Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы.
Вокальное исполнительство представляет собой один из самых сложных и важных видов деятельности в музыке. Занятия по вокалу в системе дополнительного образования нацелены на получение обучающимися основ технической и художественной работы с вокальным произведением, на создание навыка публичного выступления, на побуждение развития интереса к самостоятельному творчеству и приобщение к ценностям мировой культуры .
На сегодня ситуация говорит о том, что занятия вокалом в системе дополнительного образования крайне востребованы. Музыкальные занятия, если они реализуются систематически, положительно влияют на физическое здоровье ребенка, его психику, развитие творческих способностей. Это принимается во внимание родителями, когда они планируют направленность дополнительного образования ребенка. Крайне важны занятия вокалом для детей, имеющих проблемы в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Число детей, кто сейчас приходит в структуру дополнительного образования для получения общеэстетического, духовного развития, на сегодняшний день больше, чем детей, желающих подготовиться к сценической деятельности. Об этом важно помнить педагогам по вокалу, руководителям вокальных студий.
Приобщение ребенка к основам традиционной национальной культуры, понимание того, как фольклор связан с профессиональным искусством, анализ языка разных видов народного творчества (поэтического, хореографического, декоративно-прикладного, музыкального), вовлечение детей в самостоятельную работу по вокалу на этой основе помогает развитию чувства эстетики, что поможет детям в дальнейшем оценивать место и важность разных культурных пластов.
Понятие «фольклор», введенное в научный оборот в середине XIX века, имеет множество дефиниций и интерпретаций в зависимости от исследовательской школы. Общеизвестны два определения фольклора: в узком понимании фольклор – это корпус вербальных текстов разных жанров, передаваемых и усваиваемых по традиции. Дефиниция фольклора как вербальной (словесной) формы народной традиции нашла отражение в таких синонимических обозначениях фольклора, как народная словесность, народная поэзия и др. В широком смысле фольклор – это вся традиционная духовная культура народа, являющаяся в общем-то предметом изучения этнологии. Что касается термина фольклористика, то пока он употребляется только в первом, узком (филологическом) значении .
Фольклор – не только художественный феномен, это также кладезь знаний об окружающей действительности, человеческих отношениях, внутреннем мире человека. Народное творчество неназойливо, играючи вводит человека в мир познания, увлекает его, ибо в фольклоре художественно сохранен и увековечен огромный трудовой, практический, житейский опыт поколений.
Фольклор – та же литература со своими целями и задачами, но бытующая, функционирующая в устном виде. Фольклорный материал функционирует с письменной литературой, она у него перенимает мотивы и формы. Особенно, ввиду отсталости нашей письменной литературы, она многое берет из фольклора. Многие произведения наших писателей и литераторов написаны в форме народных песен .
Фольклор является неотъемлемой частью и сердцевиной всех жанров музыкального искусства. Музыкальное искусство занимает значимое место в процветании и развитии народа, его культуры. В этом смысле фольклорная музыка, как основной показатель культуры, играет масштабную роль в ее развитии. Наряду с такими науками, как этнография, геология, история, языковедение и др., изучающие и, при этом, раскрывающие древние корни истории народа, профессиональный подход к научно-теоретическому анализу национальной музыки также может засвидетельствовать древний период истории народа.
Целью данной работы является рассмотрение форм и методов работы на уроках фольклорного вокала в системе дополнительного образования.
Задачи:
- Описать специфику современного дополнительного образования.
- Рассмотреть особенности работы педагога-вокалиста с детьми разных возрастов.
- Проанализировать нетрадиционные формы и методы работы на уроках фольклорного вокала в системе дополнительного образования.
- Изучить традиционные формы и методы работы на уроках фольклорного вокала в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является специфика обучению фольклорному вокалу на уроках дополнительного образования. Предмет исследования – формы и методы работы на уроках фольклорному вокалу в дополнительном образовании.
Глава 1 Общая характеристика занятий вокалом в системе дополнительного образования
1.1 Специфика современного дополнительного образования
В отечественной законодательной педагогической практике определение термина «дополнительное образование» утверждено в Федеральном законе РФ «Об образовании» № 273:
«Дополнительное образование – это процесс воспитания и обучения осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства...» .
Идеи и концепции дополнительного образования приобрели популярность в Европе в начале второй половины XIX в. и сопровождали период индустриализации. В последней трети XIX в. они охватили Северную Америку, распространились на страны Азии и Австралии.
Технические изобретения, использование нового оборудования на фабриках и заводах установили новые требования к квалификации рабочих и усилили требования к квалификации представителей большинства профессий. С тех пор доучивание, переучивание с целью обновления профессиональных знаний и навыков, получение дополнительных квалификаций – все это стало обычным явлением для специалистов. В постиндустриальной экономике дополнительное образование приобрело системный характер, являясь одним из компонентов непрерывного образования наряду с общим и профессиональным образованием. Рассматривая историю создания современной российской системы непрерывного образования и место в ней дополнительного образования, исследователи акцентируют внимание на организационных аспектах, проводя границу между основным и дополнительным образованием по степени институциализации и считая дополнительное образование тождественным информальному. Тогда как изучение системообразующей роли дополнительного образования указывает на его важность в процессах интеграции формального и неформального образования, осуществления связей на уровне систем, процессов и результатов . Таким образом, дополнительное образование участвует в организации системы непрерывного образования.
При этом большинство и российских, и зарубежных исследователей едины в мнении, что данный термин имеет очень широкое значение и может быть использован для обозначения разных видов формального, неформального и информального образования.
В англоязычной литературе наиболее близким по смыслу является термин «supplementary education» (англ. дополнительное образование), что значит образование, проходящее за пределами основных образовательных программ, которое может ориентироваться на культурные, академические и религиозные аспекты жизни разных социальных групп.
Смысл дополнительного образования отвечает интересам местных сообществ, объединенных общими религиозными, культурными и другими целями, а также интересам подрастающего поколения, оно способствует поддержке личного развития детей и подростков, повышению их самооценки, привлечению к образованию родителей, снижению уровня девиантного поведения подростков. Воспитательная роль дополнительного образования в Великобритании доминирует и заключается в привлечении детей из «уязвимых» социальных групп и вовлечении их в общее образование.
Теоретические обоснования ценности дополнительного образования для британского общества, участвующего в решении социальных проблем и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Антипова Л.А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклора. М.: 1993
2) Апраксина, О. Методика развития детского голоса: Учебное пособие - М., 1983. - 103 с.
3) Белецкой Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов, М., 1978.
4) Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М., 1968.
5) Вильсон, Д. Нарушение голоса у детей: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1990. - 448 с.
6) Дмитриев, Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000. – 366 с.
7) Добровольская, Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. – М.: Музыка, 1987. - 47 с.
8) Кантарович, В. Гигиена голоса. – М.: Госуд. музыкальное издательство, 1955. – 81 с.
9) Методические рекомендации по работе с детскими фольклорными коллективами. – Пермь., 1984
10) . Нефедова,Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и инфор-мального образования / Г.М. Нефедова// Ped. Rev.– 2017 – № 3 (17).[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-integratsii-formalnogo-neformalnogo-i-informalnogo-obrazovaniy− (дата обращения 24.09.2020)
11) Стасов В.В. Избранные статьи о М.И. Глинке [Текст] / В.В. Стасов. – М., 1955.
12) Стулова, Г. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.
13) Стулова, Г. Теория и методика обучения пению: Учебное пособие. – М.: Планета музыки, 2017. – 140 с.
14) Флеров, О. В. Дополнительное профессиональное образование в пространстве непрерывного образования личности / О.В. Флеров // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2017. – № 3 (07). – C. 103 – 106.
15) ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Гл. 10«Дополнительное образование» (ред. от 12.02.2019, с изменениями и доп., вступившими в силу 13.12.19). [Электронныйресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/− (дата обращения 24.09.2020)
16) Шамина Л.В. Специфика учебно-воспитательной работы в фольклорных певческих коллективах.- М.: 1984
17) Weigel, S. Das kann ja wohl nicht so schwer sein!? / S. Weigel, B. Fechler // Perspektive mediation. – 2019. – 2. – P. 96−102.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://doi.org/10.33196/pm201902009601− (дата обращения 24.09.2020).