Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста. Речь относится к числу психических функций, которые отличают нас от представителей животного мира и является одной из главных потребностей.
Раннее детство — сензитивный (наиболее благоприятный) период для усвоения речи. Взаимодействие ребенка с взрослым, особенно при их совместном взаимодействии с предметами, служит источником формирования умения общаться с помощью слов. Начиная со второго года жизни ребенок с поразительной быстротой и легкостью овладевает не только отдельными словами, но и правилами построения речи, всем богатством языка. Развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь. Первые слова ребенка адресованы взрослому и выражают элементарные просьбы или требования.
Интенсивно развивается активная речь ребенка. Первыми словами ребенок называет значимых людей («мама», «папа»), движущиеся объекты («мяч», «машина»), знакомые действия («дай», «хватит»), знакомые состояния («нету», «мое»). Повышается речевая активность во время игр и самостоятельной деятельности ребенка. Речь ребенка начинает сопровождать его действия с предметами.
Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже представления об окружающем мире в виде образов. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается связать имеющиеся у него образы с сочетаниями звуков, произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие активной речи у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты психологического развития в раннем детстве, а также речь и ее функции;
2) проанализировать развитие активной речи у детей раннего возраста.
Объект исследования – дети раннего возраста.
Предмет исследования – развитие активной речи у детей.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты психологического развития в раннем детстве. Речь и ее функции
1.1 Общая характеристика психологического развития в раннем детстве
Дети от 1 года до 3 лет уже не растут так быстро, как на первом году жизни. Средний рост годовалого мальчика равен 74-78 см. За второй году жизни ребенок вырастает примерно на 10 см. То есть, за месяц он вырастает меньше, чем на 1 см. В среднем рост мальчика, которому уже исполнилось 2 года, составляет 84-89 см. За третий год жизни ребенок тоже вырастает примерно на 10 см. Рост трехлетнего мальчика составляет примерно 93-99 см. Показатели среднего роста девочек данной возрастной категории отличаются всего на 1 см в меньшую сторону от такового у мальчиков [11].
Если рост меньше или больше среднего на 4-5 см, то это является поводом для обследования у врача. Нужно выяснить, имеет ли малыш просто индивидуальную особенность, или же его высокий (низкий) рост обусловлен каким-либо заболеванием.
Годовалый мальчик весит примерно 10-12 кг. В два года его вес в среднем составляет 12-14 кг. В три года – 13,5-16 кг. То, есть за год ребенок прибавляет в весе примерно 1,5-2 кг. Вес девочек отличается от среднего веса мальчиков примерно на 0,5-1 кг в меньшую сторону. Когда нужно бить тревогу? Обсудить ситуацию с врачом нужно в том случае, если вес больше или меньше средневозрастных значений на 2 кг и более.
Врачи обращают внимание не только на показатели роста и веса, но и оценивают гармоничность развития. То есть, соответствует ли вес росту. Еще оценивается окружность головы и окружность груди.
Практически все родители переживают, правильно ли развивается у них ребенок. Некоторые сравнивают своего ребенка со сверстниками. Но правильнее оценивать нервно-психическое развитие ребенка по основным критериям, которые разработаны врачами и педагогами. Эти критерии касаются речевого и сенсорного развития, характера игровой деятельности, движений и бытовых навыков.
Развитие ребенка в 1 год отличается следующими особенностями: ребенок хорошо ходит, легко меняет положение тела (присаживается, наклоняется, поворачивается и др.), учится бегать, самостоятельно ест ложкой густую пищу. Появляются простые сюжетные игры: построить башенку, покормить куклу, закатить машинку в гараж. У него быстро расширяется словарный запас. В игре ребенок проявляет много эмоций.
К полутора годам он ориентируется в основных цветах и формах. Густую пищу ложкой ест уже хорошо, учится есть жидкую пищу. Малыш пользуется в игре простыми словами, выполняет просьбы взрослого, обращается к нему с простыми просьбами сам. Малыш любит играть, он учится строить простые постройки. С небольшой помощью взрослого кое-что умеет снимать с себя из одежды.
К двум годам ребенок уже хорошо и умело двигается, умеет перешагивать через препятствия, умеет аккуратно есть и частично одеваться. Он достаточно много говорит, строит более сложные предложения, задает вопросы и отвечает на них, хорошо понимает рассказ взрослого о разных событиях. Все чаще малыш играет в сюжетные игры, действия в играх последовательные и логичные. Большая часть игр строится на подражании, но уже появляются и собственные фантазии [6].
К 2,5 годам ребенок строит еще более сложные фразы, неплохо разбирается в разных цветах и формах, начинает играть в ролевые игры. Большую часть одежды ребенок может одеть самостоятельно или с минимальной помощью взрослого. Он все чаще и настойчивее выражает свое мнение.
Возраст ребенка 3 года часто называют критическим. Малыш в 3 года умеет уже многое, он хочет стать самостоятельным и показать свое «Я». Ребенок уже достаточно много говорит. С ним можно построить интересный диалог. Многие дети в 3 года рассказывают стихи и простые сказки, с радостью поют песенки для мамы и папы, пусть и на «своем языке». Часто задают вопросы: «Где? Как? Почему? Зачем?». Они очень интересуются окружающим миром, любят играть [8].
В возрасте трех лет уже достаточно большое количество детей посещает детский сад. Круг общения ребенка расширяется, он учится взаимодействовать не только с семьей, но и с другими людьми разного возраста.
1.2 Речь и ее функции
Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.
Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.
Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».
Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.
Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.
Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г.Волгоград, 2015. — 263 с.
2. Вопросы дошкольной педагогики 2017 №01 (07) январь. Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый, 2017. — iv, 166 с
3. Гусейнзаде Р.Л., Мамедов Т.М. Педагогика. Учебник для студентов высших учебных заведений. — Баку, 2015. — 318 с.
4. Ильин Г.Л. Инновации в образовании. - М.: Прометей, 2015. — 425 с.
5. Педагогика сегодня: проблемы и решения. Материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, 2017 апрель). — Чита : Молодой ученый, 2017. — iv, 156 с.
6. Петрова М.Г. (ред.). Теоретические и прикладные аспекты современной науки. IV конференция 2014. В трех частях. Часть 3. Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – 210 с.
7. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. и др. Социология дошкольного детства : труды по социологии образования. Т. ХVII. Вып. ХХIХ. – Москва: Институт социологии образования РАО, 2013. – 168 с.
8. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2019. Выпуск 1 (январь - апрель). - Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2019. — 350 с.
9. Ходакова Н.П., Бесшапошникова С.Ю. (ред.) Информатизация обучения и воспитания детей: проблемы и перспективы. Материалы II студенческой международной научно-педагогической конференции, 15 января 2010, Москва. — М.: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2010. — 362 с.
10. Вопросы дошкольной педагогики 2019 № 02 (19). Международный научный журнал. — Казань: Молодой ученый. — iv, 86 с.
11. Возрастные особенности организма. - http://sport-history.ru/physicalculture/item/f00/s00/e0000416/index.shtml
12. Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности. - http://alpha-parenting.ru/2013/09/12/vozrastnyie-osobennosti-razvitiya-ponyatie-o-krizisah-i-stabilnyih-periodah-ih-osobennosti/
13. Возрастные периоды развития человека. - http://scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=436