».
Но поскольку сегодня эта концепция почти всегда подразумевает использование компьютерных технологий, определение «компьютер» может быть опущено как само собой разумеющееся.
Эта концепция основана на представлении о технологии как о целенаправленном процессе, который характеризуется единством объекта и спецификой методов и методов его обработки, благодаря которым происходит качественное изменение объекта. Процессы обработки информации полностью соответствуют этому определению [3].
Компьютерные технологии – это технология, основанная на использовании компьютеров, активном участии непрофессиональных пользователей в области программирования в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов общего и программного обеспечения, доступ пользователей к удаленным базам данных и программам благодаря компьютерным сетям [4].
В настоящее время более широко используется концепция информационных технологий, которая также является более обширной. Информационные (компьютерные) технологии имеют свои цели, методы и средства реализации. Их содержание вкратце таково.
Целью информационных технологий является создание качественного информационного продукта из информационного ресурса, отвечающего требованиям пользователя. Информационные технологии – это методы обработки и передачи данных [7].
Средства информационной технологии – математические, программные, информационные, технические и др.
Глобальные информационные технологии включают модели, методы и инструменты, которые формализуют и позволяют использовать информационные ресурсы общества [3].
Появление компьютеров в образовании породило определённые методологические, методологические, теоретические и философские проблемы. Это должно привести к переосмыслению ряда положений теории познания, методологических основ дидактики и методики преподавания многих научных дисциплин.
Учебные заведения всех уровней не всегда на достаточном уровне оснащены компьютерами для изучения других дисциплин, кроме информатики. Действительно, в некоторых случаях, для этого достаточно иметь один компьютер в классе, проектор, который работает с ним, и демонстрационный экран. В этом случае учитель получает мощный вспомогательный технический инструмент для усиления учебного эффекта урока.
В настоящее время также назрела острая необходимость в создании при каждом учебном заведении локальных сетей – своего рода Баз Знаний, к которым учитель в случае возникновения такой необходимости в процессе урока мог бы подключиться за информацией, из любого кабинета (класса). В организации Баз Знаний неоценимую помощь могут оказать сами учащихся. Это еще одно направления проявления ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля, а для учителя огромное поле для организации исследовательской работы.
Итак, компьютер, проектор с экраном, База знаний – это основные составляющие педагогического процесса на современном этапе с точки зрения методики преподавания любого предмета и концепции компьютерной модернизации образования. В перспективе – создание Баз знаний между несколькими учебными заведениями, единых для всей России.
При таком подходе очевидно, что Интернет, за который выступают некоторые высокопоставленные чиновники, очень далекие от образования, не требуется. Конечно, мы не против Интернета, если его использование не становится самоцелью. Учитель должен обращаться к Интернету в тех редких случаях, когда ему нужен дополнительный материал для урока. Нет необходимости подключать весь компьютерный класс к Интернету. По ряду причин учителя математики, у которых класс, подключенный к такой сети, просто не знают, как ею пользоваться. И ни в одном методическом пособии об этом не говорится. Это еще одна проблема, которую необходимо решать не на уровне образовательного учреждения.
Компьютеризация образования – одно из масштабных нововведений, пришедших в российское образование за последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерных технологий в образовании:
- использование компьютерных технологий как средства обучения, улучшения учебного процесса, повышения его качества и эффективности;
- использование компьютерных технологий как средства обучения, познания себя и реальности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий как объектов исследования и др.
Цифровые технологии в образовании – это способ организации современной образовательной среды на основе цифровых технологий.
Основные направления развития нашей страны отражены в программе «Цифровая экономика Российской Федерации». Он призван создать благоприятные условия для создания полноценного гражданского общества, в котором знания, товары и услуги станут общедоступными для всех граждан. Для реализации амбициозных задач, поставленных программой «Цифровая экономика Российской Федерации», необходимо, прежде всего, уделить пристальное внимание реорганизации системы образования.
Основной характерной чертой современной личности является владение навыками работы с цифровыми технологиями, их применение в повседневной жизни и на работе. Чтобы обеспечить экономику работниками, обладающими цифровыми технологиями, необходимо внедрить эти технологии в систему образования. Даже дети дошкольного возраста успешно осваивают цифровую среду и уже имеют некоторый опыт, который необходимо закрепить и развить в процессе обучения в школе.
Сегодня использование цифровых технологий в образовании уже стало реальностью. Вовлечение обучающихся в процесс самостоятельного поиска и фильтрации необходимых данных, проектные работы, эффективное использование электронных учебников позволяет сформировать у них навыки XXI века.
Важную роль играет внедрение и доступность использования образовательных интернет-сайтов, работающих в режиме онлайн, дающих как простые задания, так и полные учебные курсы по разным направлениям. Правительство России одобрило проект «Современная цифровая образовательная среда», который должен улучшить качество и расширить уровень системы непрерывного образования. Это можно реализовать, улучшив наше цифровое образовательное пространство.
Кроме того, онлайн-обучение должно быть общедоступным. Этот проект должен представить цифровое образование как очень удобный и эффективный способ как для обучающихся, так и для преподавателей. Он служит для улучшения качественных показателей образовательного процесса, делает его более доступным, делает возможным организацию смешанного обучения и, кроме того, формирует метод непрерывного обучения с учетом личных направлений обучения каждого ученик.
Его основной отличительной чертой является не только ориентация на внедрение цифровых технологий обучения на всех уровнях образования, но и повышение уровня образования всех граждан страны, что подразумевает образование на неформальном уровне. Широкое использование цифровых технологий, доступ пользователей к общим источникам образовательных ресурсов, расположенных на той же базе, востребовано учащимися, имеющими конкретные проблемы в области образования, а также особенно одарёнными детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://standart.еdu.ru/ (Дата обращения: 22.06.2020).
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 2011.- 128 с.
4. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – М.: Педагогика, 2011. – №. 1. – С. 25-30.
5. Амонашвили Ш. А. К каждому ребенку – индивидуальный подход // Воспитание школьника. – 2018. – № 5. – С. 47-52.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в старшей школе: от действия к мысли: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
7. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.: Просвещение, 2017. – 154 с.
8. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. – Alma Matеr. – М.: Вестник высшей школы, 2019. – Вып. 7. – С. 12-34.
9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Просвещение, 2011.- 174 с.
10. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в старшей школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 129 с.
11. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. – 2011. №2. С.108-115.
12. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Рось – Нова, 2018. – 189 с.
13. Венгер Л. А., Марцинковская т.д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
15. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения математике // Начальная школа. – 2017. -№ 12.- С. 20-22.
16. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. – СПб.: Северная звезда, 2018. – С. 24.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.: Наука, 2003. – 409 с.
18. Гаврилова Е. Э. Формирование ИКТ-компетентности при изучении математики в 10-11 классах технологического профиля школьников средствами проектной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой учёный, 2012. – С. 66-72.
19. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2013. – 188 с.
20. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество школьников на уроках // Начальная школа. – 2018. – №1. – С. 17-23.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2013. – 384с.
22. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, 2018. – 157 с.
23. Коноводова Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. – URL https://mоluсh.ru/соnf/pеd/arсhivе/60/2536/ (дата обращения: 22.06.2020).
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Издательство УРАО, 2011. – 176 с.
25. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М.: Педагогика, 2013. – 189 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Рось – Нова, 2017. – С.56-57.
28. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие. – М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
29. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч.-практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2019. – Вып. 1(5). – С. 41-47.
30. Мухина В. С. Психология школьника. – М.: Просвещение, 2005. – 236 с.
31. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 2019. – 356 с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2014. – 190 с.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2013. – 190 с.
34. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов школьников. Учебное пособие. – Минск: МГУ, 2014. – 349 с.
35. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: – М.:АРКТИ, 2015. – С. 16 -23.
36. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М, 1980.-240 с.
37. Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. – Киев: Высшая шк., 2019. – 159 с.
38. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 480 с.
39. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2014.-175 с.
40. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
41. Чечель И.Д. Метод проектов или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 2018. – № 3. – С.11-16.
42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 2019. – С.10-15.
43. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.