Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что указом Президента РФ Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Объектом исследования являются общественные отношения по поводу создания соответствующих условий в целях совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Предмет исследования нормы законодательства, регулирующие создания условий в целях совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Цель курсовой работы – проанализировать комплекс мер по созданию условий в целях совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.
Поставленная цель может быть решена путем решения следующих задач:
- рассмотрение истории развития семейной политики государства;
- исследование этапов развития государственной семейной политики;
- рассмотрение основных направлений государственной семейной политики на федеральном уровне;
- анализ мероприятий, проводимых в целях совмещения женщинами трудовой деятельности и воспитания детей;
- изучение рисков при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей.
Эмпирическая база исследования представлена трудами ученых-правоведов в данной области, законодательными и нормативными правовыми актами, статистическими данными.
Методологическая база исследования представлена следующими методами: системный метод, диалектический, методы сравнительного анализа, методы индукции и дедукции, методы экспертных оценок.
Структура работы. Курсовая работа структурирована введением, двумя главами и четырьмя параграфами, заключением, списком использованной литературы.
Глава 1. Основы государственной семейной политики
1.1. История развития семейной политики государства
Государственная семейная политика России является элементом социально-демографического блока внутренней политики государства. Оформление основ современной государственной семейной политики пришлось на конец советского периода, что было вызвано ощутимым изменением демографического поля. Они были заложены в 1980-е гг. когда институт семьи стал рассматриваться отдельной категорией в рамках социальной политики (Постановление ЦККП СС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» № 235 от 22.01.1981 г.).
С этого периода семейная политика в трудах исследователей стала преподноситься как элемент социальной политики государства, с 2000-х гг. – социально-демографической.
Изменение приоритетов семейной политики в 1990 – нач. 2000-х гг. было связано с повышением уровня жизни населения в нач. 2000-х гг., снижением численности населения в результате попадения страны в демографическую «волновую яму», снижением уровня рождаемости, старением населения.
Изменение приоритетов семейной политики было вызвано сменой ее целевых установок и задач. На сегодняшний день основными целями семейной политики является обеспечение необходимых условий для реализации семьей основных функций, повышение качества жизни семей. Основными задачами становятся сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; повышение уровня рождаемости за счет рождения второго ребенка и последующих детей; укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; привлечение мигрантов.
Длительный процесс становления семейной политики, сопровождающийся изменением целей и задач, формированием ее структурных элементов, характеризуется динамикой основных компонентов семейной политики, изменением программ и мер поддержки, расширением перечня участников процесса реализации семейной политики.
Динамика основных компонентов семейной политики, в том числе и доминирующего элемента законодательно-нормативной основы в постсоветский период была связана со сложной внешнеполитической обстановкой, в которой оказалась наша страна. Можно говорить о диспропорции нормативно-правовых основ триады (международная, российская, региональная) с доминированием международной составляющей. Данное положение вещей влияет на незавершенность процесса формирования семейной политики России как целостной системы, проявлением которой является отсутствие сформированных механизмов реализации семейной политики. Незавершенный процесс развития семейной политики отражается на состоянии основных компонентов семьи, процессов происходящих с семьей на современном этапе.
В данных условиях развитие института семьи сопровождается усложнением семейной структуры (семейной пары с детьми / без детей и других родственников), малодетностью, ростом неполных семей, дистанцированием поколений, активизацией гендерных движений, увеличением доли семей с низким уровнем жизни и находящихся в незарегистрированном браке, полигамных семей.
Данные процессы в целом вызывают противоречия в развитии семьи, заключающиеся с одной стороны в снижении ее размера за счет распространения нетипичных форм семьи, семей основанных на незарегистрированных союзах, приводящим к нулевым и минимальным показателям воспроизводства населения, с другой стороны – ее увеличении посредством повышения уровня рождаемости в семьях с традиционными устоями с использованием экономических рычагов стимулирования; во внутреннем устремлении семьи к интеграционным процессам на принципах коллективизма, с другой – стремлении российского сообщества к развитию индивидуалистских основ с приоритетом индивидуальных интересов над интересами семьи, частного над общим .
Противоречия порождают симбиоз компонентов противоположностей, которые образуют новые качественные основы семьи с низким порогом стабильности, подрывающие социальную и экономическую системы страны.
Нужно сказать, что государственная семейная политика определяет во многом состояние основных компонентов социального института и представляет собой комплекс мер направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества. О на представляет собой динамичную систему, которая претерпевает изменения на протяжении длительного исторического периода.
1.2. Этапы развития государственной семейной политики
Развитие системы государственной политики исследователи, как правило, рассматривают с нач. X X в., что обусловлено становлением системы семейной политики в стране, возможностью анализа нормативно-правовых материалов, социальных последствий данных законопроектов. Выделяется от 4 до 7 этапов динамики государственной семейной политики с максимальным и минимальным дроблением периода нач. XXI в.
Мы рассматриваем этапы развития семейной политики в России, Хакасии в XX – нач. XX I вв. на основе общепринятого 3-х членного деления, представленного М. В. Рабжаевой, добавив этап, приходящийся на
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 606 (ред. от 25.11.2019) "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" // "Российская газета", N 102, 09.05.2012.
2. Приказ Минтруда России №64 от 18 февраля 2013 г. "О методических рекомендациях по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" // СПС «КонсультантПлюс».
3. "Паспорт национального проекта "Демография" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Трошкина И.Н., Смолина И.Г. Государственная семейная политика как основа функционирования современной семьи (региональный аспект) // Социодинамика. 2019. № 11. С. 20-43.
5. Тонких Н.В., Баранова Н.В. Интернет-занятость как инструмент баланса личного и рабочего времени женщин-матерей: миф или реальность // Human Progress. 2019. Том 5, Вып. 7. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_7/Tonkikh.pdf
6. Почекутова Е. Н., Науменко Н. С. Направления повышения эффективности реализации национального проекта «Демография» // Петербургский экономический журнал. № 2. 2020. С. 23-29.
7. Ильин С.М., Бордюгова Н.А., Ильвес Г.Н. О рисках при реализации мероприятий по занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста // Экономика труда. Т. 6. № 3. 2019. С. 1159-1168.
8. Калабихина И.Е., Бирюкова С.С., Макаренцева А.О. Реализация программы содействия занятости через профессиональное переобучение женщин с маленькими детьми в городе Москве // Мир России. 2018. № 2. С. 136-162.
9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Т.Ю. Коршунова и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. 8-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, 2019. X, 1254 с.