Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Различные виды социальной поддержки граждан достаточно развиты во всех цивилизованных странах. Данная дефиниция подразумевает систему/комплекс мер или мероприятий, которые направлены на разнообразную помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, либо лицам, имеющим право на получение ряда социальных льгот в соответствие с установленным законодательством.
Российская Федерация на конституционном уровне провозгласила высшие ценности человека- его права и свободы. Данной положение детерминирует все отрасли права, но право социального обеспечения вообще, а пенсионное обеспечение в частности, напрямую реализует обязанности государства по защите и поддержке граждан.
Социальная поддержка в РФ регламентируется рядом нормативно-правовых документов и может предоставляться в виде денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т. д.) и натуральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препараты и т. д.).
Интерес к проблеме был вызван тем, что современный глобализирующийся мир отличается массовыми изменениями в развитии цивилизации, высоким уровнем научного и технического прогресса, который постоянно усиливает действие техногенных факторов на окружающую среду и социум, увеличивает риск возникновения появления радиационных и техногенных аварий.
В России проживают лица, которые пострадали в результате радиационных и техногенных аварий. Число граждан, потерявших потеряли здоровье в результате воздействия на них неблагоприятных факторов, достаточно большое.
По состоянию на 01.01.2018 года более 4,5 тысяч россиян, в том числе 537 детей, погибли в результате различных чрезвычайных ситуаций. "Численность населения, пострадавшего при различных видах чрезвычайных ситуаций в 2018 году: всего по Российской Федерации 14 999, из них погибших 4 636, в том числе детей 537".
Объект данного исследования – общественные отношения, связанные с нормативно-правовым регулированием мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, регламентирующие правовое регулирование мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Цель работы – нормативно-правовой анализ комплекса научно-обоснованных выводов в отношении правового регулирования мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
В настоящее время социальная поддержка вышеуказанных граждан осуществляется при помощи целенаправленных действий по реализации мер социально-экономического и организационного характера, обеспечивающих осуществление социальных прав данной категории граждан. Все многообразие этих мер можно классифицировать по различным направлениям, факторам, признакам и содержанию.
В связи с поставленной в работе целью, определены следующие задачи исследования:
1. Дать общую характеристику социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
2. Раскрыть состояние системы современного правового регулирования мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
3. Проанализировать пути совершенствования системы социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Методологическую основу исследования составили:
- специальные методы (исторический, сравнительно-правовой, системно-аналитический, формально-логический и др.);
- комплексный метод научного познания;
- логический и формально-юридический методы послужили основой анализа имеющихся научных позиций и концепций о сущности правового регулирования мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Применение названных методов позволило исследовать объект во взаимосвязях абстрактного и конкретного, комплексного и единичного, в результате чего были выявлены некоторые тенденции, сделаны обобщения, сформулированы рекомендации по решению проблем правового регулирования мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Степень разработанности темы исследования.
Институт правового регулирования мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф был и остается объектом исследований, результаты которых нашли отражения в работах таких ученых, как Е.В. Медведевой, А.Е. Захарченко, М.С. Бородиной, Н.М. Горяйновой и др. Несмотря на длительное изучение данного института, и его применения на практике, все еще остается ряд неразрешенных вопросов, чему мы и посвятим свою работу.
Нормативную основу исследования составили положения Конституции РФ, положения федерального и регионального законодательства, реализующих социальную поддержку лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Практическая значимость темы исследования выражена в том, что данная работа представляет интерес для лиц, изучающих правовое регулирование мер социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф. выявления общественного мнения с использованием интернет-ресурсов, а также для лиц, занимающихся решением проблем правоприменения в данной области.
Структура исследования определяются целями и задачами работы. Работа структурно состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, а также заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф
1.1. История становления и развития социальной поддержки лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф в Российской Федерации
По мнению Д. Мейера, что все науки имеют именно свою сторону исторического пути и в современном глобализирующемся мире право социального обеспечения имеет свою историческую сторону, современное юридическое воззрение, суть которого есть результат всей предшествовавшей жизни .
Таким образом, в действительности, чтобы более полно рассмотреть нынешнее состояние того или другого социального и юридического института, следует подробно проанализировать динамику развития определенного института.
Историко-правовые вопросы исследования развития института социальной поддержки граждан, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф необходимо проводить на основании хронологического подхода.
Наряду с принятием первых основополагающих законов об охране окружающей среды, во всех новых конституциях независимых государств, образованных после распада СССР, получили (хотя и в разном объеме) четкое закрепление экологические права человека.
В 90-е годы прошлого столетия в законодательстве закреплялись принципиально новые правомочия граждан и общественных экологических объединений, что отражало уровень возросшей активности населения после аварии на Чернобыльской АЭС в отстаивании своих экологических прав.
Особой важностью для граждан того времени было то, что СМИ не своевременно оповестили население о имеющейся на Чернобыльской АЭС аварии.
Наряду с появлением экологического законодательства, стало происходило формирования в России, Беларуси и ряда стран СНГ социального законодательства, которое было призвано компенсировать ущерб здоровью пострадавшим от аварии и предоставлять данной категории граждан дополнительные медицинские и другие льготы.
Как таковое социальное законодательство в СССР существовало и раньше, оно касалось льгот и выплат ветеранам войны, инвалидам, беременным женщинам и т. д. Однако, в начале 1990-х гг. прошлого столетия эта система была дополнена принципиально новыми по своему правовому значению элементами.
Как отметил КС РФ, экстраординарная по своим последствиям техногенная авария на Чернобыльской АЭС привела к огромным экологическим и гуманитарным потерям. В результате значительно нарушены были не только право на благоприятную внешнюю среду, но и иные конституционные права граждан, которые непосредственно связаны с охраной жизни, здоровья, жилища и т.д.
Граждане на законодательном уровне имеют возможностью получать компенсационные выплаты, регламентированные Конституцией Российской Федерацией.
Основным законом, который закрепляет положение о предоставлении пособий и компенсация, является Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1.
К лицам, которые подверглись действию радиации распространено действия ФЗ от 15 мая 1991 г. №1244-1.
К лицам из подразделений особого риска следует отнести лиц из числа военных и вольнонаемных, войска и органы КГБ СССР, внутренние войска, железнодорожные войска и другие военные формирования. Также относятся лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.
Меры соцподдержки лицам из подразделения особого риска категории "д" представлены согласно постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6- ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 24.04.2020 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Федеральный закон «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 № 2-ФЗ (ред. от 24.04.2020) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 (ред. от 08.09.2018) «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Рос. газ. – 2005. - 20 января. – С. 1-2.
5. Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991г. N 2123-1 ( в ред. 29.06.2015 г.) «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска»
Научная литературы
6. Бородина, М. С. Организации социальной поддержки молодежи: региональный опыт / М. С. Бородина // Гаудеамус. - 2017. - № 1 - С. 105-109.
7. Замараева, З. П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З. П. Замараева // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2012. — № 2. — С. 184—192.
8. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2-х ч. Ч. 1. По исправленному и дополненному 8-му изданию. М., 1997. – C. 39.
9. Немерюк Е.Е. Реализация социальной политики на региональном уровне (на примере Саратовской области) /Е.Е. Немерюк//Известия саратовского университета.-2018.-№4.-С.403.
10. Подъяблонская, Е. П. Оптимизация государственных расходов на социальную поддержку граждан России и направления повышения их эффективности / Е. Л. Подъяблонская // Финансы и кредит. — 2013. — № 40. — С. 52—62.
11. Проблемы социальной защиты населения / Е. С. Кокшарова, Ю. Е. Ковбасюк // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 225—227. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40764/ (дата обращения: 22.08.2020).
12. Усова О.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской Федерации: эффективность, проблемы функционирования системы /О.А. Усова//Общество, экономика, управление.-2019.-№1.-С.18.
Интернет-источники
13. Более 4,5 тысяч россиян погибли в 2018 году в результате ЧС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190802/1557095614.html. Дата обращения 22.08.2020.
14. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. — URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 22.08.2020).
15. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. — URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 22.08.2020).
16. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность : науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. — URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 22.08.2020).
17. Социальная поддержка [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://samsebeyurist.by/?view=category&id=22. (Дата обращения: 07.09.2020).
18. Управление социальной защиты населения Администрации Прохоровского района [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://prohuszn.ru/socsupport/vipl_shaes/. (Дата обращения: 05.09.2020).