Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование (актуальность) темы. Значение государственной молодежной политики определяется тем местом, которое молодежь занимает в любом современном обществе. Молодежь представляет собой наиболее активную, мобильную и, как правило, экспрессивную социальную группу.
Молодые люди ищут свое место в обществе и мире, их система ценностей еще не до конца сформировалась, и в этой связи молодежь становится одной из наиболее уязвимых и потенциально протестных групп.
В условиях глобализации современная молодежь получает все более значительные возможности роста или изменений, с одной стороны, и становится объектом внешнего воздействия, с другой.
Осуществление государственной молодежной политики позволяет политическому руководству страны взять процессы социализации молодежи под непосредственный контроль.
От того, насколько успешно составлена и реализуется государственная молодежная политика, зависит и ее результативность, измеряемая в количестве и качестве решаемых проблем и вопросов, наиболее актуальных для современной молодежи.
Региональная молодежная политика должна учитывать как общегосударственное направление, так и местную специфику. В этой связи изучение основ государственной молодежной политики представляется безусловно актуальным.
Степень научной разработанности темы. При подготовке работы были изучены такие нормативно-правовые акты, как Закон Курганской области «О государственной молодежной политике в Курганской области (с изменениями на 30 июня 2020 года)» [1.3], а также региональные документы курганской области «Механизмы поддержки молодых семей и специалистов в обеспечении жильём» [1.4], «Молодежные образовательные форумы и гранты»[1.5], «Областные молодежные организации» [1.6], «Поддержка талантливой молодежи» [1.7]. Кроме того, проанализирован законопроект «О молодежной политике в Российской Федерации» [1.2].
Такие исследователи, как Е. Андрюшина [2.1], М. Комарова [2.4], В. Крикунова [2.5], О. Михалева [2.6], А. Никитенко [2.7], Н. Самохвалов [2.8] изучали различные аспекты государственной молодежной политики как теоретического, так и прикладного плана.
При изучении зарубежного опыта государственной молодежной политики были использованы материалы Совета Европы [2.9, 2.10, 2.14], ЕС [2.12], ООН [2.13], Канады [2.11], Швеции [2.15, 2.16], Финляндии [2.17].
Объектом исследования выступает молодежь.
Предметом исследования является государственная молодежная политика.
Целью исследования является анализ основ государственной молодежной политики.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть сущность и определение государственной молодежной политики;
2) охарактеризовать нормативно-правовую базу государственной молодежной политики;
3) проанализировать основные направления государственной молодежной политики;
4) охарактеризовать государственную молодежную политику в Курганской области;
5) дать оценку государственной молодежной политике Курганской области.
Гипотеза исследования. Государственная молодежная политика Курганской области в целом носит комплексный характер, однако ее направления не в полной мере отражают нормативно-правовые акты и требования времени.
Основные методы исследования. Основными методами исследования стали наблюдение, изучение литературы и других источников, а также теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы в количестве 21 единицы, общим объемом 35 страниц.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Сущность и определение государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика имеет различные определения. Сам термин молодежь имеет разночтения.
Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом [2.2].
В справочной литературе «молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет, доля в составе населения до 20 %» [2.2].
Термин «государственная молодежная политика» «вошел в правовые системы постсоветских государств из принятого в 1991 г. Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»» [2.3].
Однако данный термин распространен и в зарубежных странах. Так, правительство Швеции определяет ее следующим образом: «молодежная политика является межсекторальной и охватывает все решения и меры, которые влияют на условия жизни молодых людей в ряде различных областей, таких как занятость, жилье, образование, здоровье, досуг, культура и влияние» [2.15].
В целом, молодежь и государственная моложеная политика являются общепринятыми, но имеющими различное смысловое наполнение терминами.
Наибольшее расхождение имеется по вопросу возрастных пределов в определении молодежи, другими словами, когда заканчивается молодость, в 25, 30 или 35 лет.
1.2 Нормативно-правовая база государственной молодежной политики
Нормативно-правовая база государственной молодежной политики формируется исходя из ее специфики.
В России нормативно-правовую базу молодежной политики составляют такие документы, как:
- «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (28.06.95 г. № 98-ФЗ),
- «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (22.08.96 г. № 125-ФЗ),
- «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (29.04.99 г. № 80-ФЗ),
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.99 г. № 120-ФЗ) и др.
Во многие ранее принятые федеральные законы внесены изменения и дополнения. Принят ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
Действия федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам государственной молодежной политики нормативно закреплены