Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность является устойчивым увлечением большинства детей, а не только одарённых. Изобразительная деятельность имеет все возможности для развития творческого воображения личности.
Использование нетрадиционных техник в процессе изобразительной творческой деятельности детей дошкольного возраста не является новой. Однако данная тема актуальна в связи с тем, что в учебном процессе на уровне дошкольного образования используются стереотипные методы и приемы, которые не активизируют воображение и фантазию ребенка, не стимулируют развития в личности желания творить.
Применение нетрадиционных техник рисования и их комбинирование, во-первых, позволяет ребенку легко и непринужденно выразить свои эмоции, чувства и идеи. Во-вторых, есть еще одна причина добавления в учебный процесс нетрадиционных техник рисования. Она заключается в том, что необходимо облегчить процесс получения навыков рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет нарисовать что-нибудь. Это будет способствовать повышению интереса детей к рисованию.
Нетрадиционных техник рисования существует много, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Нестандартные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно придумать свою необычную технику, совмещая две или более. Во многих случаях только с помощью смешения техник удается создать такие эффекты на бумаге, которые практически недоступны при работе с какой-то одной из них.
Актуальность данной работы состоит в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям того результата, который они задумали, одним из факторов является несформированность графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик.
Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались такие педагоги, психологи, искусствоведы, как А.В. Запорожец, Е. А. Флерина, Я. А. Башилов, Н. И. Ткаченко, К. М. Лепилов, Е. В. Разыграев, К. Н. Корнилов, И. Л. Ермаков, А. М. Шуберт, Ф. И. Шмит, А. В. Бакушинский, Н. К. Крупская, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, П.П. Чистяков, Т.Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и другие. Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт. (США), К. Роуланд (Англия) и др.).
Анализируя работы и исследования ученых и практиков, мы пришли к пониманию необходимости проведения данной работы с детьми дошкольного возраста, так как существуют разные методики обучения детей дошкольного возраста нетрадиционным техникам рисования, имеются разные точки зрения на применение данных технологий.
Цель работы: изучение нетрадиционных изобразительных техник рисования и возможности их использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности использования нетрадиционных техник в развитии изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по данному вопросу.
2. Раскрыть понятие "Нетрадиционные техники рисования".
3. Выявить виды нетрадиционных техник рисования.
4. Проанализировать целесообразность использования техники в ДОУ.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, , изучение теории организации изобразительной деятельности, использование методов анализа, синтеза.
Теоретическая значимость: в работе ставится и решается научная проблема развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных техник.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по использованию нетрадиционных техник в развитии изобразительной деятельности младших дошкольников.
Глава1.Возможности нетрадиционных изобразительных техник рисования для развития умений дошкольников работать с различным изобразительным материалом
1.1 Понятие нетрадиционные изобразительные техники у детей дошкольного возраста
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Это говорит о том, что формирование творческой, всесторонне развитой личности - это одна из важных задач педагогики на современном этапе. Эффективное средство для развития творческой личности - это изобразительное творчество, в том числе и нетрадиционные техники, способы и формы организации деятельности.
Согласно вышеуказанному нормативному документу изобразительное творчество входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Данная образовательная область предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Еще Ф.Фребель в своих трудах отмечал, что «охота ребенка к рисованию вообще и к рисованию красками... составляет существенно развивающее средство при воспитании ребенка» и писал о том, что с третьего года жизни ребенок выбирает для игр такой материал, который «поддается давлению»: мягкая глина, сырой песок, вода; а позже такими материалами будут те, «которые, стираясь, оставляют след - грифельная доска, грифель, бумага, карандаши, краски». Что говорит о познавательном любопытстве и стремлении ребенка к экспериментированию, к поиску новых открытий.
Экспериментируя с материалами, создавая образы, дети делают «открытия», стремятся получить новые знания, освоить новые способы изображения .
Н.Н.Подъяков, Л.А.Парамонова говорят о том, что практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения, является основным источником творчества. Уже с младшего дошкольного возраста эта деятельность выступает в форме экспериментирования и выступает как главный мотив деятельности. Это определяет актуальность разработки новых современных методов обучения, при которых ребенок будет приобретать умение экспериментировать с различными предметами и явлениями.
Которые расширят его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить за пределы того материала, который предлагает ему взрослый .
Начиная, с 80–90-х гг. XX века педагоги-практики особое внимание уделяли поиску разнообразных нетрадиционных техник рисования и отрабатывали приемы их технологии с учетом возрастных возможностей ребенка.
Нетрадиционная техника рисования – это поиск нового направление в искусстве, которое помогает ребенку выразить свое виденье мира и эмоции в
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2017. - 62 с.
2. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. - Новосибирск: Арта, 2013. - 223 с.
3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. - М.: «Педагогика», 1972.
4. Волнянская Т. Квилинг - эффективная техника для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. - 2015. - №2. - с.64-70.
5. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 2015. - 64 с.
6. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - с.76-80.
7. Груздова И.В. Развитие творческих способностей дошкольника / И.В. Груздова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 222 с.
8. Гущина Н.Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников // Воспитатель. - 2011. - №5. - с.89 - 91.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2013», - 2017. - 72 с.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 96 с.
11. Захарова, Ю. В. Нетрадиционные техники изображения в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью рисованию / Ю. В. Захарова [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/6609/1/Нетрадиционные%20техники.pdf
12. Зурабова К. Для детей младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 2017. - №3. - с.22-33.
13. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2016. - 128 с.
14. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2016. - 192 с.
15. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 255 с.
16. Казакова, Р.Г., Сайганова, Т.И., Седова, Е.М., Слепцова, В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина [Текст]: М.: ТЦ Сфера. — 2016. — 128 с.
17. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду : программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 192 с.
18. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 2014. - 152 с.
19. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М. Мозаика-синтез, 2018. 160с
20. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Н.В.Корчаловская, Г.Д.Посевина. - Ростов-на-Дону, 2013. - 288 с.
21. Кучерова, Д. В. «Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства для развития дошкольников / Д. В. Кучерова [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/08/25/ispolzovanie-netraditsionnyh-tehnikizobrazitelnogo
22. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: «Карапуз», 2018. - 192 с.
23. Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2017. - 32 с.
24. Минаева Н. А. Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 105-107. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6319/
25. Нестерова, И.А. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / И.А. Нестерова [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия. Режим доступа: ODiplom.ru - http://odiplom.ru/lab/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoideyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
26. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А. В. Никитина. — Санкт(Петербург : КАРО, 2016. — 96 с.
27. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-roidenia-do-shkoli.pdf. -
28. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозаика» авт.сост. В.Ю.Белькевич, Н.В.Гребенкина, И.А.Кильдышева и др. [Электронный ресурс]. - Режим достvпаhttp://www.firo.ru/wp- content/uploads/2014/02/Mozaika.pdf.
29. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга» авт.сост. С.Г.Якобсон, Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова и др. [Электронный ресурс]. - Режим достvпаhttp ://www.firo .ru/wp- content/uploads/2014/02/Raduga.pdf.
30. Рогаткина Т. Территория творчества: место, где рождается образ // Дошкольное воспитание. - 2017. - №9. - с.123 - 125.
31. Соколова Н.Э. Игры и игровые упражнения в работе с дошкольниками по формированию изобразительных навыков от доизобразительного периода развития рисунка к изобразительному // Дошкольная педагогика. - 2012. - №9. - с.30-33.
32. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 80 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (вступивший в силу 1.01.2014 г.) : приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70512244
34. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. - М. : Учпедгиз, 2015. - 208 с.
35. Цыкунова, Е. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста / Е. В. Цыкунова [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №3. — С. 49-53.