Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная эпоха цифровых технологий, компьютеризации и информатизации включает индивида во взаимодействие с объектами динамичного прогресса информатизации, роботостроения и компьютеризации уже в дошкольном возрасте.
Кроме того, современное общество предъявляет запрос на формирование личности «нового типа», с гибким мышлением, умениями эффективно и целесообразно применять собственные способности, накопленные умения и т.д. Любая профессия сегодня предъявляет высокие требования к интеллектуальным, когнитивным, творческим способностям индивида, в связи с чем, перед образованием ставятся задачи развития логического и образного мышления, креативности, творческих способностей, проектных и конструктивных умений, либо их предпосылок, основ уже в дошкольных образовательных организациях. В период дошкольного возраста у детей значительно выражен познавательный интерес к техническому творчеству, которое развивает мышление, способность анализировать и логически рассуждать. Именно конструирование является важным направлением, способствующим формированию данных качеств у дошкольников.
Конструирование не является новым направлением развития, образования и воспитания в дошкольном образовательном учреждении, но сейчас ему придается особое значение в связи с потребностью государства в новых специалистах в области инженерии и строительства и развитием робототехники. Следовательно, проблема развития логико-математических и конструктивных умений у детей встает уже в дошкольном возрасте.
Конструирование в образовательных учреждениях проводится с дошкольниками в интересной и увлекательной игровой форме, с движением от простого к более сложному. Конструирование актуализирует работу, как левого, так и правого полушариев головного мозга, развивает логику и абстрактное мышление, речь и креативность, стимулирует аналитико-синтетические процессы и способность целостно воспринимать проблему и мн.др.
Ребенок в игровой форме незаметно для себя усваивает устный счет, состав числа и вычисляет простые арифметические действия, начинает логически мыслить. Дошкольник постепенно переходит от простых деталей конструктора, состоящих из геометрических фигур к более сложным программируемым конструкторам.
Вопросы, связанные с конструированием и формированием конструктивных умений у дошкольников, были рассмотрены в работах А.В.Белошистой , Н.А.Уразлиной , Л.А.Парамоновой , Л.С.Лоренсо , В.Г.Гоголевой и др.
На сегодняшний день в мире придуманы и созданы различные виды конструкторов. В рамках данного исследования, для формирования конструктивных умений дошкольников, представляет интерес использование приемов, методов и инструментария робототехники.
В отечественной психолого-педагогической школе (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), обоснован и доказано, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников, в рамках игры осуществляется и обучение для детей является важной ступенью обучения. В игровой деятельности создаются благоприятные условия для приобщения дошкольников к техническому творчеству, реализуется формирование инженерного мышления, первоначальных технических навыков и конструктивных умений. К старшему дошкольному возрасту, дети накапливают базовые конструкторские умения и навыки, позволяющие двигаться в такую область как робототехника, предполагающую конструирование и начальное программирование.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Методика и приемы развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика и приемы развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение методики и приемов развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- описать особенности развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста;
- исследовать педагогический потенциал робототехники в развитии конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- представить методику развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники,
- представить анализ и обобщение результатов исследования.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенных на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РОБОТОТЕХНИКИ
1.1 Особенности развития конструктивных умений у детей дошкольного возраста
Непосредственно понятие «конструирование» в переводе с латинского языка означает «строю, создаю». Под конструированием понимается процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчетов . Также под данным термином понимается построение в целом, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Сюда входит и архитектурное решение, в котором предмет создается определенным сочетанием строительного материала, соединяемого в соответствующем порядке . Также, можно рассмотреть такое определение: конструирование – это вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, для чего он должен научиться определенным способам действия .
Конструирование в процессе обучения представляет собой средство углубления и расширения полученных теоретических знаний и развития творческих способностей, изобретательских интересов и склонностей учащихся. Детское строительство имеет свои особенности. Ему присущи свои способы и мотивы, вместе с тем в нем мы находим отображение специфики деятельности взрослых, в том числе конструктивной.
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определенной логике. Ребенок строит мост, начиная с установки опоры, а затем только переходит к сооружению пролета, перил спуска. Это логично. Однако, построив мост, он не успокаивается на этом; ребенок совершенствует конструкцию для того, чтобы она соответствовала требованиям реального сооружения, выполняла свое назначение. В процессе детского строительства решаются конструктивные задачи: приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Как отмечает Давидчук А.Н., детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способ их соединения .
Конструктивно-техническое творчество имеет два основных этапа: этап замысла и этап практической его реализации. Здесь можно выделить различные виды конструирования :
Конструктивное творчество представляет сложный комплекс умственных и практических действий.
1. Умственное конструирование – система мыслительных операций (замысел).
2. Графическое конструирование – выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект.
3. Предметно-манипулятивное конструирование (практическая реализация) – моделирование или постройка какой-либо конструкции.
Все виды конструирования взаимосвязаны. Прежде чем приступить к
изготовлению конструкции, необходимо ее осмыслить, сначала в общем виде, затем сделать эскиз и если возможно выполнить сборочный и детализированный чертеж, в некоторых случаях модель. Умственное конструирование позволяет выбрать наиболее рациональный принцип действия, схему графической конструкции; графическое изображение проекта – определить формы и размеры деталей, их компоновку;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 2001. – 214 с.
2. Аянян А.Н. Продуктивные виды деятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – №2. – 2015. – С. 74 – 79.
3. Акимова Г. Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет / Г. Е. Акимова, Е. В. Федорова, В. Н. Яковлева. – СПб.:Речь, 2012. – 245 с.
4. Белошистая А.В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления у дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – №2. – 2018. – С. 4-12.
5. Блонский П.П. Педология. – М., 1936. – 337с.
6. Венгер Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 11.
7. Галушкина Н.П., Емельянова Л.А., Емельянова И.Е. Преемственность в развитии детей дошкольного и начального школьного возраста в условиях центра образовательной робототехники. Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.- пед. ун-та, 2017. — 157 с.
8. Гоголева В.Г. Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет / В.Г.Гоголева. – Спб.: «Детствопресс», 2010. – 56 с.
9. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991. – 94 с
10. Данилова Е. Энциклопедия развивающих игр. От рождения до школы. – М.: Олма Медиа Групп, 2013. — 226 с.
11. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1976. – 79 с.
12. Ерофеева, Е.М. Конструирование для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 339 с.
13. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. Начальный этап обучения конструированию дошкольников с детскими церебральными параличами. – М.: ГНОМ и Д, 2005. — 80 с.
14. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. Планы и конспекты занятий. Методические указания к программе воспитания и обучения в детском саду. — М.: Мозаика-синтез, 2007. — 42 с.
15. Клемешова Н. С., Клемешов В. П. Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника» //Международный научный журнал. Молодой ученый: Образование и воспитание, Казань, 2018. – №05 (20). – 88 с.
16. Конструирование программного обеспечения / сост. А.А.Романов. – Ульяновск : УлГТУ, 2016. – 126 с.
17. Круподерова Е.А. Занимательное конструирование // Обучение Дошкольников №4. – 2013. – С. 25 – 35.
18. Кулешова Н.В. «Игралочка – занималочка». Рабочая тетрадь для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.Практическое пособие для учителей – дефектологов, воспитателей ДОУ. – М.:2012.
19. Лоренсо Л.С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. – М.: 2010 – 175 с.
20. Уразлина Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций // Молодой ученый. №20.1 – 2015. – С. 33-35.
21. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. 3-е изд., доп. и испр. — СПб.: Наука, 2013. — 319 с.